Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели ещё и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту.
Ш.А. Амонашвили
Часть 1.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе всё, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью. Данная встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником. Но произойдёт это в том случае, если учитель увидит в каждом ученике уникальность, и будет пестовать, сопереживать, радоваться, быть соратником во всём. Авторитарный метод в данном случае не уместен, нужно основываться на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода.
Дети XXI века получают огромный поток информации, который чаще всего они черпают из Интернета, мало читают, поэтому словарный запас и беден и богат одновременно. Развитие связной речи является главным пунктом на уроках русского языка и чтения в начальной школе, но этого мало. Следовательно, необходимо объединить знания из разных предметов, направленные на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющие добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.
Часть 2.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
- специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
- цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например,
– для более глубокого проникновения в суть
изучаемой темы;
– повышения интереса учащихся к предметам;
– целостного, синтезированного восприятия
изучаемых по данной теме вопросов;
– экономия учебного времени;
– широкое использование знаний из разных
дисциплин, т.е. углублённое осуществление
межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.
- Синтезированность знаний.
- Углублённость изучения.
- Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
- Альтернативность решения.
- Доказательность решения.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления. Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствует развитию гибкости мышления, развитию оригинальности мышления. Сопоставление решений развивать активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели, развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления и умение в устной форме излагать свою точку зрения.
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.
Интегрированное обучение:
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- способствует развитию речи и воображения;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает качество знаний учащихся;
- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применений знаний, умений, навыков в новых условиях;
- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Часть 3.
В детском возрасте отчетливо проявляется потребность в творчестве, которая реализуется в игре, импровизации, конструировании. Через игру, через свое отношение к игрушке дети осмысливают окружающее. Интегрированные проектные занятия – интересное многофункциональная совместная деятельность детей и взрослых. Предметом такой деятельности может стать любой объект или событие из жизни, окружающей детей и являющейся для них интересной и актуальной по разным причинам. Понятие “проект” – “брошенный вперед”.
Работа над проектом планируется учителем, исходя из тех педагогических задач, которые он ставит перед собой, обращает внимание, как на образовательные задачи, так и на развитие коммуникативных навыков.
Задуманные проекты осуществляются как в рамках отдельной проектной деятельности в учебное время, так и во внеурочной деятельности, при переходе от одного учебного предмета к другому.
Прикладные программы связаны с построением реально действующих интеллектуальных систем. Так как это ребенок, возраст которого 7-9 лет, основным видом деятельности является игра.
В процессе игры дети активно усваивают содержащиеся в сюжетах игр типы взаимоотношений, нормы социального поведения, т.е. приобретают основные навыки общения, в игре развивается рефлексия.
Участвуя в проекте, каждый ребенок
- Приобретает опыт принятия решений;
- Заставляет самостоятельно делать выбор, а не подчиняться чужой воле;
- Опыт общения помогает реализовать возможности каждого ребенка без ограничений;
- Активизируются психологические особенности: память, мышление, внимание;
- Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга.
Родители, не зная для чего, произвольно начинают развивать ладонь, играя в “ладушки”, “сороку – белобоку”.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, которые оказывают влияние на внутренние органы. Конструктор LEGO помогает развить:
- мелкую моторику рук, тем самым улучшает память, умственные способности ребенка,
- устраняет его эмоциональное напряжение,
- развивает координацию движения,
- поддерживает жизненный тонус.
Работая с новым оборудованием, убедились в изменениях, которые происходили и происходят с детьми:
– оживленные;
– желающие создавать свой проект;
– коммуникабельные;
– заинтересованные;
– заговорившие, обосновано защищающие свою
работу.
Положительных моментов очень много.
В проведении и подготовке к учебной деятельности сформировались новые принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель формирует не только лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащихся своего мнения.
4. Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащегося.
LEGO <–> ЧТЕНИЕ <–> РАЗВИТИЕ РЕЧИ <–> ИЗО
Мы спланировали для 1 класса занятия LEGO таким образом, что дети попадают в мир, в котором жил первый человек. Этот уроки превратились в театрализованное представление, где артистами и главными героями стали сами дети.
А теперь сами представьте: “Сидит, горюет на берегу моря первобытный человек, а вокруг него множество разных камушков: красные, желтые, зеленые. От них становится светло и радостно”. И ребята, не ведая, что уже в игре, участвуют. Им жалко героя, они хотят ему помочь берут в руки цветные карандаши и начинают украшать жилище первого человека. Их рисунки разные. Но все они хотят помочь.
– при этом ребенок пользуется только
выразительными средствами (интонацией) без
мимики и пантомимики;
– атмосфера предстоящей инсценировки рождает у
участников мощные стимулы, вызывает у них
сильные ощущения, сопряженные с детальным
обдумыванием образов героев, которых им
предстоит смоделировать, озвучить (сыграть);
– благодаря LEGO на занятиях создается атмосфера,
в которой дети чувствуют себя хозяевами,
творцами;
– именно конструирование превращает персонаж из
абстракции в реальность и дает возможность
ребенку представить себе героя как живого;
– активизируется словарный запас ребенка,
развивается творчество детей, формируются
навыки диалогической речи;
– на этапе работы по конструированию моделей
ребята учатся работать в группе из 2-4 чел, дает
положительные результаты: дети учатся общаться,
быть терпимыми друг к другу и к неудачам
товарища, чаще приходить на помощь друг другу;
– в процессе конструирования и инсценировки
дети переживают события еще раз;
– создается атмосфера соревнования.
Итак, использование LEGO на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности героев, событий и т.д., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Хорошо организованная работа с конструктором LEGO имеет большой воспитывающий потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность.
Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умение не только командовать, но и разумно подчиняться).
В результате анализа формируется самооценка и осознание оценки себя другими людьми (рефлексия).
Благодаря использованию конструктора LEGO на занятиях, дети становятся активными участниками занятия, более осознанными становятся знания учащихся, более надежными – навыки. Учащиеся любят эти уроки.