Снег – не еда, не ешьте его никогда

Разделы: Начальная школа


Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.  

Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Данный урок ОМ в 1-м классе направлен на обучение и воспитание детей в соответствии с требованиями ФГОС.

img2.jpg (27716 bytes)

Форма урока: исследование.

Введение.

Снег привлекает людей своей белизной, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, скатать снежки. Некоторые ребята даже умудряются попробовать снег на вкус, не подозревая, как это опасно. Давайте об этом поговорим подробно и выясним, можно ли есть снег.

Снег выпадает зимой на землю, а весной тает. Ручьями, стремительными потоками движется в русла рек, озер, морей, океанов. Талая вода насыщает влагой землю, просачивается в артезианские колодцы, питает все живое вокруг. Значит чистота выпавшего снега – это не только красота природы, это и здоровье всех живых организмов и человека. Поэтому мы выбрали для себя тему исследования чистоты снега на территории нашего села.

Мы решили выяснить: почему нельзя есть снег?

Цель работы:

– исследование качества снежного покрова на территории нашего села,
– подобрать и изучить литературу о снеге,
– понаблюдать за снегом в природе,
– определить значение снега в природе,
– доказать, может ли снежный покров нашего села считаться экологически чистым,
– создать папку творческих и литературных работ о снеге: рисунки, аппликации, кроссворд, ребус. Подобрать стихи, загадки, пословицы, приметы, сказки.

Задачи исследования:

Развитие личностных УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивных УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательных УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия окружающей действительности;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативных УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Гипотеза:

  • можно в лабораторных условиях нашей школы исследовать качество снежного покрова.

Методы и приемы:

– наблюдение за снегом,
– сбор информации,
– экскурсия в лес,
– самостоятельная работа с литературой,
– обработка собранной информации,
– проведение исследования,
– анализ полученных результатов.

Объект исследования: снег.

Предварительная работа.

Во время прогулки проводилось наблюдение за снегом, рассматривали снежинки, устно описывали их форму.

Актуализация знаний и подведение итогов наблюдения за снегом

Презентация “Что такое снег” (Приложение 1)

Мною было замечено, что многие ребята едят снег. Так и возник этот вопрос.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, как следует нам сегодня общаться, чтобы все задуманное у нас осуществилось? Правильно. Быть внимательными. Не бояться высказывать своих суждений. Уметь наблюдать. Учиться делать выводы.

– Начинаем наше занятие, послушайте загадку.

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
– Что это? (зима)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь (снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька)

2. Сообщение темы занятия.

– Какую информацию о снеге вы нашли? (дети читают)

Падающий снежок это восхитительное явление, которое каждый раз воспринимается, как в первый раз. Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькие бабочки. А бывает, что отдельных снежинок не разглядишь– они слипаются в хлопья. Мы любим зиму. Почему?

– Назовите зимние забавы?

(Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – это зимние развлечения людей).

На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.

Разыгрались дети на морозе, раскраснелись. Ах, как хочется попить!

– Что мы делаем?

– Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег, сосульку?

– Как вы думаете, правильно ли это?

(Обоснуй свой ответ)

“Правила поведения зимой”

Чтение, смысловой анализ, вывод делают дети.

– Ребята, у нас возникли разногласия

Одни говорят можно, другие – нельзя.

– Что для этого надо сделать?

Ответ детей (провести исследование)

3. Исследовательская работа.

Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен нам надо его исследовать.

Практическая работа.

Помните правила работы в группе.

Работать вместе.
Обсуждать дружно.
Думать быстро.
Спорить тихо.

Сейчас вы исследуете образцы снега.

Мы с вами заранее принесли снег в класс.

Расскажите, что с ним произошло?

(Под действием тепла он растаял, превратился в воду)

Какой вывод вы сделаете?

По ходу работы идет демонстрация слайдов презентации “Откуда в снежках грязь?” (Приложение 2)

Вывод:

Снег и лёд – это замёрзшая вода.

1 проба – взята у дороги,

2 проба – в школьном саду,

3 проба – это сосулька, снятая с крыши гаража.

– Зрительно сравните воду в трех стаканах.

Какая она? (мутная, чистая, прозрачная)

Иногда зрение человека подводит, такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.

– Кто догадался, какой эксперимент нам надо провести?

(Профильтровать воду в стаканах через слой ткани)

Поэтапно ведется работа (см. презентацию “Откуда в снежках грязь?”) (Приложение 2)

Перед вами 3 образца, посмотрите, расправьте ткань, изучите, попробуйте сделать выводы.

Каждая группа делает выводы.

Вывод.

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой

снег и лед – это замерзшая вода.

В ходе исследования мы узнали для себя много нового и полезного, учились делать выводы.

– Какой самый главный вывод можно сделать?

1. Да, мы с вами измеряли температуру снега, какова она была? (0)

Следовательно, снег холодный, можно заболеть.

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки, потому что ел…(сосульки)

Снег нельзя пробовать, в нем много вредных веществ? (примесь бензина, сажа из труб, от этого может заболеть живот, можно простудиться, заболеть ангиной, ОРЗ)

Физкультминутка

4. Творческая работа.

Продолжение презентации “Правила поведения зимой”, дети читают и комментируют слайды самостоятельно, вслух (по желанию) (Приложение 2)

Нам необходимо создать памятки для ребят нашей школы, чтобы они не ели снег и сосульки, зная об их вреде для здоровья. (Устные зарисовки)

5. Итог занятия: (с помощью касания волшебной палочки)

Оцените свою работу, продолжите предложения:

– Сегодня на занятии я удивился, тому что………

– Сегодня на уроке я узнал о том, что…….

– Дома маме и папе расскажу о красоте…….

– Мне было очень….

– Мне понравилось (не понравилось) работать в группах, т. к. …..

– Теперь мы знаем точно правила поведения на улице зимой, а именно…………… (подумайте группой и вместе ответьте).

Оценка деятельности обучающихся (словесная) + картинки-снежинки разной величины (в зависимости от активности и качества работы обучающихся).