Стихи русских поэтов. С.Есенин. "Береза"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина “Береза”; формировать умение анализировать поэтический текст;
  • Развивающие: развивать образное мышление, речь, совершенствовать навыки чтения;
  • Воспитывающие: развивать коммуникативные качества, формировать навыки работы в группе, воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Оборудование: репродукции картин, рисунки детей, карточки с трудными словами, карточки с текстом для групповой работы, макет березы, листочки из цветной бумаги, запись стихотворения и песни С. Есенина “Береза”.

Ход урока

1. Организационный момент:

Сегодня праздник и сутра
Я в ожидании добра,
И день мне кажется светлей,
И птичий гомон веселей,
И согревая небосклон,
Мне вторит солнце в унисон,
Что этот час и этот миг
Запомнит каждый ученик,
Стучат отважные сердца –
И нет у радости конца.

2. Сообщение темы и целей урока:

Не случайно я начала наш урок этим стихотворением. У нас сегодня , действительно праздник. Ведь встреча с книгой это всегда большой праздник. Сегодня мы его посвятим замечательному русскому поэту. А какому, вы скажете сами, прослушав отрывки стихотворений.

(Чтение стихов С.Есенина.)

– Кто автор этих строк?
– Что вы уже знаете о Есенине?
– Почему в народе его называют певцом русской природы?

Сегодня на уроке мы будем слушателями, художниками, исследователями. Будем учиться читать стихи выразительно и находить в них красивые слова, попробуем увидеть ту природную красоту, которую хотел показать нам Есенин, описывая природу. И просто постараемся получить удовольствие от процесса чтения.

3. Мотивация.

(Работа с выставкой картин.)

– Посмотрите на репродукции картин великих художников и скажите, какая общая тема объединила эти картины сегодня на нашей выставке?
– Обратите внимание сколько художников запечатлили красоту русской красавицы .Глядя на эту красоту мы сейчас с вами сплетем венок из эпитетов. Встаем по одному , называя эпитет, подходящий к слову береза.

(Плакучая, кудрявая, пушистая, стройная, зеленая…)

– Вот сколько красивых эпитетов мы подобрали к этому дереву и не случайно многие поэты и писатели обращались к ее образу, называя ее русской красавицей. Но не только из-за своей красоты береза стала народной любимицей.

Сейчас ребята расскажут нам , чем еще береза удивляет людей.

(Сценка “Березовое царство – лучшее лекарство.) (Приложение 1.)

– Сделайте вывод, чем кроме еще , кроме украшения русской природы, является береза?
– Что еще вы узнали о использовании березы человеком?

(Сообщения детей.)

– За все эти качества народ полюбил березу и стала она символом России.

4. Работа по теме урока.

– Сейчас мы посмотрим какой представил березу Есенин.

1. Слушание.

Вопрос перед слушанием:

– Закройте глаза и постарайтесь увидеть березу, которую опиисал поэт.

2. Устно-словесное рисование после слушания.

3. Повторное чтение

– Прочитайте вполголоса, подчеркните непонятные слова и выражения (кайма– полоска, обивка по краю чего-либо, кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых для украшения, бахрома – тесьма для обшивки какого– либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей).

4. Работа с текстом

– Какие краски использовал автор, чтобы описать березу?
– Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
– Каким представляет поэт иней?
– Какое время дня рисует поэт? Почему вы так решили?
– Солнечное утро или пасмурное?
– Прочитайте, как выходит заря? Почему лениво?

Когда поэты создают свои произведения они используют литературные приемы, чтобы стихотворение было более красивое.

Какие литературные приемы знаете вы?

Сейчас посмотрим, как Есенин использует эти приемы в своем стихотворении.

Работать будем по группам: девочки и мальчики. Мальчики найдут, где автор использует литературный прием – сравнение. А девочки – олицетворение.

(Самостоятельная работа учащихся.)

5. Работа над выразительным чтением.

– А теперь мы поработаем над выразительным чтением этого произведения.

Какой темп чтения? (Певуче, неторопливо.)

– Можно ли прочитать стихотворение выразительно, читая его по слогам?

Поэту вы сначала прочитайте стихотворение про себя, а потом в паре друг другу. Проанализируйте чтение товарища и оцените.

(Работа в парах.)

Поднимите руки кому понравилось чтение товарища и ему удалось передать чувства и настроение, которые хотел показать поэт. А остальным, я считаю, нужно еще поработать и ваше чтение будет так же выразительным.

– Ребята, вы сказали, что стихотворение читается певуче. Это заметили и композиторы. На стихотворение наложили музыку. Послушайте эту песню и скажите согласны вы с композитором или нет. Если согласны – почему и не согласны – почему.

(Слушание песни “Береза” на слова Есенина.) (Приложение.)

6. Сопоставление рисунков и текстов.

– К этому уроку вы рисовали березку. Посмотрите на выставку ваших работ. Чьи рисунки подходят к произведению Есенина? Какими бы строчками вы их подписали?

7. Исследовательская работа.

– Как вы думаете, писать стихи сложно или нет?
– А чем написание стиха отличается от написания прозы: сказки , рассказа..?

Сейчас вы испытаете себя в роли поэта. Вам будет намного легче, вы будете работать не в одиночку, а группами по рядам.

Представьте, что стихотворение Е Сенина “Береза” рассыпалось по строчкам. Ваше задание– собрать, восстановить текст.

(Работа в группах.)

5. Итоги урока.

Обобщение.

– Назовите название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились?
– Какова тема этого произведения?
– Кто автор?
– Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Е Сенине как о человеке?

6. Рефлексия.

(На доске – береза (плакат) и 3 конверта с листочками: желтыми, зелеными, оранжевыми.)

– Кому на уроке больше понравилось быть слушателями приклеиваем желтый листочек, художниками– зеленый, исследователями– оранжевый.

(Индивидуальная работа.)

– Посмотрите, какая у нас получилась береза. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

Спасибо за работу на уроке.