Декоративное убранство русского северного дома

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: Урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Главная дидактическая цель урока: познакомиться с символическими знаками, которые наши предки использовали для защиты и украшения своего дома.

Развивающие цели:

  1. Способствовать развитию у учащихся сознания того, что народная культура – это наше наследие, достойное уважения и сохранения.
  2. Продолжать развитие внимания, усидчивости.

Обучающие цели:

  1. Научиться изображать символические знаки.
  2. Применить это умение для создания художественного образа фронтона русского северного дома.

Воспитывающие цели:

  1. Способствовать воспитанию уважения к прошлому своей страны, патриотизма.
  2. Способствовать привитию художественного вкуса.

План урока (45 мин.)

Организационный момент 0,5 мин.
Сообщение темы урока 1 мин.
Изложение нового материала 15 мин.
Требования к работе 3 мин.
Самостоятельная работа 23 мин.
Подведение итогов 2 мин.
Организованный конец урока 0,5 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим с вами о русском северном доме, узнаем много интересного и попытаемся создать художественный образ фронтона русского северного дома с тем, чтобы правильно изображать сельские постройки в своих будущих работах.

Изложение нового материала (презентация “Декоративное убранство русского северного дома”).

Слайд 2. Что такое дом? (выслушать мнения учащихся).

Слайд 3. Мы регулярно произносим слова “Я иду домой”, “Вот мой дом”, этим самым обозначая свои жилища. Но с глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам. Известное выражение “чувствовать себя как дома” указывает на свободу и нестесненность человека в своем доме. Дом – это то место, где мы чувствуем себя уверенно и спокойно, сюда мы возвращаемся после трудового дня, здесь ждут нас родные. Сегодня это может быть коттедж, квартира в огромном многоквартирном доме или даже просто комната. А какой дом был у наших предков?

Слайд 4. Россия издавна считалась страной дерева. Из дерева и возводились жилые дома. Недаром название русского поселения – деревня – говорило о том, что постройки там деревянные.

Слайд 5. История русского дома берёт своё начало из мира языческих славян. Дом для них был повторением вселенной, уменьшенной до размера человека. Вселенная – земля и небо.

Слайд 6. В основании дома лежал символ плодородия. Рассмотрим схему закладки будущего жилища: расчищался участок, место для постройки дома очерчивалось большим квадратом. Внутри квадрат делился на 4 части, хозяин строящегося дома отправлялся “на все четыре стороны” и приносил с каждой стороны по булыжнику. Камни, которые укладывались в центр каждого из малых квадратов, образовывали основание для будущего венца сруба, определяя его контур. Этот обряд начала строительства был направлен на обеспечение достатка в жилище, ведь квадрат, разделённый на четыре равные части с точками посередине, – это схематичное изображение пашни, древнейшего символа плодородия.

Слайд 7. Крыша дома символизировала крышу мира, небеса. Небес у славян было два: верхнее небо – вместилище небесной влаги “хляби небесные” и среднее небо – по нему движутся солнце и луна.

Слайд 8. Названия некоторых элементов дома отражают символическое сопоставление фасада дома с лицом человека:

фасад дома – лицо дома,
улица – дорога у лица дома,
фронтон – лоб, чело, лбище,
причелина – лобовая доска, платок (причелина – доска, защищающая торцы слег от атмосферных воздействий),
венчающее крышу бревно – шелом (шлем),
окно – очи, глаза.

Слайд 9. Основной задачей жилища была не только защита от непогоды и реальных врагов, а также от всяческих злых духов.

Как же дом мог защитить человека от злых сил? Отвечают учащиеся.

– Правильно, защита человека осуществлялась с помощью специальных охранительных знаков – оберегов, в первую очередь, так называемых солярных, то есть солнечных знаков.

В какой части дома больше всего было этих знаков? Отвечают учащиеся.

– Конечно, на крыше, ведь крыша дома защищает само строение от воздействия непогоды, поэтому именно там мы видим охранительные знаки (в северных деревнях охранительные знаки выполнялись в виде сквозной или глухой резьбы по дереву).

Запомним: предмет или знак, стоящий на пути злых сил, называется оберегом.

Рассматриваем таблицу с изображением охранительных знаков:

  • знаки воды – “хляби небесные”: капли, дождь, потоки воды;
  • знаки плодородия – распаханное и засеянное поля;
  • знаки возрождения – растительный орнамент в виде корней и ростков;
  • звериные знаки – по большей части фигуры птиц и коней.

Слайд 10. Рассмотрим, как располагались обереги на двускатной крыше русского северного дома.

На причелинах изображались звёзды и небесные водные запасы (“хляби небесные”). “Хляби небесные” находились в верхнем небе, а солнце двигалось по среднему небу, поэтому изображение солнца располагалось всегда под изображением “хлябей”. Часто на причелинах можно увидеть изображения целого солнышка и двух его половинок, почему?

Ответы учащихся.

– Верно, это три основные позиции солнца на небе: восход, полдень и закат.

Верхняя точка крыши часто украшалась изображением головы коня – коньком. Конь – это тоже оберег, символ добра и счастья. Конь и уточка были связаны в представлении славян с солнцем: кони мчали его днём по небосводу, утки – влекли солнышко ночью по подземному океану.

Слайд 11. Рассмотрите фрагменты фронтона: конёк, полотенце (полотенце – короткая вертикальная доска, закрывающая стык причелин), причелины.

Слайд 12. Русский художник Борис Поморцев приглашает полюбоваться русской северной деревней с крыльца своего дома.

Требования к работе.

Слайд 13. Задание: Нарисуйте фронтон русского северного дома и украсьте его охранительными знаками.

Слайд 14. Простым карандашом намечаем причелины и часть сруба, затем завершаем работу коричневым восковым мелком. Успехов!

Самостоятельная работа.

Подведение итогов.

Слайд 15. Как хорошо вы украсили фронтон дома! Что интересного вы узнали об истории дома? Что понравилось на уроке?

В наше время резьба по дереву, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день есть мастера, которые не только рубят дома, но и украшают их домовой резьбой, а значит, есть надежда, что мастерство, пришедшее к нам из глубины веков, будет жить многие-многие годы.

Организованный конец урока.

Оборудование урока:

  • для учителя: компьютерная презентация “Декоративное убранство русского северного дома”; карандаш, цветные восковые мелки.

  • для учащихся: карандаш, цветные восковые мелки.

Экспозиция на доске

1 – образец задания, выполняемый учителем в классе.

Литература:

  1. А.И. Прохоренко, П.Н. Денисов. Русский рубленый дом. Вчера и сегодня. – Санкт-Петербург: Китеж, 1993.
  2. А.В. Ополовников. Русский Север. Памятники зодчества.– М.:Стройиздат, 1977.
  3. М.И.Мильчик. По берегам Пинеги и Мезени. – Л.: Искусство, 1971.