Заочное тестирование в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

Разделы: Химия, Биология, География, Внеклассная работа, Экология


Конкурс “Инструментальные исследования окружающей среды” проводится для школьников 7-11-х классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

Условия прохождения заочного тестирования.

1. Зарегистрироваться на сайте, войти под своим логином, перейти в раздел “Школьнику”.

2. Прислать заявку на заочное тестирование, в которой указать: Фамилию, имя, отчество, образовательное учреждение, населенный пункт, свой логин, под которым зарегистрированы, выбранную тематику теста.

3. В день проведения заочного тестирования нужно зайти под своим логином на сайт, войти в раздел “Тестирование”, выбрать названную в заявке тематику теста, ответить на вопросы. Раздел “Тестирование” будет открыт для участников только один день по графику (1 ноября 2011г и 14 января 2012 г) с 00 час. 00 минут до 23 ч 59 минут по московскому времени.

Каждый участник может ответить на вопросы теста только один раз.

4. Всего за учебный год участнику предоставляется возможность пройти заочное тестирование два теста, общее число заданий – 72, т.е. каждый тест содержит по 36 заданий. Все задания разбиты на 4 группы.

К каждому заданию группы А дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

К каждому заданию группы Б дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа являются правильными.

К каждому заданию группы В дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Каждое задание группы Г содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слово или словосочетание, заканчивающее фразу.

Итоговый результат складывается из результатов тестов №1 и №2 (накопительная система). Однако участник может пройти только одно тестирование из двух (любое). Максимальное количество баллов за каждый тест – 50 баллов, таким образом, максимальное значение итогового результата за два теста – 100 баллов.

5. Итоговый результат заочного тестирования преобразуется в скидку на участие. Максимально возможная скидка, которую можно заработать на заочном тестировании – 10% (за 200 баллов), которая суммируется с другими скидками участника (подробнее см. информацию о скидках). Скидка предоставляется только в текущем конкурсе и не может быть использована в следующем году.

6. Поступление заявок на заочное тестирование и результаты публикуются на сайте конкурса в разделе “Школьникам”.

7. Участники заочного тестирования, показавшие наивысшие результаты, отмечаются дипломами.

8. На сайте конкурса постоянно находятся образцы заданий заочного тестирования, с которыми школьники могут ознакомиться в любое время, пройти пробное тестирование. Результаты пробного тестирования не включаются в общий итог участия в конкурсе и носят информационный характер.

Тематика тестов заочного тестирования: физика-9, физика-11, химия-9, химия-11, биология-9, биология-11, география-9, геграфия-11, гидрохимия, гидробиология, гидрология, экология и жизнь, экология растений, экология животных, аналитическая химия, анатомия и физиология человека, воздушная среда, продукты питания. Далее приведены примеры заданий тестов.

Примеры заданий теста “Биология-9”

Задания группы “А”

A1 – Запасным углеводом в животной клетке является

a) крахмал; b) гликоген; c) хитин; d) целлюлоза.

A2 – Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

a) брожения; b) клубеньковые; c) уксуснокислые; d) сапротрофные.

A3 – Подземный побег отличается от корня наличием у него

a) почек; b) зоны роста; c) сосудов; d) коры.

A4 – Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных:

a) имеют корень, стебель, листья; b) имеют цветок и плод;

c) размножаются семенами; d) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза.

A5 – Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к

a) перекрестному опылению; b) защите от ветра; c) использованию энергии света;

d) уменьшению испарения воды.

Задания группы “Б”

Б1 – Какова роль поджелудочной железы в организме человека?

a) участвует в иммунных реакциях; b) образует клетки крови; c) является железой смешанной секреции; d) образует гормоны.

Б2 – Для растений отдела покрытосеменных характерны признаки:

a) образование пыльцы; b) размножение спорами;  c) оплодотворение происходит на заростке; d) оплодотворение не зависит от наличия воды.

Б3 – Для растений отдела папоротниковидные характерны признаки:

a) оплодотворение не зависит от наличия воды; b) наличие генеративных органов – цветков; c) оплодотворение происходит на заростке; d) отсутствие плодов.

