Тема урока |
Задание |
Оборудование |
Измерение физических величин |
– Измерьте длину, ширину, высоту бруска
с учетом погрешности измерений и определите
объём бруска. – определите цену деления, верхний предел и объём воды в мензурке с учетом погрешности измерений |
– брусок – термометр, мензурка с водой |
Строение вещества. |
– В мензурку с водой бросьте крупинку
марганцовки, перемешайте воду, перелейте 20 мл
подкрашенной воды в сосуд с чистой водой.
Сравните окраску воды в мензурке и в сосуде,
объясните наблюдаемое явление – в мензурку налейте воды и измерьте объем, затем опустите 4-5 кусочков сахара, опять измерьте объем воды с сахаром, растворите сахар, перемешивая воду, и опять измерьте объем сладкой воды. Объясните наблюдаемое явление. |
– Мензурка и сосуд с водой, марганцовка – мензурка с водой, 4-5 кусочков сахара |
Взаимодействие молекул |
– возьмите 2 куска пластилина,
соедините их. Разломите кусок мела пополам,
соедините половинки. Сделайте выводы из опытов. – возьмите мяч, нажмите на него пальцем и отпустите. Что произошло? Объясните результат опыта. – растяните полоску резины. Что произошло? Объясните результат опыта. |
– Куски мела, пластилина. – мяч – полоска резины |
Агрегатные состояния вещества. |
Возьмите широкий сосуд с водой, переверните стакан вверх дном на поверхность воды и медленно погружайте стакан в воду. Что произошло? Попытайтесь изменить объем деревянного бруска. Сравните результаты опытов. | Деревянный брусок, широкий сосуд с водой, стакан |
Механическое движение. |
– Возьмите машину, приведите её в
движение. Относительно каких тел она находится в
движении? Относительно каких тел она находится в
покое? Какой вид движения совершает машина? Какую
траекторию описывает машина? Какую траекторию
описывает ось колеса при движении машины? Какую
траекторию описывает точка на ободе колеса? – Толкните машину по поверхности стола, после остановки машины определите среднюю скорость её движения |
– Детская игрушка в виде машины – машина, линейка, секундомер |
Инерция |
– На тележку поставьте брусок. Что
произойдет, если тележка наткнется на
препятствие? – На тележку поставьте брусок. Привяжите к тележке нить. Дерните резко за нить. Что произошло с бруском? Сравните результаты опытов. |
– Тележка, деревянный брусок, нить, препятствие (например, гиря 2 кг) |
Взаимодействие тел. |
– возьмите 2 тележки, на одну из них
поставьте гирю, приведите тела в взаимодействие.
Одинаковый ли путь проехали тележки после
соударения? Какая тележка оказалась инертнее? – к 2 телам прикрепите нить одинаковой длины и закрепите в лапке штатива, приведите тела во взаимодействие. Какое тело инертнее? Сравните массы тел. |
– 2 тележки, гиря – 2 тела разной массы, нить, штатив с лапкой и муфтой |
Измерение размеров малых тел. |
– Определите толщину одной страницы
учебника по физике – определите толщину проволоки |
– линейка – линейка, карандаш |
Масса тела. |
Определите массу одной капли воды | Сосуд с водой, пипетка, весы с разновесами, стакан |
Определение объема тела неправильной формы. |
Определите объем 2 тел неправильной формы в мл, см3, м3 | Болт, гайка, мензурка |
Плотность вещества. |
– Определите плотность деревянного
бруска – определите плотность болта. |
– линейка, весы с разновесами – мензурка, весы с разновесами |
Определение массы тела по его плотности. |
определите массу фарфорового ролика | мензурка с водой, таблица плотностей твердых тел |
Сила упругости. |
Прикрепите к концу резиновой нити по очереди 2 тела, наблюдайте за деформацией резины. Под действием какой силы это произошло? Почему грузы не достигли пола? В каком случае возникла большая сила? | 2 тела разной массы, резиновый жгут |
Связь между силой тяжести и массой тела. Вес. |
Определите силу тяжести и вес деревянного бруска. | Весы с разновесами, деревянный брусок. |
Динамометр. |
– Найдите силу тяжести, действующую на
груз, вычислите массу тела и сравните её с массой,
измеренной с помощью весов. – Прикрепите к крючку динамометра брусок. С какой силой вы будете равномерно тянуть брусок по столу? С какой силой пришлось бы равномерно поднимать брусок вверх? |
– Динамометр, весы с разновесами, груз
на нити. – динамометр, брусок |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. |
На тело по одной прямой действуют 2 силы – 2Н и 3Н. Может ли равнодействующая этих сил быть 1Н, 2Н, 5Н? Докажите выбранный ответ экспериментально. | Набор грузов по механике, демонстрационный динамометр. |
