Цели:
- Образовательная: дать понятие реки, как водного потока; познакомить со значением слов «исток», «устье», «Волга», «горная и равнинная река»; объявить результат исследовательской работы по анализу волжской воды; продолжить работу с физической картой полушарий и с контурными картами; провести тест.
- Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся.
- Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; пробуждать познавательный интерес к географическим названиям, прививать интерес к предмету.
Средство обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник по окружающему миру, атлас, контурные карты.
Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организация класса
1 Слайд. Проверка знаний учащихся.
II. Игра «Молчанка». Географический диктант
2 Слайд. Физическая карта полушарий
– У учащихся на столе карточка:
6___ Антарктида | 4___ Байкал | 8___ Северный Ледовитый океан |
2___ Гималаи | 3___ Гренландия | 1___ Экватор |
7___ Анды | 5___ Кордильеры |
Географический диктант. Показываю на карте, дети ставят порядковый номер.
3 Слайд. Слайд с ответами.
Взаимопроверка.
Ответы на вопросы:
– Что знаете об Антарктиде? (материк, который покрыт льдом)
– Что множите сказать о Байкале? (самое глубокое озеро)
Продолжите предложение: Гренландия – … (самый большой остров, покрыт льдами, сходят айсберги).
– Подумайте, ребята, и ответьте на вопрос: что может объединять все эти формы земной поверхности или географические названия?
Вывод: Да, и на вершинах гор в ледниках, и в озерах и в ледниках, которые покрывают острова, океаны и на материках находятся огромные запасы пресной воды.
– А что еще является источниками воды на земле? (родники, ключи, источники)
– Назовите свойства воды? (прозрачная, без запаха, безвкусная, является растворителем, текучесть)
– Одно из свойств воды текучесть. Где в природе мы можем наблюдать это свойство? (Вода течет в реках)
III. Работа по теме урока
Объясните, пожалуйста, мне, что же такое река. Дайте определение (ответы детей).
4 Слайд. Географический словарь.
Река – естественный водный поток, текущей по поверхности суши.
Естественный – поясните смысл слова? (Кто создал этот поток? (природа))
– А где рождается водный поток, или другими словами река, мы и поговорим с вами сегодня на уроке.
5 Слайд. Работа с учебником.
Стр. 24 Рождение реки (самостоятельное изучение темы).
6 Слайд. Текст.
Ответы на вопросы по тексту.
7 Слайд.
– Как называется место рождения реки? (исток)
– О какой реке говориться в тексте? (о Волге)
– Как называется село, где берет свое начало Волга? (Волговерховье)
Я прошлым летом была в Волговерховье. И приглашаю вас совершить небольшое путешествие к истоку Волги.
8 Слайд. Дорога.
Мы в Тверской области 20 км едем по насыпной дороге, которая идет густым лесом. Когда-то эти леса были непроходимые.
9 Слайд. Село Волговерховье.
Подъезжаем к окраине села. Здесь путники оставляют свой транспорт и пешком по дороге продолжают свой путь.
10 Слайд. Сама деревня
Волговерховье ничем не примечательна, но благодаря тому, что здесь начинается Волга, она стала поистине паломническим местом. Мы видим старые деревянные дома, которых в селе осталось не больше десяти. А жители – пожилые люди. Молодого населения в селе нет.
11 Слайд.
Далее дорога подходит к огромному камню, который установили чуть больше 20 лет назад (летом 1989 г.) и на камне написано: Путник! Обрати взор свой, на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь исток души народной. Храни их.
12 Слайд.
И мы подходим к деревянным воротам. Слева на камне написано, что длина Волги составляет 3531 км и исток охраняется государством.
Далее идем по деревянному мостику к часовне и заходим в нее.
13 Слайд.
Нас встречают иконы с ликами святых. Здесь чисто, скромно и уютно. В самом центре пола мы видим отверстие, которое огорожено перилами. Заглядываем внутрь и видим небольшое сверкание воды. Это место и есть исток Волги. Что я чувствовала в это время словами не передать. Одно могу сказать: «Побывайте у истока Волги, и вы не пожалеете».
14 Слайд.
Затем выходим из часовни и идем на берег ручейка. Здесь специально сделали мостики для туристов, посетителей. А на веревке привязано ведро, им черпают воду из ручейка,этой водой умываются и оставшуюся воду выливают на ноги. Это и есть обряд очищения души.
15 Слайд. Грамота.
Затем можно приобрести вот такую грамоту, которая удостоверяет, что вы совершили паломничество к истоку великой русской реки и обратились к истокам земли русской.
