Цели урока
Учебные:
- Сформировать знания об иммунитете, о его формах, о вакцинации, о лечебных сыворотках. Познакомить учащихся с работами ученых в этой области.
- Отработать навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, интерактивной доской, текстом учебника.
- Развивать умения составлять схемы, давать оценку ситуации, использовать свои знания для объяснения научных фактов, монологической речи.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся, уважению к мнению и знаниям своих товарищей, ответственному отношению к собственному здоровью.
- Осуществлять профессиональную направленность в воспитании самостоятельности, умении анализировать ситуацию, умении использовать свои знания в жизни.
- Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование понятий долг, ответственность в процессе знакомства с величайшими открытиями в области медицины.
Задачи развития учащихся
- Осуществлять развитие познавательных интересов через:
- использование ИКТ для визуализации процессов, использования дополнительной наглядности, практической работы с интерактивной доской и компьютером;
- умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала об иммунитете и жизни;
- выделение главного, существенного для составления конспекта, схем;
- анализ заданий эвристического плана;
- формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов;
- Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
- Формировать умения преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: дифференцированные и нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка.
- В целях развития творчества, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации), использовать индивидуальные задания, нестандартные ситуации, творческие задания, дополнительную литературу, ИКТ.
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентации преподавателя и учеников, DVD, телевизор, видеофильм, дополнительная литература для сообщений учащихся.
Методы работы:
- методы обучения: словесные, наглядные
- общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный;
- исследовательский методы, исходя из дидактических задач урока: применение ранее полученных знаний, творческий подход к учебной деятельности.
Ход урока
1. ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ(фронтальная беседа подводит к выводу об иммунитете).
На прошлом уроке мы познакомились с составом и функциями крови. Какие функции она выполняет?
Сегодня мы поговорим подробнее о защитных функциях крови, об иммунитете.
- От чего защищает кровь организм человека?
- Какие вы знаете инфекционные болезни, какими болели сами?
- Когда был карантин по краснухе, ветрянке, все ли заболели? Почему?
- Что же такое иммунитет? (Невосприимчивость к болезням)
Иммунитет (immunitas лат. – освобождение от чего-либо) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них (стр. 73 учебника [3]. Записать определение).
2. ФОРМЫ ИММУНИТЕТА
Фронтальная беседа с учениками по вопросам:
- Какие вы знаете защитные барьеры организма? (Кожа, слизистые оболочки, слюна, слезы, пот, внутренняя среда).
- Какие органы образуют иммунную систему? (Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка).
- Вспомните защитные механизмы крови: фагоцитоз и выработка антител. Ученики отвечают у доски.
Рассказ учителя
Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов. Пример: попадание занозы под кожу.
Антитела вырабатывают лимфоциты. Они отыскивают чужеродные соединения – антигены. Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Если на поверхности клеток встречаются только «свои» молекулы, лимфоцит движется дальше, а если чужие — щупальца, как клешни рака, смыкаются. Затем лимфоцит посылает через кровь химические сигналы другим лимфоцитам, и те начинают вырабатывать по образцу химические противоядия — антитела, состоящие из белка гамма-глобулина. Этот белок выбрасывается в кровь и оседает на различных клетках, например на эритроцитах. Антитела нередко выходят за пределы кровеносных сосудов и размещаются на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Они являются своеобразными ловушками для чужеродных тел, например для микробов и вирусов. Антитела либо склеивают их, либо разрушают, либо растворяют.
Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом.
Формы иммунитета: клеточный (Т-лимфоциты) – фагоцитоз и гуморальный (В-лимфоциты) – выработка антител.
Учащиеся составляют схему:
Клеточный иммунитет открыл И.И. Мечников, а гуморальный – П. Эрлих, за что оба были удостоены Нобелевской премии.
Просмотр видеосюжета о Т-лимфоцитах [10] и беседа по вопросам:
- Сколько лимфоцитов, задействовано в процессе уничтожения чужеродной клетки?
