Цель занятия: выяснить сходство и различие в строении и значении рук и
ног человека; продолжать формировать представление о взаимодействии рук и ног
при осуществлении различных действий.
Задачи: провести работу над формированием понятий о строении
конечностей человека; значении рук и ног для человека; расширять представления о
строении человека и животных; учить фантазировать, находить нестандартные
решения; подвести детей к осознанию того, что одни действия лучше осуществлять
руками, другие – ногами, третьи при согласовании действий рук и ног.
Тренировать способность экспериментировать и делать выводы.
Развивать речь, мелкую моторику, расширить словарный запас детей.
Методы: игра, наблюдение, эксперимент, логическое рассуждение.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка три одноразовые тарелки,
фасоль, горох, два карандаша желтого и красного цвета, лист белого картона,
мячи. Угощение для детей.
Организация занятия: занятие проводится в спортивном зале по подгруппам 10–12 человек, дети одеты в спортивную форму, босиком.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети проходят в зал, садятся на маты.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, мы будем
говорить о тех частях тела, с помощью которых передвигаются люди и животные. Как
называются эти части тела?
Дети. Ноги у человека, лапы у животных.
Воспитатель. Молодцы! А вы знаете, как передвигаются животные?
Дети. Бегают, прыгают, ползают, летают. (Если дети затруднятся назвать
все действия передвижения животных, воспитатель помогает.)
Воспитатель. Одинаково ли называются четыре лапы у животных?
Дети. Нет. Передние и задние.
Воспитатель. Правильно. Сколько органов передвижения у человека?
Дети. Тоже четыре. Если дети ответят – два (ноги), попросить ребят пройти
по залу и почувствовать что при ходьбе участвует. Дети сами сделают вывод.
Воспитатель. Как они называются?
Дети. Руки и ноги.
Воспитатель. Руки человека чему соответствуют у животных?
Дети. Передним лапам.
Воспитатель. А ноги человека?
Дети. Задним лапам.
Воспитатель. Сегодня наша с вами задача выяснить, какой орган человека
лучше – руки или ноги?
Практическая часть.
1. Выяснение сходства в строении рук и ног.
Воспитатель. Ребята похожи ли руки и ноги между собой?
Дети. Да.
Воспитатель. Сейчас мы это выясним. Я буду показывать на себе части
руки, а вы эти же части у себя на ноге. (В ходе игры дети выявляют одинаковые
части, отмечают различия.)
Воспитатель. Ребята, какие вы у меня молодцы!
2. Удерживание карандашей.
Воспитатель. Ребята, теперь постараемся выяснить, что лучше делать
руками, а что ногами.
(Каждому ребенку воспитатель предлагает взять карандаши двух цветов.)
Воспитатель. Легко получилось?
Дети. Да.
Воспитатель. Теперь, постарайтесь взять карандаш ногой, при условии :
руками карандаш не трогать. (Дети с трудом справляются.)
Воспитатель. Чем удобнее брать карандаш руками или ногами? (Дети
делают вывод, что рукой.)
3. Рисование.
(Перед каждым ребенком воспитатель кладет картон белой бумаги.)
Воспитатель. Ребята, нарисуйте, пожалуйста, солнышко. (Дети рисуют,
воспитатель хвалит работу каждого ребенка.)
– А теперь ногой. (Дети не справляются с заданием, и делают вывод.)
4. “Задание для Золушки”.
Перед детьми лежат три одноразовые тарелки. В первой – фасоль и горох, вторая
и третья пустые.
Воспитатель. Ребята, все вы слышали сказку “Золушка”, и знаете о том, что
злая мачеха заставляла ее делать нелегкую работу. В этот раз мачеха заставила
Золушку отделить горох от фасоли, и поставила условие. Горох нужно выбрать во
вторую тарелку руками, а фасоль перенести пальцами ног в третью тарелку. Золушка
справилась, а у вас получится?
Воспитатель. Молодцы ребята, почти у всех получилось отделить фасоль от
гороха! Чем удобнее было выполнить задание руками или пальцами ног?
Дети. Руками!
5. Упражнения с мячом.
Воспитатель. Теперь попробуем выполнить упражнения с мячом для того, чтобы выяснить, какие из них лучше делать руками, а какие ногами.
Дети 5(6) человек берут мячи из корзины, становятся напротив тех детей у
которых нет мяча и бросают друг другу руками. (Выполняют 3–4 раза.)
Затем воспитатель предлагает катить мяч друг другу ногами и попытаться удержать
его ногой. (Выполняют 4–5 раз.)
Воспитатель. Ребята, чем удобнее ловить мяч?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель. Я с вами согласна.
На полу лежат два обруча.
Теперь попытайтесь попасть мячом в обруч руками, потом ногой. Дети выполняют
упражнения по очереди.
Воспитатель. Чем удобнее попасть в обруч мячом?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель. Теперь предлагаю вам проползти в тоннель по одному.
Дети выполняют.
Воспитатель. Ребята, с помощью чего вы смогли проползти в тоннеле?
Дети. Нам помогли руки и ноги.
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что же вам было удобно делать на занятии руками?
– А что ногами?
– А что руками и ногами вместе?
– Теперь давайте подведем итог: можно ли спрашивать что лучше ноги или руки?
Дети делают вывод самостоятельно или с помощью воспитателя.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много трудились, и поэтому много
узнали. За это я вас угощу ….
Спасибо за занятие.