Решение тригонометрических уравнений. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Урок является основополагающим для данной темы. На нем демонстрируются различные способы решения тригонометрических уравнений, а также ведется подготовка к контрольной работе по теме «решения тригонометрических уравнений».

Урок разбит на этапы:

  1. Постановка целей, мотивировка учащихся.
  2. Актуализация знаний. Повторение формул тригонометрии.
  3. Обобщение и систематизация знаний, отработка навыков решений тригонометрических уравнений различными способами, используя на уроке метод критического мышления: Прием «Зигзаг»:
    Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникали новые комбинации. Затем учащимся предлагается рассчитаться на 1, 2, 3, 4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер. Весь материал урока делится также на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую часть и так далее. Все первые, вторые, третьи, четвертые номера собираются вместе по однородным группам и выполняют роль экспертных групп: их задача состоит в том, чтобы изучить предложенный учебный материал, обсудить его и объяснить своим партнерам по учению в группах 2-го состава. По завершении работы формируются новые группы, в составе которых есть учащиеся со всеми номерами.
  4. Подведение итогов урока, задание на дом.

Цели урока:

  • Образовательные - систематизировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений». Создать условия для усвоения знаний и умений.
  • Развивающие – способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать логическое мышление, математическую речь, умение работать в группах.
  • Воспитательная – развивать интерес к математике, познавательную активность, мобильность, коммуникативные навыки.

Ход урока

Повторение.

Изучение темы. «Решение тригонометрических уравнений» мы начали решение простейших тригонометрических уравнений.

Какие это уравнения?

1)cosx = a, где |a| ≤ 1

x = ± arccos a + 2πn, n ∈ Z

2) sin x = a, где |a| ≤ 1

x = (–1)narcsin a + πn, n ∈Z

3) tg x = a, где a ∈ R

x = arctg a + πn, n ∈Z

(Показ слайда №4, 5, приложение)

В решении простейших уравнений использованы такие понятия, как арккосинус, арксинус, арктангенс.

Что называется арккосинусом, арксинусом, арктангенсом числа а?

Арккосинусом числа а ∈ [–1; 1] называется такое число из отрезка [0; π], косинус которого равен а.

Арксинусом числа а ∈ [–1; 1] называют такое число из отрезка ,синус которого равен а.

Арктангенсом числа аR называют такое число из промежутка , тангенс которого равен а.

(Показ слайда №6, приложение)

Далее при решении более сложных уравнений мы использовали различные способы решений. Какие это способы?

  •  Решение однородных уравнений.
  •  Приводимых к квадратному уравнению.
  •  Метод вспомогательного аргумента.
  •  Разложение на множители.
  •  Метод замены переменной.
  •  Преобразование суммы в произведение и наоборот. И другие способы решений.

(Показ слайда №7 – 9, приложение)

Для осуществления этих решений мы с вами должны повторить изученные ранее тригонометрические формулы и вспомнить, используемые нами рекомендации по решению тригонометрических уравнений.

  • Если аргументы функций одинаковые, попробовать получить одинаковые функции, использовав формулы без изменения аргументов.
  • Если аргументы функции отличаются в 2 раза, попробовать получить одинаковые аргументы, использовав формулы двойного аргумента.
  • Если аргументы функций отличаются в 4 раза, попробовать привести их к промежуточному двойному аргументу.
  • Если есть функции одного аргумента, степени выше первой, попробовать понизить степень, используя формулы понижения степени или формулы сокращенного умножения.
  • Если сумма одноименных функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2,3), попробовать преобразовать сумму в произведение для появления общего множителя.
  • Если есть сумма одноименных функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2,3), попробовать использовать формулы приведения, получить затем случай 5.
  • Если в уравнении есть произведение косинусов (синусов) различных аргументов, попробовать свести его формуле синус двойного аргумента, умножив и разделив это выражение на синус (косинус) подходящего аргумента.
  • Если в уравнении есть числовое слагаемое (множитель), то его можно представить в виде значений функции угла.

Сегодня на уроке мы работаем в группах. 1-красная, 2-зеленая,3-желтая,4-синяя. Каждый участник группы выбирает бейдж с номером. На столе задание, состоящее из четырех уравнений. Учащийся в группе самостоятельно решает уравнения, номер которого соответствует номеру на бейдже. Способ решения вы выбираете сами.

После решения своего уравнения. На следующем этапе работы прошу объединиться в группы по номерам. Так как каждый из вас решал одно и то же уравнение, то сейчас у вас есть возможность выслушать друг друга и найти правильное рациональное решение данного уравнения.

Обсуждение в группах, по мере необходимости консультация учителя. После завершения обсуждения предлагаю вам вернуться в первоначальные группы. Каждый из вас, обсудив решение уравнения, может доступно объяснить решение и ответить на вопросы членов группы.

После обсуждения в группах учитель вызывает к доске любого на выбор ученика из каждой группы и предлагает ему решить уравнение, номер которого не соответствует номеру на его бейдже.

На следующем этапе работы предлагаю вам выполнить самостоятельную работу в виде теста.

Подводя итоги сегодняшнего урока можно сказать, что мы научились решать тригонометрические уравнения различными способами. Обобщили и систематизировали материал по данной теме.

Домашнее задание.

  1. Решить уравнение тремя различными способами
    2 + cos 2x = 4 cos2 x
  2. С16 стр.37(дидактический материал)

Список литературы.

  1. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С1 - Москва: МЦНМО,2010
  2. Мордкович А.Г., Семенов П. В. Алгебра и начала анализа профильный уровень 10 класс - Москва: Мнемозина,2007
  3. Галицкий М.Л., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа 10-11 класс - Москва: Просвещение,1997
  4. Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класса - Москва: Илекса , 2005