Цели:
- познакомить учащихся с видами календарей и их значением;
- закрепить умение решать задачи на движение, умение составлять решение задачи с помощью математического выражения;
- развивать навык работы в группе, любознательность, логическое мышление.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте себе и товарищам успехов и садитесь.
2. Создание проблемной ситуации
– Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте решить вот такую задачу:
По григорианскому календарю лето длится 3 григорианских месяца. Сколько дней длится лето?
(Слайд 2. Выслушиваются ответы детей. В результате выясняется невозможность решения задачи.)
– А почему вы не можете решить задачу? (Мы не
знаем что такое григорианский календарь, сколько
дней в месяцах этого календаря.)
– А что это за единицы такие – год, месяц? (Единицы
времени)
3. Актуализация опорных знаний
– Давайте теперь вспомним, какие единицы
измерения времени вы знаете? (Секунда, минута,
час, неделя, месяц, год, век) (Слайд 3)
– Что вы знаете об этих единицах времени? (Выслушиваются
ответы детей, постепенно появляется cлайд
4).
– Запишите в своих тетрадях любое из этих
соответствий.
– Меня очень заинтересовало утверждение о том,
что в году 365 дней. А где можно увидеть все эти 365
дней? Как называется этот календарь? (Пока мы
этого не знаем).
4. Определение темы и целей урока учениками.
– Так значит о чем мы сегодня будем говорить? (О
календаре.) Т.е. тема сегодняшнего урока –
Календарь (Слайд 6).
– Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Чем еще
будем заниматься? (Слайд 5).
5. Поиск решения проблемы учениками
– Ребята, используя ваши знания и накопленный опыт, попробуйте ответить, а что такое календарь? (Выслушиваются ответы детей). А где можно найти точное определение этого слова? (В толковом словаре). Словарей, вы знаете, существует несколько, и вот какое определение дает словарь Ожегова:
– КАЛЕНДАРЬ: способ счисления дней в году
Солнечный к. ”в котором согласуются движение
Солнца и смены лунных фаз”. Юлианский к.
”старого стиля”. Григорианский к. ”нового
стиля”.
– КАЛЕНДАРЬ: таблица или книжка с перечнем
всех дней в году ”с различными справочными
сведениями”
Отрывной к. Настольный к.
Календарей существует несколько. Где можно
найти и узнать информацию о видах календарей? (В
Интернете, в книгах, в библиотеке).
Авторы учебников облегчили вам работу и дали
небольшую информацию об основных видах
календарей.
– Откройте учебники на стр.114. Описание скольких
видов календарей вам дали? (5-ти). Прочитайте
их названия. (Одновременно с чтением
показываются слайды 6-10 с краткой
характеристикой каждого из календарей.)
– Итак, каким же календарем мы пользуемся сейчас?
(Григорианским)
– Сможем теперь решить задачу, предложенную вам
в начале урока? (Да, потому что мы узнали, что
григорианский – это наш современный календарь)
– Запишите решение задачи в тетради. Какое
действие используем при решении? («сложение»)
Почему не умножение? (В июне 30 дней, в июле и
августе по 31) Можно решить эту задачу
выражением? (Да, нужно (31 . 2) + 30) (Слайд 11)
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга,
поставьте отметки.
6. Физминутка
(Слайд 12, в качестве дополнения используется любая имеющаяся музыкальная физминутка.)
7. Применение полученных знаний
– Как вы думаете, ребята, знания, полученные на
уроке, пригодятся вам в жизни? Где и когда?
Конечно же пригодятся во время учебы. А давайте
теперь потренируемся в решении таких задач.
Прочитайте задачу на стр.115. Как можно
схематически записать условие задачи?
За 1 год – 6 часов
За 8 лет – ?
За 12 лет – ?
Запишите краткую запись и решение в тетради.
Кто хочет записать ее у доски?
Вторую часть задачи мы обсудим и решим в группах.
Каждый ряд – это группа. Сейчас подумайте,
порассуждайте и запишите решение этой части
задачи в виде выражения. Это выражение крупно
запишите маркером на листе бумаги. Представитель
от каждой группы выйдет и объяснит, как вы
составили выражение. (Работа в группах 2-3 мин.)
6 часов – за 1год
6 суток – за ?
1 сут = 24 часа, 6 суток – 24 х 6, получим часы и разделим все это на 6. Получается (24 х 6) : 6
(Решения вывешиваются на доске, проверяются (слайд 13), сравниваются)
– Ребята, можно не выполнять вычисления в этом
выражении? Почему? (Здесь умножить на 6 и
разделить на 6, значит число останется
неизменным, т.е. равно 24 года)
– Запишите решение задачи в тетради.
8. Закрепление полученных ранее знаний
– Ребята, в начале урока вы сказали, что хотите порешать задачи на движение. У нас как раз есть немного времени, для того, чтобы закрепить это умение – решать задачи на движение. На стр.118 помещены 3 задачи № 10, №11, №12. Посмотрите, какую из них вы хотели бы решить?
(Задача читается, разбирается, вспоминается зависимость единиц скорости, а затем учащиеся самостоятельно записывают решение.)
9. Итог урока. Оценивание
– Ну, что ж, ребята, урок наш заканчивается.
Давайте посмотрим на цели нашего урока,
предложенные вами в начале. Как считаете,
справились мы? Исходя из этого, скажите, чему же
мы научились?
У вас на партах лежат три кружочка – зеленый,
желтый и красный.
Подумайте сейчас и оцените свою работу на уроке.
Те, кто все понял и урок показался ему интересным
поднимают зеленый кружок, те, кто в чем-то
сомневается, поднимают желтый кружок, а те, кто
совсем ничего не понял, поднимут красный кружок.
10. Домашнее задание
– Ребята, а кто дома еще хочет что-то узнать по
сегодняшней теме?
Сегодня я вам дам не совсем математическое
задание. Вы кое-что будете исследовать. Для этого
снова поделимся на группы – группа мальчиков
и группа девочек. Мальчики ищут название
месяцев по мусульманскому календарю, а девочки
по египетскому. Успехов!
Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен. (Слайд 14)