Ход урока
1. Работа с текстом.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц “не” и “ни”? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <...> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.
Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело, кто искренен не только с другими, но и с самим собою.
В. Белов
- Определить тему и основную мысль текста.
- Подумайте, почему в названии статьи стоит запятая, а не тире? (“Язык мой, друг мой”.)
- Объясните лексическое значение слов “чертоги”, “стихия”.
Вывод. Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. Вспомнить фразу Толстого!
2. Мотивация правила.
Если следовать главной мысли текста, то, исходя из ошибок нашего первого диктанта, вспомните, на какое орфографическое правило было сделано больше всего ошибок?
Обращение к первому диктанту. ( Иду, как в картинную галерею, еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, писанные золотой осенью. Глаза настороженны и жадны: не хочется ничего упустить.)
Формулировка темы.
“Трудные случаи правописания суффиксов. Н и НН в отглагольных прилагательных”.
Цели урока:
- Повторить тему правописания суффиксов н и нн , изученную в средней школе и закрепить материал на ряде тренировочных упражнений.
- Дать четкое значение причастий и отглагольных прилагательных.
- Проверить усвоение материала с помощью тестов, литературных текстов, групповой и индивидуальной исследовательской работы.
Ход занятия
1. Слово учителя о теме занятия, целях
2. Данное орфографическое правило часто встречается при правописании.
Слайд№3,4 (Отрывок из статьи о Пушкине и отрывок из “Евгения Онегина”).
– Чтение отрывков. Отмечаем насыщенность текстов данной орфограммой.
– Учитель предлагает самостоятельно поработать над текстом, затем по окончании работы отмечает вместе с учащимися возникновение спорных случаев, разногласий в правописании.
Не любил ничего роскошного. Любимым его кушаньем была моче...ая морошка. Моче...ым яблокам также доставалось от него нередко. А сестра его, Ольга, знала: чтобы зазвать его в гости, надо обещать ему пече...ый картофель в мундире.
(По И.А. Ильину)
Румян, как вербный херувим, Что помимо орфографического правила объединяет
Затянут, нем и недвижим, 2 текста?
И путешестве...ик залетный,
Перекрахмале...ый нахал,
В гостях улыбку возбуждал,
Своей осанкою заботной,
И молча обмене...ый взор
Ему был общий приговор
Слово учителя К данным текстам вернемся в конце урока после ряда тренировочных заданий, помогающих осмыслить информацию.
3.
Учитель.
Для усвоения темы необходимо знать, во-первых, от глагола какого вида образовано слово; во-вторых, какое значение имеют отглагольные прилагательные, какое значение – причастья. У отглагольных прилагательных и причастий – 2 основных различия: различение по образованию и по значению.
1) Различение по образованию.
Слайд №5
Общее правило: прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида + Н; причастия– от глаголов совершенного вида + НН; от глаголов несовершенного вида и совершенного вида с ОВА образуются и прилагательные и причастия с помощью НН
Слайд№6
Н | НН | НН |
Отглагольные прилагательные, как
правило, от глаголов несовершенного Вида |
Причастия, как правило, от глаголов совершенного вида | Причастия и прилагательные от глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида с – ОВА |
Задание:
Распределить примеры по колонкам таблицы
Слайд№7
Если есть -ова-, пишем НН. Если нет –ова-, определяем вид: несовершенный вид– пишем Н, совершенный вид– пишем НН
Помните об исключениях! Названый брат посаженый отец смышленый ребенок. (Запись в словарь.)
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы (листы отпечатаны)Работа в парах. Один ученик работает на копьютере, результат высвечивается на интерактивной доске.
Суше...ые грибы, высуше...ые вещи, рисова...ый портрет, соленые и Маринова...ые огурцы, рубле..ая и шинкова..ая капуста.... разорва...ая рубашка, рва...ый ботинок, балова...ый ребенок, глаже...ые вещи, выглаже...ое платье, линова...ая, бумага, варе...ая колбаса, сваре...ая каша, скова...ые руки, кова..ое железо, взволнова...ое море, пудре...ый парик, напудре...ое лицо, квалифицирова...ый труд, пуга...ая ворона, испуга...ый человек, лома...ая линия, слома...ая игрушка, умудре...ый жизнью человек, назва...ый брат, мудре...ый ответ, посажё...ый отец.
Проверка задания: найти слова, где надо вставить только Н
Слайд№8 (Проверка)
Сушеные грибы, соленые огурцы, рубленая капуста, рваный ботинок, глаженые вещи, вареная колбаса, кованое железо, пудреный парик, пуганая ворона, ломаная линия, названый брат, мудреный ответ, посаженый отец.