Задания группы “В” В1 – У каких животных из перечисленных сердце 3-камерное с неполной перегородкой в желудочке? a) прыткая ящерица; b) обыкновенный тритон; c) озёрная лягушка; d) синий кит

Задания группы “Г” Г1 – Лучи при попадании в глаз преломляются в …

Примеры заданий теста “География-9”

Задания группы “А”

А1 – На каком материке находится самое глубокое в мире озеро?

a) Африка; b) Южная Америка; c) Евразия; d) Северная Америка

A2 – С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу? a) Швеция; b) Азербайджан; c) Молдавия; d) Турция

A3 – В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородные? a) Республика Карелия; b) Новгородская область; c) Пермский край; d) Воронежская область

A4 – Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?

a) Республика Саха (Якутия); b) Калининградская область; c) Приморский край; d) Республика Калмыкия

A5 – Какие из перечисленных городов России являются крупными центрами черной металлургии? a) Архангельск и Мурманск; b) Краснодар и Тамбов; c) Череповец и Липецк; d) Рязань и Калининград

Задания группы “Б”

Б1 – Жители каких регионов первыми в России встретят Новый год?

a) Чукотский автономный округ; b) Красноярский край;

c) Сахалинская область; d) республика Алтай

Б2 – Какие из перечисленных городов России находятся за северным полярным кругом? a) Усинск; b) Надым; c) Нарьян-Мар; d) Салехард

Б3 – Какие субъекты России входят в состав Сибирского федерального округа? a) Тюменская область; b) Омская область; c) Забайкальский край; d) Амурская область

Задания группы “В” В1 – Из перечисленных характеристик выберите те, которые относятся к целлюлозно-бумажной промышленности: a) В качестве сырья служит древесина; b) Водоемкое производство (требуется большое количество воды на единицу продукции); c) В производстве используется негашеная известь; d) В качестве отходов в большом количестве образуются фторсодержащие вещества

Задания группы “Г” Г1 – … – единственный город в мире, расположенный на Северном полярном круге.

Примеры заданий теста “Химия-9”

Задания группы “А”

A1 – Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует иону

a) Mg2+; b) S2–; c) Al3+; d) N3–.

A2 – В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса? a) Li, Be, B, C; b) P, S, Cl, Ar; c) Sb, As, P, N; d) F, Cl, Br, I.

A3 – Веществом с ковалентной полярной связью является

a) Cl2; b) NaBr; c) H2S; d) CaCl2.

A4 – Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении

a) K2CrO4; b) CrSO4; c) CrO3; d) Cr2(SO4)3.

A5 – Ионную кристаллическую решетку имеет a) хлор; b) хлорид цезия;

c) хлорид фосфора (III); d) оксид углерода (II).

Задания группы “Б”

Б1 – К окислительно-восстановительным относят реакции: a) алюминия с разбавленной азотной кислотой; b) хлорида натрия (твердого) с концентрированной серной кислотой; c) оксида марганца (IV) с соляной кислотой; d) димеризации оксида азота (IV).

Б2 – Из перечисленных веществ выберите соли, гидролизующиеся по катиону

a) NaF; b) Co(NO3)2; c) CaCl2; d) CuSO4.

Б3 – Из перечисленных веществ выберите соли, гидролизующиеся по аниону

a) Na2S; b) K2SO4; c) Na2SiO3; d) KBr.

Задания группы “В” B1 – Алюминий взаимодействует со следующими веществами:

a) Fe2O3; b) HNO3 (р-р); c) P2O3; d) NaOH(р-р)

Задания группы “Г” Г1 – … – это химическое и электрохимическое разрушение металлов и их сплавов в результате воздействия на них окружающей среды.

Примеры заданий теста “Экология растений”

Задания группы “А”

А1 – Как называется группа холодолюбивых организмов?

a) криофилы; b) гигрофилы; c) термофилы; d) ксерофилы.

А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:

a) питания; b) дыхания; c) роста; d) цветения.

А3 – Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?

a) агротехнический (механический); b) химический; c) применение огнеметов; d) применение радиоактивного излучения.

А4 – Транспирация – это: a) Биологическое испарение воды растениями; b) Всасывание воды и питательных веществ корнями растений; c) Передвижение воды и питательных веществ в растениях; d) Поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.

А5 – Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются: a) феромоны; b) фунгициды; c) фитонциды; d) детергенты.