- Какова величина лимфоцитов?
- Какой тип иммунитета вы увидели в этом сюжете? Обоснуйте свой ответ.
В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).
- Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).
- Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Благодаря иммунитету, в частности, белковая несовместимость).
- Появление гноя на миндалинах при ангине – какая форма иммунитета?
3. ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ
Сообщения учащихся по темам:
- Вариоляция [Приложение 1].
- Заслуги Э. Дженнера в области вакцинации [Приложение 2].
- Работы Луи Пастера в области вакцинации [Приложение 3].
Вопрос к ученикам: каково ваше мнение о значимости этих работ?
4. ТИПЫ ИММУНИТЕТА
Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»с. 76 учебника [3]. Записывают определения в тетрадь.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.
Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии, столбняка также применяют лечебную сыворотку.
Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с.76 [3] и заполняют схему «Типы иммунитета»:
Проверка правильности выполнения задания с таблицей учебника или презентацией.
Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Для закрепления учащиеся отвечают на вопросы:
- Почему корью мы болеем один раз в жизни, а гриппом – много?
- Если вас в лесу укусил клещ, что надо ввести в организм – вакцину или сыворотку?
- Используются ли знания об иммунитете в военном деле, в армии? (Биологическое оружие – запрещено, но ведутся работы в области разработки вакцин от новых болезней)
5. УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА (фронтальная беседа)
В этом году ожидают эпидемию гриппа. Можем ли мы защитить себя от этой болезни? Ваше мнение?
- Профилактические прививки.
- Закаливание.
- Физическая нагрузка.
- Правильное питание (сбалансированное и разнообразное, много фруктов и овощей, лук, чеснок)
- Витамины, особенно С.
Выводы:
- Иммунитет – это способность организма защищаться от болезней.
- Выработку иммунитета обеспечивают Т- и В-лимфоциты.
- Иммунитет бывает врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.
- Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье и укреплять иммунитет.
6. ИТОГ УРОКА:
- Выставление оценок.
- Задание на самоподготовку: параграф 15, сообщения «СПИД и его профилактика», «Переливание крови».
- Рефлексия:
- Был ли интересен вам этот урок?
- Нужно ли эту тему изучать в курсе биологии, приведите аргументы.
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
- Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
- Вакцина – это:
а) культура микробов;
б) культура ослабленных микроорганизмов;
в) плазма крови от переболевших людей или животных. - Первую прививку от оспы сделал:
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Кем было открыто явление фагоцитоза?
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Что такое иммунитет?
а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
б) образование лейкоцитов;
в) процесс воспаления. - Назови формы иммунитета:
а) естественный;
б) клеточный;
в) искусственный;
г) гуморальный - Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
а) у него есть естественный врожденный иммунитет;
б) у него естественный приобретенный иммунитет;
в) у него искусственный иммунитет;
г) у него есть тромбоциты;
д) у него есть эритроциты. - Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?
Список литературы
- Борзова Т. В. Тесты. Биология 6-11 кл. – М. «Олимп» 1999;
- Ващенко О. Л. Биология. Человек. Поурочные планы. – Волгоград «Учитель» 2008;
- Драгомилов Ф.Г., Маш Р.Д. Биология 8 кл. – М. «Вентана – Граф» 2008;
- Зверев И. Д. Книга для чтения. – М. Просвещение 1983;
- Иванова Т. В. Тесты. Биология 6-11кл. – М. «Олимп» 1999;
- Поддубная Л. Б. Биология 8 класс. Нестандартные уроки. – Волгоград. Корифей 2007;
- Бурцева Н. Н. Урок «Иммунитет». http//urok.1sept.ru/artides/529730/;
- ru.wikipedia.org/wiki/Пастер;
- ru.wikipedia.org/Вакцинация.
- Видеоэнциклопедия для народного образования, анатомия и физиология человека «Кровь».