Иммунитет

Разделы: Биология


Презентация

Цели урока

Учебные:

  • Сформировать знания об иммунитете, о его формах, о вакцинации, о лечебных сыворотках. Познакомить учащихся с работами ученых в этой области.
  • Отработать навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, интерактивной доской, текстом учебника.
  • Развивать умения составлять схемы, давать оценку ситуации, использовать свои знания для объяснения научных фактов, монологической речи.

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся, уважению к мнению и знаниям своих товарищей, ответственному отношению к собственному здоровью.
  • Осуществлять профессиональную направленность в воспитании самостоятельности, умении анализировать ситуацию, умении использовать свои знания в жизни.
  • Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование понятий долг, ответственность в процессе знакомства с величайшими открытиями в области медицины.

Задачи развития учащихся

  • Осуществлять развитие познавательных интересов через:
  • использование ИКТ для визуализации процессов, использования дополнительной наглядности, практической работы с интерактивной доской и компьютером;
  • умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала об иммунитете и жизни;
  • выделение главного, существенного для составления конспекта, схем;
  • анализ заданий эвристического плана;
  • формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов;
  • Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
  • Формировать умения преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: дифференцированные и нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка.
  • В целях развития творчества, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации), использовать индивидуальные задания, нестандартные ситуации, творческие задания, дополнительную литературу, ИКТ.

Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентации преподавателя и учеников, DVD, телевизор, видеофильм, дополнительная литература для сообщений учащихся.

Методы работы:

  • методы обучения: словесные, наглядные
  • общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный;
  • исследовательский методы, исходя из дидактических задач урока: применение ранее полученных знаний, твор­ческий подход к учебной деятельности.

Ход урока

1. ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ(фронтальная беседа подводит к выводу об иммунитете).

На прошлом уроке мы познакомились с составом и функциями крови. Какие функции она выполняет?

Сегодня мы поговорим подробнее о защитных функциях крови, об иммунитете.

  • От чего защищает кровь организм человека?
  • Какие вы знаете инфекционные болезни, какими болели сами?
  • Когда был карантин по краснухе, ветрянке, все ли заболели? Почему?
  • Что же такое иммунитет? (Невосприимчивость к болезням)

Иммунитет (immunitas лат. – освобождение от чего-либо) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них (стр. 73 учебника [3]. Записать определение).

2. ФОРМЫ ИММУНИТЕТА

Фронтальная беседа с учениками по вопросам:

  • Какие вы знаете защитные барьеры организма? (Кожа, слизистые оболочки, слюна, слезы, пот, внутренняя среда).
  • Какие органы образуют иммунную систему? (Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка).
  • Вспомните защитные механизмы крови: фагоцитоз и выработка антител. Ученики отвечают у доски. 

Рассказ учителя

Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов. Пример: попадание занозы под кожу.

Антитела вырабатывают лимфоциты. Они отыскивают чужеродные соединения – антигены. Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Если на поверх­ности клеток встречаются только «свои» молекулы, лимфоцит движется дальше, а если чужие — щупальца, как клешни рака, смыкаются. Затем лимфоцит посылает через кровь химические сигналы другим лимфоцитам, и те начинают вырабатывать по образцу химические противоядия — антитела, состо­ящие из белка гамма-глобулина. Этот белок выбрасывается в кровь и оседает на различных клетках, например на эритроцитах. Антитела нередко выходят за преде­лы кровеносных сосудов и размещаются на поверх­ности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Они являются своеобразными ловушками для чужеродных тел, например для микробов и вирусов. Антитела либо склеивают их, либо разрушают, либо растворяют.

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом.

Формы иммунитета: клеточный (Т-лимфоциты) – фагоцитоз и гуморальный (В-лимфоциты) – выработка антител.

Учащиеся составляют схему:

Клеточный иммунитет открыл И.И. Мечников, а гуморальный – П. Эрлих, за что оба были удостоены Нобелевской премии.