Вопрос:
- На каком основании в данных словах надо писать одну Н? Назовите исключения.
- На каком основании в других словах вы написали две НН?
- Кто сделал ошибки, объясните почему следует написать иначе?
5. Первый проверочный тест (по вариантам).
Проверяют сильные ученики, каждый в своей группе.
*Работа в группах постоянно ведется на элективных занятиях.
Тест№1 (в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
а) Н
кова(1)ые балко(2)ые решетки, гране(3)ый стакан, реше(4)ый вопрос, линова(5)ая бумага, жже(6)ый кофе, назва(7)ый брат
1) 1, 2,3; 2) 2, 3, 5, 6; 3) 1, 3, 6,7.
б)НН
смышле(1)ый малыш, рискова(2)ый поступок, некоше(3)ые травы, суше(4)ые ягоды, свежезамороже(5)ые овощи, засея(6)ые плантации, заколдова(7)ый круг
1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 5, 6, 7; 3)1, 2, 5, 6.
Подведение итогов: в какой группе больше правильных ответов
6. Слайд №9 (Слова учителя: а теперь рассматриваем различие по значению).
Отличие причастий и отглагольных прилагательных по значению.
Большая часть отглагольных прилагательных образуется от глаголов со значением конкретного физического действия бытового характера и имеет значение качества, полученного в результате какой-либо “обработки”. Это материальный, физический признак.
Золочёный, квашеный, кипяченый.
Небольшая группа отглагольных прилагательных передает нематериальный признак, часто такие прилагательные имеют непрямое значение: дарёный, незваный, путаный.
Причастие передает признак по действию, совершенному над кем-либо, чем-либо; соответствует сочетанию “глагол + который в винительном падеже”; имеет время.
Прокипяченная вода = вода, которую прокипятили
Слышанный разговор = разговор, который слышали
7. Слайд№10
Работа над лексическим значением слова. Подбор синонимов.
(Проверьте себя, знаете ли вы значения отглагольных прилагательных, передающих нематериальный признак. Какие из них имеют переносное значение?)
*Береженый – осторожный осмотрительный
Ветреный – легкомысленный, непостоянный
Мудреный – загадочный, непонятный
Немудреный – простой, легкий
Холеный – опрятный, чистый, гладкий
Смышленый – сообразительный, понятливый
Посажёный – исполняющий роль родителя при свадебном обряде
Прощёное (воскресение) – последнее воскресение перед великим постом, когда просят прощение друг у друга
Стреляный – опытный бывалы– ни на что не способный больше й
Конченый (человек)
*Вспомните устойчивые сочетания или пословицы, в которых которых употребляются следующие отглагольные прилагательные?
Береженый – береженого Бог бережет.
Дареный – дареному коню в зубы не смотрят.
Луженый – луженая глотка.
Незваный – незваный гость хуже татарина.
Стреляный – стреляного воробья на мякине не проведешь.
8. Переход отглагольных прилагательных в причастия.
(При помощи зависимого слова) (работа на доске).
Сушеные грибы – не свежие, сухие.
Вязаный шарф – не матерчатый
Крашеный пол – дощатый, покрытый краской
Сушенные на солнце грибы – грибы, которые сушили на солнце
Вязанный крючком шарф – шарф, который связали крючком
Крашенный недавно пол – пол, который недавно красили
Тест №2. Проверка по группам
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
Н Сея(1)ый лук, сея(2) через сито мука, фарширова(3) рыба, золоче(4)ое блюдо, виде(5)ый фильм, груже(6)ые платформы, нехоже(7)ые леса 1) 1, 4, 6, 7; 2) 1, 3, 5; 3)2, 4, 6. |
НН Златотка(1)ый ковер, стега(2)ый шелком халат, беше(3)ый ритм, ещё не коше(4)ая трава, неезже(5)ые дороги, слыша(6)ый рассказ, плавле(7)ый сырок 1) 1, 3, 7; 2) 2, 5, 4; 3)2, 4, 6. |
9. Слайд №11 (Обратить внимание на некоторые особенности правописания н-нн).
Читаный – перечитанный
Стираный – перестиранный
Решенный – перерешенный
Заложенный – перезаложенный
10. Отпричастные прилагательные. Причастия несовершенного вида, которых немного, переходят в прилагательные, если теряют временной признак и приобретают качественный признак.
Слайд №12
Запоминайте написание! Работа со словарем.
Желанный.
Долгожданный
Нежданный
Негаданный
Неожиданный
Нечаянный
Невиданный
Неслыханный
Жеманный
Недреманный.
Связь с литературой
11. Работа с текстом, прозвучавшим в начале урока.
