Урок математики в 3-м классе по теме "Календарь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с видами календарей и их значением;
  • закрепить умение решать задачи на движение, умение составлять решение задачи с помощью математического выражения;
  • развивать навык работы в группе, любознательность, логическое мышление.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте себе и товарищам успехов и садитесь.

2. Создание проблемной ситуации

– Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте решить вот такую задачу:

По григорианскому календарю лето длится 3 григорианских  месяца. Сколько дней длится лето?

(Слайд 2. Выслушиваются ответы детей. В результате выясняется  невозможность решения задачи.)

– А почему вы не можете решить задачу? (Мы не знаем что такое григорианский календарь, сколько дней в месяцах этого календаря.)
– А что это за единицы такие – год, месяц? (Единицы времени)

3. Актуализация опорных знаний

– Давайте теперь вспомним, какие единицы измерения времени вы знаете? (Секунда, минута, час, неделя, месяц, год, век) (Слайд 3)
– Что вы знаете об этих единицах времени? (Выслушиваются ответы детей, постепенно появляется cлайд 4).
– Запишите в своих тетрадях любое из этих соответствий.
– Меня очень заинтересовало утверждение о том, что в году 365 дней. А где можно увидеть все эти 365 дней? Как называется этот календарь? (Пока мы этого не знаем).

4. Определение темы и целей  урока учениками.

– Так значит о чем мы сегодня будем говорить? (О календаре.) Т.е. тема сегодняшнего урока – Календарь (Слайд 6).
– Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Чем еще будем заниматься? (Слайд 5).

5. Поиск решения проблемы учениками

– Ребята, используя ваши знания и накопленный опыт, попробуйте ответить, а что такое календарь? (Выслушиваются ответы детей). А где можно найти точное определение этого слова? (В толковом словаре). Словарей, вы знаете, существует несколько, и вот какое определение дает словарь Ожегова:

– КАЛЕНДАРЬ: способ счисления дней в году
Солнечный к. ”в котором согласуются движение Солнца и смены лунных фаз”. Юлианский к. ”старого стиля”. Григорианский к. ”нового стиля”.

– КАЛЕНДАРЬ: таблица или книжка с перечнем всех дней в году ”с различными справочными сведениями”
Отрывной к. Настольный к.

Календарей существует несколько. Где можно найти и узнать информацию о видах календарей? (В Интернете, в книгах, в библиотеке).
Авторы учебников облегчили вам работу и дали небольшую информацию об основных видах календарей.
– Откройте учебники на стр.114. Описание скольких видов календарей вам дали? (5-ти). Прочитайте их названия. (Одновременно с чтением показываются слайды 6-10 с краткой характеристикой каждого из календарей.)
– Итак, каким же календарем мы пользуемся сейчас? (Григорианским)
– Сможем теперь решить задачу, предложенную вам в начале урока? (Да, потому что мы узнали, что григорианский – это наш современный календарь)
– Запишите решение задачи в тетради. Какое действие используем при решении? («сложение») Почему не умножение? (В июне 30 дней, в июле и августе по 31) Можно решить эту задачу выражением? (Да, нужно (31 . 2) + 30) (Слайд 11)
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, поставьте отметки.

6. Физминутка

(Слайд 12, в качестве дополнения используется любая имеющаяся музыкальная физминутка.)

7. Применение полученных знаний

– Как вы думаете, ребята, знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни? Где и когда?
Конечно же пригодятся во время учебы. А давайте теперь потренируемся в решении таких задач.
Прочитайте задачу на стр.115. Как можно схематически записать условие задачи?

За 1 год – 6 часов
За 8 лет – ?
За 12 лет – ?

Запишите краткую запись и решение в тетради. Кто хочет записать ее у доски?
Вторую часть задачи мы обсудим и решим в группах. Каждый ряд – это группа. Сейчас подумайте, порассуждайте и запишите решение этой части задачи в виде выражения. Это выражение крупно запишите маркером на листе бумаги. Представитель от каждой группы выйдет и объяснит, как вы составили выражение. (Работа в группах 2-3 мин.)

6 часов – за 1год
6 суток – за ?
1 сут = 24 часа, 6 суток – 24 х 6, получим часы и разделим все это на 6. Получается  (24 х 6) : 6

(Решения вывешиваются на доске, проверяются (слайд 13), сравниваются)

– Ребята, можно не выполнять вычисления в этом выражении? Почему? (Здесь умножить на 6 и разделить на 6, значит число останется неизменным, т.е. равно 24 года)
– Запишите решение задачи в тетради.

8. Закрепление полученных ранее знаний

– Ребята, в начале урока вы сказали, что хотите порешать задачи на движение. У нас как раз есть немного времени, для того, чтобы закрепить это умение – решать задачи на движение. На стр.118 помещены 3 задачи № 10, №11, №12. Посмотрите, какую из них вы хотели бы решить?

(Задача читается, разбирается, вспоминается зависимость единиц скорости, а затем учащиеся самостоятельно записывают решение.)

9. Итог урока. Оценивание

– Ну, что ж, ребята, урок наш заканчивается. Давайте посмотрим на цели нашего урока, предложенные вами в начале. Как считаете, справились мы? Исходя из этого, скажите, чему же мы научились?
У вас на партах лежат три кружочка – зеленый, желтый и красный.
Подумайте сейчас и оцените свою работу на уроке. Те, кто все понял и урок показался ему интересным поднимают зеленый кружок, те, кто в чем-то сомневается, поднимают желтый кружок, а те, кто совсем ничего не понял, поднимут красный кружок.

10. Домашнее задание

– Ребята, а кто дома еще хочет что-то узнать по сегодняшней теме?
Сегодня я вам дам не совсем математическое задание. Вы кое-что будете исследовать. Для этого снова поделимся на группы – группа мальчиков  и группа девочек. Мальчики ищут название месяцев по мусульманскому календарю, а девочки по египетскому. Успехов!
Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен. (Слайд 14)