Задания группы “Б”

Б1 – К растениям-хищникам относятся: a) багульник; b) росянка; c) вереск; d) мухоловка.

Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:

a) гидрофиты; b) галофиты; c) базофиты; d) ксерофиты.

Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху:

a) парашютик; b) воздухоносные полости; c) водонепроницаемый слой; d) крылатые выросты

Задания группы “В” В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний: a) у березы есть цветки, собранные в соцветие; b) некоторые растения никогда не цветут; c) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны; d) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений.

Задания группы “Г” Г1 – Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …

Примеры заданий теста “Экология животных”

Задания группы “А”

А1 – Животные со смешенным питанием, относятся к группе:

a) фитофаги; b) зоофаги; c) сапрофаги; d) миксофаги.

А2 – Животные, питающиеся другими животными, относятся к группе:

a) фитофаги; b) зоофаги; c) сапрофаги; d) миксофаги.

А3 – Наука, изучающая поведение животных, называется:

a) биология; b) зоология; c) экология; d) этология.

А4 – Постоянные обитатели почвы называются

a) геобионты; b) геофилы; c) геоксены; d) псаммофиты.

А5 – Животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве называются: a) геобионты; b) геофилы; c) геоксены; d) псаммофиты.

Задания группы “Б”

Б1 – У животных фотопериодизм регулирует процессы:

а) питания; b) линьки; c) дыхания; d) брачного поведения.

Б2 – К нектону относятся животные:

a) акула; b) кальмар; c) планария; d) бокоплав.

Б3 – С какими особенностями водной среды обитания сталкиваются животные:

a) высокая плотность среды обитания; b) высокое содержание кислорода;

c) хорошая проводимость звуков; d) температурный режим сильно изменчив.

Задания группы “В” В1 – Из почвенных организмов к нанофауне (размеры от микрон до долей мм) относятся: a) корненожки; b) клещи; c) симфилы; d) тихоходки.

Задания группы “Г” Г1 – Вид покровительственной окраски и формы, при котором наблюдается сходство животного с предметами окружающей среды, растениями, а также несъедобными для хищников или защищенными от них животными, называется …

Примеры заданий теста “Воздушная среда”

Задания группы “А”

А1 – Какими приборами измеряют содержание углекислого газа в воздухе?

a) Психрометром; b) Индикаторной бумажкой; c) Индикаторной трубкой; d) Фотоэлектроколориметром.

А2 – Отметьте уравнение протекающей в атмосфере реакции, вызывающей кислотные дожди: a) SO3 + Н2О = H2SO4; b) О2 + О = О3; c) NО + О = NO2; d) СО + О = СO2.

А3 – Какие типы лишайников наиболее чувствительны к загрязнению воздуха?

a) накипные; b) кустистые; c) листоватые; d) все.

А4 – Какая кислота присутствует в небольших количествах в дождевой воде после грозы?

a) серная; b) соляная; c) азотная; d) ортофосфорная

А5 – Анализ количества видов лишайников в промышленных зонах с целью установления загрязнения воздуха является: a) биоиндикацией; b) лихенологией; c) биотестированием; d) экспериментом

Задания группы “Б”

Б1 – Какие компоненты выхлопных газов автомобилей негативно влияют на рост лишайников? a) оксид азота (IV); b) оксид серы (IV); c) оксид углерода (II); d) углеводороды.

Б2 – Какие из перечисленных компонентов атмосферного воздуха относятся к переменным?

а) Кислород; b) Углекислый газ; с) Аммиак; d) Озон.

Б3 – Какие из перечисленных компонентов атмосферного воздуха относятся к постоянным?

а) Кислород; b) Аммиак; c) Углекислый газ; d) Озон.

Задания группы “В” В1 – Озон – это: a) газ, вызывающий в высоких концентрациях гибель человека и животных; b) газ, предотвращающий попадание на поверхность Земли рентгеновского и жесткого ультрафиолетового излучения; c) газ, пригодный для обеззараживания воды в очистных сооружениях; d) газ, высокие концентрации которого повышают устойчивость организмов к заболеваниям.

Задания группы “Г” Г1 – … – это поток воздуха в горизонтальном направлении

Примеры заданий теста “Экология и жизнь”

Задания группы “А”

А1 – Сколько лет лежит в природных условиях до полного разложения бумага?

