Техника исполнения: тестопластика (лепка из солёного теста).
Цели занятия:
- Продолжать знакомить детей с новым материалом для лепки-солёным тестом.
- Совершенствовать умения скатывать тесто круговыми движениями, использовать в работе приёмы сплющивания, выкладывания и вдавливания.
- Развивать творческое воображение детей.
- Прививать интерес к народным традициям.
- Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.
- Учить образной оценке своих работ и работ других детей.
Оборудование:
- Образцы поделок из теста, сделанных ранее;
- Иллюстрации о народных промыслах;
- Кассета со спокойной музыкой;
- Тесто в целофановых пакетах на каждого ребенка , рецепт : 2 стакана муки ,1 стакан соли, примерно 125 мл воды (количество воды зависит от вида муки), желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла или сухого обойного клея);
- Доски для лепки;
- Формочки, пластмассовые трубочки для коктейля по колличеству детей;
- Мокрые тряпочки;
Материалы для украшения поделки: бисер, камешки, цветные нитки;
Предварительная работа:
- Беседа о работе с тестом;
- Рассматривание альбомов с образцами поделок из теста и готовых работ;
- Беседы о народных промыслах и традициях;
- Предрарительный показ способов изготовления оберегов;
- Самостоятельное выполнение поделок из теста детьми дома.
Ход занятия
Воспитатель торжественно объявляет:
- В эфире познавательно-увлекательная передача "Мукосолька". А почему она так называется, нам расскажут наши участники- дети нашей группы.
Звучит музыкальная заставка.
- Дорогие участники передачи ,представьтесь! (дети по очереди называют свои имена)
- Скажите,пожалуйста, дорогие участники передачи, что означает название "Мукосолька"?
(ответы детей: это поделки из муки и соли).
- Правильно!Молодцы! Давайте рассмотрим нашу мини-выставку. (дети подходят к столу с поделками). Мы видим с вами различные поделки из муки и соли. Как вы думаете, где их можно использовать? (ответы детей-это рамки для фотографий, сувениры, медальоны, подставки для карандашей и т.д.)
- А теперь я вам расскажу об истории возникновения мукосольки. На русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей, животных и птиц. Это мукосольки- поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберёгами. Они оберегали людей и защищали от неприятностей. Чтобы оберег был сильным его нужно делать от всей души и представлять того человека, которому он предназначен.
- Сегодня мы с вами сделаем мукосольки-обереги для своих близких. Прежде чем приступить к работе, давайте с вами сделаем разминку:
Мы ногами-топ-топ,
Мы руками- хлоп-хлоп,
Мы глазами-миг-миг,
Мы плечами-чик-чик,
Раз-туда, два-туда,
Повернись вокруг себя,
Раз-присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два,
За работу нам пора!
Дети садятся за столы , на которых приготовлены доски, стеки, тесто и формочки, украшения.
- Я предлагаю вам рассмотреть образцы мукосолек-оберегов. Обратите внимание, что узор можно сделать из различных предметов- бисера, цветных ниток, пуговиц. А форму придать с помощью специальных формочек.
- Давайте вместе назовем этапы работы.
(дети поэтапно показывают движения руками в воздухе)
- Скатываем тесто круговыми движениями и получаем шар.
- Сплющиваем шар между ладонями, придавая форму диска.
- Выдавливаем формочкой нужную фигуру, убираем лишнее тесто.
- Выкладываем узор из различных предметов и слегка вдавливаем.
- Пластмассовой трубочкой делаем отверстие для шнура.
- Чтобы наши ручки хорошо лепили, давайте их разомнем.
Выполняется самомассаж "Хорошие пальчики", "Солнышко" (дети растирают каждый пальчик, гладят его, растирают ладошки, рисуют на ладошках солнышко с лучиками, по желанию это можно делать в паре с другим ребенком).
- Теперь в ваших ладошках по солнышку, которое будет греть ваши ручки. С хорошим настроением я приглашаю вас приступить к работе.
Дети приступают к работе.В ходе лепки педагог осуществляет индивидуальную помощь детям. Звучит спокойная музыка.
По мере выполнения работы, дети выставляют свои поделки на общий стол.
- Вот и готовы наши мукосольки. Давайте их рассмотрим. (дети рассматривают)
- Вам понравилось делать мукосольки-обереги? -Вы испытывали затруднения?
(звучат ответы детей).
Предлагаю нескольким детям рассказать о самой красивой и аккуратной поделке.
- А теперь пусть каждый расскажет о том , кому он подарит свою мукосольку и какие слова при этом скажет. (ответы детей)
- Давайте вместе подуем на наши поделки и передадим им нашу доброту!
- Наша работа ещё не завершена. Когда наши поделки хорошенько высохнут, мы проденем веревочку и по желанию раскрасим красками.
- Наша передача подошла к концу. До новых встреч в следующей передаче!
Звучит заключительная музыка. Дети идут мыть руки и убирать рабочие места.