Сила трения. |
– Определите силу трения скольжения
при равномерном движении бруска по столу. От
каких величин зависит сила трения? – Сравните силы трения при движении 2 брусков в двух случаях, если эти бруски поставлены один на другой или один брусок прикреплен к другому. |
Динамометр, брусок, набор грузов по
механике – динамометр, 2 бруска. |
Силы взаимодействия молекул. |
– Капните на стеклянную пластину по 2-3
капли воды, масла. Сделайте вывод о смачивании
данными веществами стекла и объясните
результаты опытов. – Капните на пластину из пластилина по 2-3 капли воды, масла. Сделайте вывод о смачивании данными веществами пластилин и объясните результаты опытов. |
– пипетка, сосуды с водой и маслом,
пластина из стекла. – пипетка, сосуды с водой и маслом, пластина из стекла, покрытая пластилином. |
Давление твердых тел. |
– Вычислите давление бруска, когда он
опирается широкой гранью. – Вычислите максимальное давление, которое может производить брусок на стол. – Докажите экспериментально, что давление стального бруска на стол уменьшится, если под него подложить кусок фанеры. |
– брусок, динамометр, линейка. – брусок, динамометр, линейка. – стальной брусок, динамометр, линейка, прямоугольный лист фанеры. |
Давление газа. Закон Паскаля. |
Возьмите шарообразную оболочку воздушного детского шара и надуйте её. Объясните наблюдаемое явление. | – воздушный детский шарик |
Давление жидкости. |
– Вычислите давление воды на дно
стакана. – Опустите в стакан с водой металлический шар на нити. Сравните давления воды на дно стакана до и после опускания шара. – Сравните давление воды на дно пробирки при вертикальном и наклонном положении её. – В широком сосуде с водой, установите стеклянную пластину. Определите давление воды, оказываемое на пластину снизу. |
– Стакан с водой, линейка. – Стакан с водой, линейка, металлический шар на нити – Пробирка с водой, линейка, штатив с лапкой и муфтой для удобного расположения пробирки. – Широкий сосуд с водой, стеклянная пластина на нити, закрепленная с помощью пластилина, штатив с муфтой и лапкой. |
Сообщающие сосуды. |
Соедините две стеклянные трубки с помощью резиновой трубки и наполните их водой. Поднимая, опуская, наклоняя одну из стеклянных трубок относительно другой, пронаблюдайте за положением свободной поверхности воды в них. Сделайте вывод. | Две стеклянные трубки, резиновая трубка для соединения, сосуд с водой. |
Атмосферное давление. |
Сравните атмосферное давление на первом и последнем этажах школы. Объясните полученный результат. | Барометр-анероид. |
Архимедова сила. |
– Куску пластилина придайте форму
сначала шарика, затем, куба, я потом цилиндра.
Опуская в воду каждую фигурку, определите
действующую на неё выталкивающую силу. Сделайте
вывод. – Сравните выталкивающую силу, действующую на тело, погружая его на разную глубину в сосуде с водой. – Определите архимедову силу, действующую на тело, опущенное в мензурку с водой. – Определите объём груза. |
– Кусок пластилина, нить, динамометр,
сосуд с водой. – Тело на нити, динамометр, сосуд с водой. – Тело на нити, мензурка с водой. Стакан с водой, динамометр, груз на нити. |
Условие плавание тел. |
Выясните условие плавания тел. | 3 формы из-под киндер-сюрприза, винты, гайки, болты для наполнения формы, весы с разновесами. |
Механическая работа. |
Вычислите механическую работу по поднятию груза на выбранную высоту. | Динамометр, груз на нити, линейка. |
Простые механизмы. |
– определите массу неизвестного тела.
– Проверьте на опыте, дает или нет неподвижный блок выигрыш в силе. – Соберите установку из блоков, дающая выигрыш в силе. Вычислите этот выигрыш. – Определите выигрыш в силе, который можно получить, используя наклонную плоскость. |
– Рычаг, линейка, гирька 10 г с
проволочной петлей, тело неизвестной массы. – Блок, груз на нити, штатив с лапкой и муфтой, динамометр. – Штатив с лапкой и муфтой, 2 блока, динамометр, набор грузов по механике. – Наклонная плоскость, линейка |
КПД |
Определите КПД наклонной плоскости. | Наклонная плоскость, динамометр, брусок, линейка. |
Энергия. |
Определите потенциальную энергию бруска, находящегося на столе, относительно уровня пола. | Брусок, линейка. |
Использованная литература:
- А.В.Перышкин “Физика-7”, М., Дрофа, 2008.
А.В.Чеботарева Самостоятельные работы учащихся пот физике”, М.,Просвещение,1985.