а) 1 год; б) 100 лет; в) 500 лет; г) бесконечно долго.

А2 – Сколько макулатуры потребуется для производства бумаги, чтобы сохранить одно дерево? а) 100 килограммов; б) 1 тонна; в) 10 тонн; г) 20 тонн.

А3 – Какой из перечисленных видов отходов можно сжигать без ущерба природе? а) бумага и картон; б) пластмасса; в) отходы пищевых продуктов; г) можно сжигать все виды отходов.

А4 – Каково минимальное содержание в воде водоемов растворенного кислорода для возможности жизнедеятельности гидробионтов? а) 10 мг/л; б) 4 мг/л; в) 20 мг/л; г) 15 мг/л.

А5 – Обычно при сливании неочищенных сточных вод наблюдается вспенивание. Наличие каких загрязняющих компонентов обычно является причиной этого явления? а) Поверхностно-активных веществ; б) Тяжелых металлов; в) Нефтепродуктов; г) Пестицидов.

Задания группы “Б”

Б1 – Выработка электроэнергии на теплоэлектростанциях имеет недостатки:

а) затопление пахотных земель; b) химическое загрязнение атмосферы; c) подтопление территорий; d) тепловое загрязнение вод.

Б2 – Какие из перечисленных источников энергии относятся к альтернативным?

а) природный газ; b) ветер; c) горячие подземные источники; d) каменный уголь.

Б3 – Какие из перечисленных загрязнителей относят к первому (наивысшему) классу опасности: a) Диоксид серы; b) Пары ртути; c) Аммиак d) Озон.

Задания группы “В” В1 – Какие задачи должны выполняться заповедниками?

a) Охрана природных объектов; b) Экологическое просвещение; c) Обеспечение научных исследований; d) Организация массового отдыха.

Задания группы “Г” Г1 – О каком соединении идет речь? Образуется в результате неполного сгорания ископаемого топлива; основные источники — металлургическая промышленность, нефтеперегонные заводы и двигатели внутреннего сгорания. В организме человека вызывает кислородное голодание тканей.

Примеры заданий теста “Гидрохимия”

Задания группы “А”

А1 – Какой фактор приводит к снижению содержания растворенного кислорода в воде:

а) поступление в водоем дождевой и талой воды; b) повышение интенсивности фотосинтеза водных растений; c) процессы окисления органических остатков; d) интенсивный контакт с воздухом.

А2 – При определении содержания в воде карбонатов используется кислотно-основной индикатор: а) бромтимоловый синий; b) лакмус; c) метиловый оранжевый; d) фенолфталеин.

А3 – Для какого иона установлено значение ПДК= 3,5 мг/л в воде хозяйственно-питьевого назначения: а) нитраты; b) хлориды; c) ортофосфаты; d) сульфаты.

А4 – Для какого иона установлено значение ПДК= 2,5 мг/л в воде хозяйственно-питьевого назначения: а) нитраты; b) нитриты; c) сульфаты; d) аммоний.

А5 – Кислотность воды обусловлена: а) наличием в воде веществ, реагирующих с гидроксид-ионами; b) загрязненностью воды серной кислотой; c) наличием в воде веществ, реагирующих с сильными кислотами; d) наличием в воде растворенного кислорода.

Задания группы “Б”

Б1 – Какие показатели НЕ относятся к органолептическим:

а) рН; b) запах; c) вкус; d) содержание растворенного кислорода.

Б2 – На величину водородного показателя рН воды влияют следующие компоненты:

а) растворенный углекислый газ; b) растворенный азот; c) растворенный кислород; d) гидрокарбонат-ионы.

Б3 – Прозрачность воды можно определить: а) титрованием; b) диском Секки; c) индикаторной трубкой; d) по высоте водного столба.

Задания группы “В” В1 – К запахам естественного происхождения относятся: а) Уксусный; b) Торфяной; c) Фенольный; d) Запах нефтепродуктов.

Задания группы “Г” Г1 – Пенистость – это способность воды …

Литература:

  1. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс – М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. – 337 с.
  2. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования – М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 382 с.
  3. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования – М: ООО “РУСТЕСТ”, 2006. – 381 с.
  4. Варианты заданий олимпиад по химии, биологии, экологии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.