Побывав у истока реки, как вы видели, я выполнила все ритуалы и, конечно же, привезла с собой бутылочку воды.
Вот она перед вами.
– Посмотрите внимательно. Что вызывает недоумение? (Что не так?) (ответ детей)
– Да, вода в бутылке прозрачная, но цвет ее светло-коричневый или темно-желтый.
– Какой встает вопрос перед нами? Почему?
– Вот и меня заинтересовало: почему вода у истока Волги имеет такой цвет. И мы вместе с Мишей Шигаевым сдали воду на анализ в СГУ в лабораторию, где работает его дедушка. Мишин дедушка профессор на геологическом факультете.
Результат исследования воды докладывает Миша.
– Данный образец воды из реки сравнивали в лаборатории с водой очищенной и пригодной для питья и приготовления пищи. Для этого сравнивали разные показатели. Выяснилось, что по составу солей и минеральных веществ вода из реки соответствует санитарным нормам, солей в ней даже меньше нормы. Но зато по сумме органических веществ превышает нормальные показатели.
Значит в этой воде содержится очень много белка, микроорганизмов, водорослей, мельчайших животных, живущих в воде, а также продуктов их жизнедеятельности.
Это и является причиной окраски воды. Такую воду без предварительной очистки пить и использовать в пищу нельзя.
16 Слайд. Работа с контурными картами
Великая русская река (объяснение).
Находим и наносим название реки Волги на карту.
Внимание! Как правильно на карте показывать реку: от истока к устью!
17 Слайд. Значение слова «Волга»
Сначала сообщение детей (задание было дано раньше: это поисковая работа).
Показ слайдов. Учащиеся соотносят слайд и услышанное.
Значение слова «Волга»:
- Есть такая чудесная птичка Иволга. Предполагают, что и названия реки произошло от этого слова: И-волга (тюркский язык).
- На Руси есть город Вологда. И в древнерусском языке это слово звучало, как «волога». Так и назвали реку.
18 Слайд.
- Некоторые учены считают, что слово «Волга» заимствовано (взято) из финского, что в переводе означает – белый, ясный. Река белая, значит чистая, ясная.
Учитель:
– Основное толкование слова «Волга» связывают с терминами «вода» и «жидкость». Хотя есть и другие предположения.
19 Слайд. Активация.
Иволга.
– Кто был внимательным, тот мне скажет, как называется эта птичка?
20 Слайд.
Скажите о чем вы подумали.
– Что в наших силах?
– Что мы можем сделать, чтобы такого не было? (Ответ детей)
– Запомните! Самое главное не навреди! Мусор – это вред. Убери за собой. И тогда наша земля будет чистая.
21 Слайд. Физминутка.
22 Слайд. Родник.
Назовите синонимы к слову родник. (источник, ключ)
А где же еще рождаются реки? (смотрим учебник)
23 Слайд.
– Да, многие реки рождаются в горах от талых вод ледников.
– Кто нибудь из вас знает такую реку?
– Знаете. Это самая длинная река в мире. (Нил)
– На каком материке протекает эта река? (Африка)
Работа с картой. Наносим название реки Нил.
24 Слайд.
– Как называется то место, куда впадает река? (Устье)
– Куда впадает Нил? (в Средиземное море)
– Куда впадает Волга? (в Каспийское море)
– Как правильно на карте показывать реку? Найдите исток р. Нил и проведите ручкой по воздуху.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту и скажите, что необычного вы видите в истоке р. Нил? (Сначала река впадает в озеро, а затем из него вытекает). Какой можно сделать вывод?
25 Слайд.
Вывод: истоком реки может быть любой водоем суши.
Посмотрите внимательно на контурную карту и найдите озеро Байкал.
– Что можете сказать? (Вытекает река)
26 Слайд.
Да, в озеро Байкал впадает много рек (336), а вытекает одна красавица Ангара.
27 Слайд.
Наносим на карту Ангару и учимся правильно показывать реку.
Немного развития речи: Исток – устье это синонимы или антонимы?
28 Слайд.
– Назовите тему урока?
– Что может быть началом реки (или где рождаются реки)?
IV. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Какие виды работ выполняли? (географический диктант, работа с учебником и контурными картами, слушали сообщения)
V. Рефлексия
– Какое задание (вопрос) на уроке понравилось больше всего?
– Какое задание (вопрос) вызвало затруднение?
– Кто считает что пополнил свои знания на сегодняшнем уроке?
– Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?
– Кто оценивает свою работу на 5? 4?
– Кто не доволен своей работой?
– А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо.
Оценки.
Домашнее задание: стр. 24-25 – самостоятельно изучить.