Урок проводится в 6-м классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова. (Текстоведение, 20 параграф. Описание как тип речи).
Тема урока: добрым людям на загляденье. (Обучение описанию предмета).
Время: 1 урок – 40 минут.
Методическая цель: установление связей между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов.
Цели урока:
– создавать тексты определённого типа речи – описание предмета;
– развивать устную и письменную речь;
– закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;
– учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор;
– воспитывать нравственные качества личности и умение чувствовать красоту слова.
Тип урока: развитие речи.
Технологии: педагогика сотрудничества, исследование, проблемное обучение, ЭОР, метапредметность.
Форма урока: комбинированная
Виды деятельности: индивидуальные сообщения, заочная экскурсия, работа со словарём, работа с текстом, диктант, самопроверка, взаимопроверка, элементы ролевой игры, работа над ошибками.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, рисунки детей хохломских изделий, предметы хохломской посуды, словари, эпиграф.
Предварительная подготовка:
– учителем изобразительного искусства готовится выставка детских рисунков по теме “Хохломская живопись”;
– дети готовят сообщения: “История хохломского искусства”, “Наиболее распространённые изделия хохломских художников”, “Заочная экскурсия на фабрику “Хохломской художник”;
– учитель готовит презентацию к уроку;
– с помощью детей и учителя изобразительного искусства подбираются хохломские изделия, оформляется выставка.
Содержание урока
1. Слово учителя:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В. Боков) <Слайд №2 >
– Как вы понимаете слова поэта?
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Определите, пожалуйста, тему урока. <Слайд №3 >
– На каких уроках вы уже знакомились с хохломской живописью?
– Сформулируйте цели урока. <Слайд № 4 >
– Какие типы речи вам известны?
– Охарактеризуйте каждый из них.
Учитель:
– Добрым людям на загляденье вот уже почти пять веков развивается народный промысел – хохлома.
2. Словарная работа
О лексических значениях слов рассказывают 2 ученика, которые получили предварительное индивидуальное задание. <Слайд №5 >
Промысел, -сла, м. – 1.Добывание, добыча, охота на кого-нибудь. Отправиться на п. тюленя 2. Занятие охотой, добычей зверя, птицы и т.п. Охотничий п. 3. Мелкое ремесленное производство, обычно подсобное хозяйство при основном, сельскохозяйственном. Художественные промыслы. 4.мн. Промышленное предприятие добывающего типа. Нефтяные промыслы.
Учитель:
– Это слово многозначное. Какое лексическое значение слова промысел соответствует теме нашего урока?
Хохлома – 1. Изделие, которое делают мастера. 2. Народный промысел. 3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому (изделия).
3. Слово учителя:
– Много существует легенд, в которых народ по-разному объясняет появление хохломы, удивительной, сказочной, рукотворной красоты. А как же бало на самом деле?
Рассказ об истории появления Хохломы. Сообщение делает 1-ая группа учеников (3-4 ученика), которая получила опережающее задание. <Слайды № 6,7>
План сообщения.
1. Первые документальные упоминания о селе Хохлома.
2. Первые упоминания о деревянной золочёной посуде.
4. Работа с текстом. <Слайд №8 >
Издавн… делали и ра…писывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но з…вут её (не)кулигинской, (не)сёминской, а хохломской. И вот почему.
Катят гружё(н,нн)ые подводы, везут деревя(н,нн)ые изделия в торговое село Хохлома сёминские и кулигинские м…стера.
Кричат зазывалы на ярмарке:
– Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?
– Откуда посуда?
– К вам пр…ехала сама золотая Хохлома!
Вот и по сей день ра…писную посуду хохломской з…вут.
Задания:
– переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически орфограммы;
– объяснить знаки препинания в тексте;
– объясните значение слов: зазывалы, ярмарка, окрошка.
– Почему о хохломской посуде говорят “золотая”?
5. Словарная работа <Слайд № 9>
Братина – посуда-горшок с росписью большого алого цветка. В нём подавались щи или каша на всю семью.
Ставец – индивидуальная посуда. Состоит из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывает другую. Распространены были в монастыре. Оттуда и пословица: “Всяк старец имей свой ставец”.
Баклуша – кусок дерева, который разделяли на несколько кусков по количеству заготовок для ложек. Отсюда: “Бить баклуши”, т.е. выполнять лёгкую работу.
Учитель:
– Обратимся к выставке ваших рисунков. На каком рисунке изображена братина? На каком ставец?
6. Слово учителя:
– Чтобы лучше представит себе, как из баклуши рождалось деревянное золото, совершим заочную экскурсию на фабрику “Хохломской художник”.
Группа учеников – экскурсоводов (4 ученика) рассказывают поочерёдно о цехах.
Основное содержание экскурсии:
в токарном – из деревянных брусков точат посуду, придают ей нужную форму;
в механическом – разрезают, обстругивают, заглаживают, сверлят в деталях отверстия и пазы для будущих соединений;
в отделочном – изделия лудят, готовят к украшению росписью;
в художественном – расписывают, украшают орнаментами.<Слайд №10 >
7. Сообщение ученицы:
“Наиболее распространённые хохломские изделия”. Сообщение сопровождается показом хохломских изделий.
8. Слово учителя:
– Рассмотрим, что изображали мастера на своих изделиях. (Землянику, малину, рябину, смородину, узоры из цветов, трав). <Слайд №11 >
– Как называется живописное, графическое украшение, состоящее из геометрических и растительных элементов?
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение и сочетание геометрических, растительных или животных элементов.
Растительный орнамент – орнамент с изображением растений или их элементов.
Ритмический орнамент (узор) – рисунок, подчинённый равномерному чередованию каких-нибудь элементов.
Кудрины – золотые завитки на конце травки. <Слайд № 12 >
9.1. Диктант.
Травка – гибкий орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединённый в ритмический узор. Травка то растёт мелкими кустиками, то, соединяясь, образует древко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента.
9.2. Взаимопроверка <Слайд № 13>
9.3. Работа над ошибками
9.4. Работа с текстом:
– определить тип и стиль речи
– определить тему
– какие выразительные средства языка использует автор, описывая орнамент-травку?
10.1. Подготовка к описанию хохломской чаши. <Слайд № 14>
Рассматриваем, что изображено на чаше. (Травка, листок, завиток, стебель, ягоды, узоры). Определяем основную мысль сочинения. (Красота предмета).
10.2. Опорная лексика
Подбираем слова (глаголы, прилагательные) для описания чаши. <Слайд № 15 >
10.3. Обсуждение вариантов начала сочинения. <Слайд № 16 >
11. Рефлексия. <Слайд № 17 >
11. Домашнее задание. < Слайд № 18>
Написать сочинение-миниатюру “Добрым людям на загляденье”.