Просмотр видеосюжета о Т-лимфоцитах [10] и беседа по вопросам:

  1. Сколько лимфоцитов, задействовано в процессе уничтожения чужеродной клетки?
  2. Какова величина лимфоцитов?
  3. Какой тип иммунитета вы увидели в этом сюжете? Обоснуйте свой ответ.

В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).
  2. Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).
  3. Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Благодаря иммунитету, в частности, белковая несовместимость).
  4. Появление гноя на миндалинах при ангине – какая форма иммунитета?

3. ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ

Сообщения учащихся по темам:

Вопрос к ученикам: каково ваше мнение о значимости этих работ?

4. ТИПЫ ИММУНИТЕТА

Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»с. 76 учебника [3]. Записывают определения в тетрадь.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.

Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии, столбняка также применяют лечебную сыворотку.

Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с.76 [3] и заполняют схему «Типы иммунитета»:

Проверка правильности выполнения задания с таблицей учебника или презентацией.

Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Для закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему корью мы болеем один раз в жизни, а гриппом – много?
  • Если вас в лесу укусил клещ, что надо ввести в организм – вакцину или сыворотку?
  • Используются ли знания об иммунитете в военном деле, в армии? (Биологическое оружие – запрещено, но ведутся работы в области разработки вакцин от новых болезней)

5. УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА (фронтальная беседа)

В этом году ожидают эпидемию гриппа. Можем ли мы защитить себя от этой болезни? Ваше мнение?

  1. Профилактические прививки.
  2. Закаливание.
  3. Физическая нагрузка.
  4. Правильное питание (сбалансированное и разнообразное, много фруктов и овощей, лук, чеснок)
  5. Витамины, особенно С.

Выводы:

  • Иммунитет – это способность организма защищаться от болезней.
  • Выработку иммунитета обеспечивают Т- и В-лимфоциты.
  • Иммунитет бывает врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.
  • Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье и укреплять иммунитет.

6. ИТОГ УРОКА:

  1. Выставление оценок.
  2. Задание на самоподготовку: параграф 15, сообщения «СПИД и его профилактика», «Переливание крови».
  3. Рефлексия:
    • Был ли интересен вам этот урок?
    • Нужно ли эту тему изучать в курсе биологии, приведите аргументы.
    • Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
    • Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  1. Вакцина – это:
    а) культура микробов;
    б) культура ослабленных микроорганизмов;
    в) плазма крови от переболевших людей или животных.
  2. Первую прививку от оспы сделал:
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  3. Кем было открыто явление фагоцитоза?
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  4. Что такое иммунитет?
    а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
    б) образование лейкоцитов;
    в) процесс воспаления.
  5. Назови формы иммунитета:
    а) естественный;
    б) клеточный;
    в) искусственный;
    г) гуморальный
  6. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
    а) у него есть естественный врожденный иммунитет;
    б) у него естественный приобретенный иммунитет;
    в) у него искусственный иммунитет;
    г) у него есть тромбоциты;
    д) у него есть эритроциты.
  7. Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Приложение 4

Приложение 5

Список литературы

  1. Борзова Т. В. Тесты. Биология 6-11 кл. – М. «Олимп» 1999;
  2. Ващенко О. Л. Биология. Человек. Поурочные планы. – Волгоград «Учитель» 2008;
  3. Драгомилов Ф.Г., Маш Р.Д. Биология 8 кл. – М. «Вентана – Граф» 2008;
  4. Зверев И. Д. Книга для чтения. – М. Просвещение 1983;
  5. Иванова Т. В. Тесты. Биология 6-11кл. – М. «Олимп» 1999;
  6. Поддубная Л. Б. Биология 8 класс. Нестандартные уроки. – Волгоград. Корифей 2007;
  7. Бурцева Н. Н. Урок «Иммунитет». http//urok.1sept.ru/artides/529730/;
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Пастер;
  9. ru.wikipedia.org/Вакцинация.
  10. Видеоэнциклопедия для народного образования, анатомия и физиология человека «Кровь».