(Вставить и объяснить пропущенные буквы). Так как же верно должен выглядеть текст?
12. Индивидуальные задания.
(Исследовательская работа.) “Использование отглагольных прилагательных и причастий с н и нн в 1,2 главах “Евгения Онегина” и “гастрономических” главах “Мертвых душ”.
13. Работа по группам.
Поэтическая страничка. (Вспомнить отрывки из стихотворений, в которых используется данное орфографическое правило).
14. Изобразительно-выразительные средства языка.
(Вставить пропущенные буквы. Определить изобразительные средства языка.)
Изобразительно-выразительные средства языка.
Белый ест ананас спелый, черный – гнилью
моченый. (Антитеза)
День был жаркий, серебря…ые облака тяжелели
ежечасно (эпитет, метафора)
Улыбнулись со…ые березки (олицетворение)
Это стари…ое серебро (Метонимия)
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во старом бору
Под смолистый под корень подрубле…ая
(сравнение).
Неожида…ая встреча. Я быстро шла. Почти бежала.
Не догнать меня (парцелляция).
Ступеням и дорогам не конче… счет,
Камням и порогам не найде… счет (эпифора)
15. Работа с предложениями (обобщение).
Проверка полученных знаний по группам. Работы проверяются сильным учениками в каждой группе.
Восток, денницей оз...ре...ный, сиял (П). 2.
Еще безмолвен город со...ый; на окнах блещ...т утра
свет; еще на улице моще...ой не раздается стук
карет (Л.). 3. Слова эти не произвели жела...ого
действия. 4. На стене висел гравирова...ый портрет
Гейне (Крон.)5.Из рыб безглас...ных самая лучшая —
это жаре...ый карась в сметане (Ч.). 6. Сам вижу я:
необходимо слух, рассея...ый расстригой,
уничтожить (П.). 7. — К столу! К столу! Но в это время
звонят. Кто
там еще незва...ый, непроше...ый? (Тендр.). 8. Вы
отгадаете, конечно, кто этот гость нежда...ый был
(Л.). 9. Человек, лише...ый ума, становится не
человек. (П.)Ю. И вдруг — нечая...ый удар с княжны
невидимой сбивает прощальный Черномора дар (П.).
11. На беше...ой скорости гнал лихач машину по
шоссе. 12. В краю непуга...ых птиц (Приш.). 13. Ты
человек смышле...ый: ты сам увид...л бы, что я
лукавствую (П.). 14. Стоит опустелый над сон...ым
прудом на славу Растреллием строе...ый дом (А. К.
Т.). 15. Еще не знаю, что скажу тебе при встрече
жда...ой нашей, но в сердце стывшую межу сч...таю
проп...стью вчерашней (Полик.).
П. 1. И чем дальше — тем пута...ее и непонятнее становилось заявление поэта. 2. Офицер броше...ое королевское одеяние накинул на себя и зан...л место короля. 3. Человек, получивший ат...естат белогвардейца-врага, может сч...тать себя человеком конче...ым в СССР. 4. На широк...м поле словес...ности российской в СССР я был один — единстве...ый волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Краше...ый ли волк, стриже...ый ли волк, он все р...вно не похож на пуделя (М. Булгаков).
Найдите в примерах все прилагательные и причастия. Объясните написание н и нн.
1. Пимен. Исполнен долг, завещанный от Бога мне, грешному. 2. Царь. Слыхал ли ты когда, чтоб мертвые из гроба выходили допрашивать царей, царей законных, назначенных, избранных всенародно, увенчанных великим патриархом? 3. Самозванец. Сыны славян, я скоро поведу в желанный бой дружины ваши грозны. 4. Царь. Повсюду им [самозванцем] разосланные письма посеяли тревогу и сомненья. 5. Шуйский. Умы людей не время волновать нежданною, столь важной новизною. 6. Коль ты молодец румяный, братец будешь нам названый. 7. Нечаянный случай всех нас изумил. 8. На стене висели два портрета, писанные в Париже мадам Лебрен. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой — молодую красавицу с орлиным носом и с розою в пудреных волосах. 9. Мель кают ветреные моды разнообразной чередой (А.Пушкин).
16. Итоги Занятия.
17. Домашнее задание.
Использование изучаемого орфографического правила в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир” (1 том 2 часть). Выявить, как данные слова помогают раскрыть автору образ героя.
Вопросы к тексту
“необработанный голос” (повторяет трижды, что усиливает особенности её таланта).
“взъерошенными волосами, спутанную курчавую голову с опущенными глазами”
“испуганная, растерянная, , виноватая”
“обожаемая, неоцененная”
“в шубе с воротником, обсыпанном снегом”.