Занятие по развитию творческих способностей детей старшей группы "Лепим мукосольку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Техника исполнения: тестопластика (лепка из солёного теста).

Цели занятия:

  • Продолжать знакомить детей с новым материалом для лепки-солёным тестом.
  • Совершенствовать умения скатывать тесто круговыми движениями, использовать в работе приёмы сплющивания, выкладывания и вдавливания.
  • Развивать творческое воображение детей.
  • Прививать интерес к народным традициям.
  • Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.
  • Учить образной оценке своих работ и работ других детей.

Оборудование:

  • Образцы поделок из теста, сделанных ранее;
  • Иллюстрации о народных промыслах;
  • Кассета со спокойной музыкой;
  • Тесто в целофановых пакетах на каждого ребенка , рецепт : 2 стакана муки ,1 стакан соли, примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки), желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла или сухого обойного клея);
  • Доски для лепки;
  • Формочки, пластмассовые трубочки для коктейля по колличеству детей;
  • Мокрые тряпочки;

Материалы для украшения поделки: бисер, камешки, цветные нитки;

Предварительная работа:

  • Беседа о работе с тестом;
  • Рассматривание альбомов с образцами поделок из теста и готовых работ;
  • Беседы о народных промыслах и традициях;
  • Предрарительный показ способов изготовления оберегов;
  • Самостоятельное выполнение поделок из теста детьми дома.

Ход занятия

Воспитатель торжественно объявляет:

- В эфире познавательно-увлекательная передача "Мукосолька". А почему она так называется, нам расскажут наши участники- дети нашей группы.

Звучит музыкальная заставка.

- Дорогие участники передачи ,представьтесь! (дети по очереди называют свои имена)

- Скажите,пожалуйста, дорогие участники передачи, что означает название "Мукосолька"?

(ответы детей: это поделки из муки и соли).

- Правильно!Молодцы! Давайте рассмотрим нашу мини-выставку. (дети подходят к столу с поделками). Мы видим с вами различные поделки из муки и соли. Как вы думаете, где их можно использовать? (ответы детей-это рамки для фотографий, сувениры, медальоны, подставки для карандашей и т.д.)

- А теперь я вам расскажу об истории возникновения мукосольки. На русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей, животных и птиц. Это мукосольки- поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберёгами. Они оберегали людей и защищали от неприятностей. Чтобы оберег был сильным его нужно делать от всей души и представлять того человека, которому он предназначен.

- Сегодня мы с вами сделаем мукосольки-обереги для своих близких. Прежде чем приступить к работе, давайте с вами сделаем разминку:

Мы ногами-топ-топ,
Мы руками- хлоп-хлоп,
Мы глазами-миг-миг,
Мы плечами-чик-чик,
Раз-туда, два-туда,
Повернись вокруг себя,
Раз-присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два,
За работу нам пора!

Дети садятся за столы , на которых приготовлены доски, стеки, тесто и формочки, украшения.

- Я предлагаю вам рассмотреть образцы мукосолек-оберегов. Обратите внимание, что узор можно сделать из различных предметов- бисера, цветных ниток, пуговиц. А форму придать с помощью специальных формочек.

- Давайте вместе назовем этапы работы.

(дети поэтапно показывают движения руками в воздухе)

  • Скатываем тесто круговыми движениями и получаем шар.
  • Сплющиваем шар между ладонями, придавая форму диска.
  • Выдавливаем формочкой нужную фигуру, убираем лишнее тесто.
  • Выкладываем узор из различных предметов и слегка вдавливаем.
  • Пластмассовой трубочкой делаем отверстие для шнура.

- Чтобы наши ручки хорошо лепили, давайте их разомнем.

Выполняется самомассаж "Хорошие пальчики", "Солнышко" (дети растирают каждый пальчик, гладят его, растирают ладошки, рисуют на ладошках солнышко с лучиками, по желанию это можно делать в паре с другим ребенком).

- Теперь в ваших ладошках по солнышку, которое будет греть ваши ручки. С хорошим настроением я приглашаю вас приступить к работе.

Дети приступают к работе.В ходе лепки педагог осуществляет индивидуальную помощь детям. Звучит спокойная музыка.

По мере выполнения работы, дети выставляют свои поделки на общий стол.

- Вот и готовы наши мукосольки. Давайте их рассмотрим. (дети рассматривают)

- Вам понравилось делать мукосольки-обереги? -Вы испытывали затруднения?

(звучат ответы детей).

Предлагаю нескольким детям рассказать о самой красивой и аккуратной поделке.

- А теперь пусть каждый расскажет о том , кому он подарит свою мукосольку и какие слова при этом скажет. (ответы детей)

- Давайте вместе подуем на наши поделки и передадим им нашу доброту!

- Наша работа ещё не завершена. Когда наши поделки хорошенько высохнут, мы проденем веревочку и по желанию раскрасим красками.

- Наша передача подошла к концу. До новых встреч в следующей передаче!

Звучит заключительная музыка. Дети идут мыть руки и убирать рабочие места.