Возрождение в искусстве Западной Европы

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Тема урока, его место в целом программы: Урок разработан в соответствии с адаптированной программой и дополнительной литературой.

Тип урока: ознакомительный (новый материал)

Форма урока: мультимедийная презентация.

Новые слова: Возрождение, Ренессанс, барокко, палаццо, полифония:

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с культурой Возрождения;
  • Знакомство с искусством  эпохи Возрождения;
  • Познакомить с творчеством представителей Возрождения;
  • Формирование умения разбираться в произведениях эпохи Ренессанса;
  • Развивать умение анализировать произведения искусства, развивать устную речь, воспитывать интерес к искусству;
  • Развитие эстетической культуры;
  • Подготовить к изучению зарубежной музыкальной литературы.

Урок решал следующие задачи:

  • образовательные: изучить, закрепить и систематизировать знания о эпохе Возрождения, попытаться дать оценку данной эпохи, повысить культуру знаний, отношений, речи; вовлечь каждого участника в активный творческий диалог.
  • воспитательные: воспитывать интерес к культуре.

Планируемые результаты изучения материала: Учащиеся получают знания по данной теме, учатся понимать культурные ценности эпохи, откликаться на них эмоционально и интеллектуально.

Оборудование: компьютер, кинопроэктор.

В конце урока учащиеся устно отвечают на вопросы:

  • Сегодня я узнал:
  • Было интересно:
  • Я понял, что:
  • Я почувствовал, что:
  • Меня удивило:
  • Мне захотелось:

Слайд №1

Наша встреча посвящена эпохе Возрождения. И мы должны с вами сегодня как можно ближе приблизится к данной эпохе, познакомится с представителями того времени и их знаменитыми творениями.

Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. 

Слайд №2

Вазари рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры. В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.

Кризисные явления в средневековой культуре стали обнаруживаться ещё в Х в.: всеми сословиями овладела жажда наслаждений ...люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, внешнем блеске, красивых женщинах; высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей... Императорская власть исчезла, папская власть существовала лишь по имени. ...почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь; религиозность ограничивалась исполнением обрядов; в монастырях не осталось следов нравственного порядка.

Но тогда на время удалось сохранить сложившийся порядок. Был организован Клюпийский монашеский орден, поставивший целью восстановление благочестия церкви.

Непредвзятому наблюдателю было ясно, что дальше так продолжаться не может. Нужны изменения, и они не заставили себя ждать: начинает отсчёт новая культурная эпоха - Возрождение.

Известный историк градостроительства А. Букин подсчитал, что в Северной Италии, Венеции, Флоренции - местах, откуда начали распространяться возрожденческие тенденции, из общего числа дошедших до нас соборов и палаццо (дворцов) 25% построено в Средневековье (до XIII в.), 65 % - в период Возрождения, и 10% в последующие годы, после XVI в.

Слайд № 3

Термин Возрождение (по фр. Ренессанс) или Ринашименто (ит.) появился в XVI в. у Джорджо Вазари, известного итальянского мыслителя. В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером.

Слайд №4

В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа:

1. Раннее Возрождение - XV в.

2. Высокое Возрождение - первая треть XVI в.

3. Позднее Возрождение - середина и конец XVI в.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр.reneissance),- поворотный момент в истории культуры европейских народов. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Слайд №5

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в 1ый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце 13 века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора, он же стал центральной фигурой в живописи Возрождения.

Слайд №6

Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Слайд №7

Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.

Слайд №8

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Слайд №9

Во время Высокого Возрождения три величайших мастера достигли подлинных высот художественного творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

Творения Рафаэля (1483-1520) отличаются удивительной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии - нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности - заложили традицию на века. Среди известнейших работ Рафаэля - фрески в папских покоях Ватикана и, в частности,

Слайд№10 фреска - "Афинская школа" - вершина Высокого Возрождения,

Слайд №11 "Сикстинская мадонна" (Приложение №1)

Слайд №12

Великий скульптор и художник флорентиец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) четыре года расписывал потолок Сикстинской капеллы библейскими сюжетами, начиная от сотворения человека

Слайд №13 (Собор СВ.Петра)

Слайд №14 Свод Сикстинской капеллы)

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Слайд №15

Леонардо (1452-1520), старший из них, обладал недюжинными талантами в разных областях, редко останавливался подолгу на одном предмете и в одном месте и оставил по себе лишь несколько полотен. Его полные жизни, но при этом таинственные

Слайд №16 "Мадонна Литта" и Мона Лиза "Джаконда" как нельзя лучше отвечают классическим идеалам.

Слайд №17 Сходство с автопортретом (Приложение №2)

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что "Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году".

Слайд № 18

Стиль Возрождения можно увидеть в каждом виде искусства. Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе, принято считать итальянского поэта - Данте Алигьери который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении, под названием "Комедия", которое в последствии будет названо "Божественная комедия", этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (Слайд № 18) (1304-1374)его творения открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни.

Слайд №19

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и "книжную" античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: "Дон Кихоте" Сервантеса .

Слайд № 20

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир.

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Слайд № 21

"Рождение Венеры" - одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Художник - Сандро Боттичели.

Слайд №22

Венецианец Тинторетто - виницианский вельможав 1594 г. изобразил "Тайную вечерю" как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах

Слайд № 23

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы .

 (Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар ипенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в больших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами). Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли мастера:

Самые известные нам

Филиппо Брунеллески Слайд № 24

Микеланджело Буонаротти

Слайд № 25

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии.

Полифония от греч. "полис"-многочисленный и "фоне" -звук., голос. При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны.

Слайд №26

Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел - активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступил позже.

Слайд №27

Среди музыкальных инструментов особое место занимают виолы - семейство струнных смычковых, поражающих красотой и благородством звучания. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и даже считаются их непосредственными предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако разница, и значительная, всё же есть. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается.

Слайд №28 Лютня - один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения

Среди шипковых инструментов Возрождения главное она занимает главное место (польск. lutnia, от араб, "альуд" - "дерево"). В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XIV в., а уже к началу XVI столетия для этого инструмента существовал огромный репертуар; прежде всего под аккомпанемент лютни исполняли песни. У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделённый ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором.

Слайд № 29

В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки- инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

К XV веку складывается так называемая полифония "строгого письма", правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)- так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, в связи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.

Слайд №30

Мадригал - светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, истоки которого восходят к старинной итальянской пастушеской песни. Мадригал - франц. madrigal; итал. madrigale, от средневек. лат. matricale(mater - мать) - песня на родном(материнском) языке.

Появление оперы было обусловлено, с одной стороны, новаторскими тенденциями композиторов - мадригалистов, и с другой - сценической необходимостью с использованием новых инструментов. Церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, направленное, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.

Слайд №31

Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.

Слайд №32