Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Данный урок ОМ в 1-м классе направлен на обучение и воспитание детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Форма урока: исследование.
Введение.
Снег привлекает людей своей белизной, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, скатать снежки. Некоторые ребята даже умудряются попробовать снег на вкус, не подозревая, как это опасно. Давайте об этом поговорим подробно и выясним, можно ли есть снег.
Снег выпадает зимой на землю, а весной тает. Ручьями, стремительными потоками движется в русла рек, озер, морей, океанов. Талая вода насыщает влагой землю, просачивается в артезианские колодцы, питает все живое вокруг. Значит чистота выпавшего снега – это не только красота природы, это и здоровье всех живых организмов и человека. Поэтому мы выбрали для себя тему исследования чистоты снега на территории нашего села.
Мы решили выяснить: почему нельзя есть снег?
Цель работы:
– исследование качества снежного покрова на территории нашего села,
– подобрать и изучить литературу о снеге,
– понаблюдать за снегом в природе,
– определить значение снега в природе,
– доказать, может ли снежный покров нашего села считаться экологически чистым,
– создать папку творческих и литературных работ о снеге: рисунки, аппликации, кроссворд, ребус. Подобрать стихи, загадки, пословицы, приметы, сказки.
Задачи исследования:
Развитие личностных УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивных УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательных УУД:
- развивать способность смыслового восприятия окружающей действительности;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативных УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Гипотеза:
- можно в лабораторных условиях нашей школы исследовать качество снежного покрова.
Методы и приемы:
– наблюдение за снегом,
– сбор информации,
– экскурсия в лес,
– самостоятельная работа с литературой,
– обработка собранной информации,
– проведение исследования,
– анализ полученных результатов.
Объект исследования: снег.
Предварительная работа.
Во время прогулки проводилось наблюдение за снегом, рассматривали снежинки, устно описывали их форму.
Актуализация знаний и подведение итогов наблюдения за снегом
Презентация “Что такое снег” (Приложение 1)
Мною было замечено, что многие ребята едят снег. Так и возник этот вопрос.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, как следует нам сегодня общаться, чтобы все задуманное у нас осуществилось? Правильно. Быть внимательными. Не бояться высказывать своих суждений. Уметь наблюдать. Учиться делать выводы.
– Начинаем наше занятие, послушайте загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
– Что это? (зима)Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь (снег)Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька)
2. Сообщение темы занятия.
– Какую информацию о снеге вы нашли? (дети читают)
Падающий снежок это восхитительное явление, которое каждый раз воспринимается, как в первый раз. Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькие бабочки. А бывает, что отдельных снежинок не разглядишь– они слипаются в хлопья. Мы любим зиму. Почему?
– Назовите зимние забавы?
(Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – это зимние развлечения людей).
На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Разыгрались дети на морозе, раскраснелись. Ах, как хочется попить!
– Что мы делаем?
– Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег, сосульку?
– Как вы думаете, правильно ли это?
(Обоснуй свой ответ)
“Правила поведения зимой”
Чтение, смысловой анализ, вывод делают дети.
– Ребята, у нас возникли разногласия
Одни говорят можно, другие – нельзя.
– Что для этого надо сделать?
Ответ детей (провести исследование)
3. Исследовательская работа.
Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен нам надо его исследовать.
Практическая работа.
Помните правила работы в группе.
Работать вместе.
Обсуждать дружно.
Думать быстро.
Спорить тихо.
Сейчас вы исследуете образцы снега.
Мы с вами заранее принесли снег в класс.
Расскажите, что с ним произошло?
(Под действием тепла он растаял, превратился в воду)
Какой вывод вы сделаете?
По ходу работы идет демонстрация слайдов презентации “Откуда в снежках грязь?” (Приложение 2)
Вывод:
Снег и лёд – это замёрзшая вода.
1 проба – взята у дороги,
2 проба – в школьном саду,
3 проба – это сосулька, снятая с крыши гаража.
– Зрительно сравните воду в трех стаканах.
Какая она? (мутная, чистая, прозрачная)
Иногда зрение человека подводит, такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.
– Кто догадался, какой эксперимент нам надо провести?
(Профильтровать воду в стаканах через слой ткани)
Поэтапно ведется работа (см. презентацию “Откуда в снежках грязь?”) (Приложение 2)
Перед вами 3 образца, посмотрите, расправьте ткань, изучите, попробуйте сделать выводы.
Каждая группа делает выводы.
Вывод.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой
снег и лед – это замерзшая вода.
В ходе исследования мы узнали для себя много нового и полезного, учились делать выводы.
– Какой самый главный вывод можно сделать?
1. Да, мы с вами измеряли температуру снега, какова она была? (0)
Следовательно, снег холодный, можно заболеть.
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки, потому что ел…(сосульки)
Снег нельзя пробовать, в нем много вредных веществ? (примесь бензина, сажа из труб, от этого может заболеть живот, можно простудиться, заболеть ангиной, ОРЗ)
Физкультминутка
4. Творческая работа.
Продолжение презентации “Правила поведения зимой”, дети читают и комментируют слайды самостоятельно, вслух (по желанию) (Приложение 2)
Нам необходимо создать памятки для ребят нашей школы, чтобы они не ели снег и сосульки, зная об их вреде для здоровья. (Устные зарисовки)
5. Итог занятия: (с помощью касания волшебной палочки)
Оцените свою работу, продолжите предложения:
– Сегодня на занятии я удивился, тому что………
– Сегодня на уроке я узнал о том, что…….
– Дома маме и папе расскажу о красоте…….
– Мне было очень….
– Мне понравилось (не понравилось) работать в группах, т. к. …..
– Теперь мы знаем точно правила поведения на улице зимой, а именно…………… (подумайте группой и вместе ответьте).
Оценка деятельности обучающихся (словесная) + картинки-снежинки разной величины (в зависимости от активности и качества работы обучающихся).