Решение взаимно обратных составных задач (нетиповых) в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Решение составных задач

Для того, чтобы мыслительный процесс был результативным, очень важно, чтобы обеспечивалось единство процессов анализа и синтеза. Анализ структуры задачи значительно облегчается. Если учитель вначале составляет (синтезирует) вместе с учащимися задачу нового вида с тем, чтобы затем искать способы ее решения. Составление задачи. Которая затем решается, облегчает последующий анализ (решение новых задач).

В обучении решению задач важно не только (даже не столько) получение частных результатов, понимание отдельных способов решения тех или иных задач, сколько понимание логических переходов, связей между задачами и способами их решения, овладение способом решения не отдельных задач, а семейства задач, родственных в том или ином отношении.

В основу классификации задач по Эрдниеву положен учет разнообразных взаимно обратных задач. Этот подход оказывается результативным не только в случае решения задач простых, но и задач составных. Как типовых. Так и нетиповых.

Обычные арифметические задачи в 3 действия.

Пусть даны цены 2х сортов ткани (20 р. и 10 р.), количество их (6 м и 4 м),

стоимость их (20 • 6 = 120 (р.), 10 • 4 = 40 (р.)).

4.1.1. Составим первую прямую задачу.

  • Куплено 6 м сукна по 20 р. и 4 м сатина по 10 р. Сколько стоит вся покупка?

Краткая запись: 20 р.   6 м  10 р.   4 м   ? р. (таблица Т – 1)

Решение: 20 • 6 = 120 (р.) – стоимость сукна

10 • 4 = 40 (р.) – стоимость сатина

120 + 40 = 160 (р.) – стоимость всей покупки

Выражение: 20 • 6 + 10 • 4 = 160 (р.)

Вид задачи: задача на нахождение суммы двух произведений.

Формула: _ • _ + _ • _

Обратные задачи (на нахождение количества и цены)

  • Куплено 6 м сукна по 20 р. и несколько метров сатина по 10 р., всего на сумму 160 р. сколько метров сатина куплено?

20 • 6 = 120 (р.) – стоимость сукна

160 – 120 = 40 (р.) – стоимость сатина

40 : 10 = 4 (м) – куплено сатина (деление по содержанию)

  • Куплено 4 м сатина по 10 рублей и 6 м сукна, всего на сумму 160 рублей. Сколько стоит 1 метр сукна?

10 • 4 = 40 (р.) – стоимость сатина

160 – 40 = 120 (р.) – стоимость сукна

120 : 6 = 20 (р.) – цена сукна (деление на равные части)

  • Куплено 6 м сукна по 20 р. и 4 м сатина, всего на сумму 160 рублей. Сколько стоит 1 метр сатина?

20 • 6 = 120 (р.) – стоимость сукна

160 – 120 = 40 (р.) – стоимость сатина

40 : 4 = 10 (р.) – цена сатина

Обязательно сравниваются условия, решения, ответы.

4.1.2. Вторая прямая задача – на нахождение разности двух произведений.

Формула: _ • _ – _ • _ (таблица Т– 2)

Куплено 6 м сукна по 20 рублей и 4 м сатина по 10 р. На сколько рублей больше уплатили за сукно?

Краткая запись: 20 р.  6 м  10 р.  4 м на  ? р. больше

Решение: 20 • 6 = 120 (р.) – стоимость сукна

10 • 4 = 40 (р.) – стоимость сатина

120 – 40 = 80 (р.) – сукно > сатин

Обратные задачи:

? р. 6 м 10 р. 4 м 80 р.
20 р. ? м 10 р. 4 м 80 р.
20 р. 6 м ? р. 4 м 80 р.
20 р. 6 м 10 р. ? м 80 р.

Третья прямая задача – на нахождение частного двух произведений.

Формула: (_ • _) : (_ • _) (таблица Т– 3)

Куплено 6 м сукна по 20 рублей и 4 м сатина по 10 р. Во сколько раз больше уплатили за сукно?

Краткая запись: 20 р. 6 м 10 р. 4 м в ? раз

Решение:

20 • 6 = 120 (р.) – стоимость сукна

10 • 4 = 40 (р.) – стоимость сатина

120 : 40 = 3 (раза) – сукно > сатин

Обратные задачи:

? р. 6 м 10 р. 4 м 3 раза
20 р. ? м 10 р. 4 м 3 раза
20 р. 6 м ? р. 4 м 3 раза
20 р. 6 м 10 р. ? м 3 раза

Аналогично поступаем с двумя частными.

Тогда соответственно формулы других трех задач (прямых) будут следующие:

Прямая задача на нахождение суммы двух частных.

Формула: _ : _ + _ : _ (таблица Т– 4)

Турист проплыл теплоходом 60 км, двигаясь со скоростью 30 км в час, затем прошел пешком 24 км со скоростью 4 км в час. Сколько часов турист был в пути?

Решение: 60 : 30 = 2 (ч) – время движения на теплоходе

24 : 4 = 6 (ч) – время движения пешком

2 + 6 = 8 (ч) – время на весь путь

Обратные задачи:

? км 30 км/ч 24 км/ч 4 км/ч 8 ч
60 км ? км/ч 24 км/ч 4 км/ч 8 ч
60 км 30 км/ч ? км/ч 4 км/ч 8 ч
60 км 30 км/ч 24 км/ч ? км/ч 8 ч

 Прямая задача – на нахождение разности двух частных

Турист проплыл теплоходом 60 км со скоростью 30 км в час, а пешком прошел 24 км со скоростью 4 км в час. На сколько часов он шел пешком дольше, чем плыл на теплоходе?

Формула: _ : _ – _ : _ (таблица Т– 5)

Обратные задачи:

? км 30 км/ч 24 км/ч 4 км/ч 4 ч
60 км ? км/ч 24 км/ч 4 км/ч 4 ч
60 км 30 км/ч ? км/ч 4 км/ч 4 ч
60 км 30 км/ч 24 км/ч ? км/ч 4 ч

Прямая задача – на нахождение частного двух частных.

Турист проплыл теплоходом 60 км со скоростью 30 км в час, а пешком прошел 24 км со скоростью 4 км в час. Во сколько раз больше времени турист шел пешком, чем плыл на параходе?

Формула: (_ : _) : (_ : _) (таблица Т– 6)

? км 30 км/ч 24 км/ч 4 км/ч 3 раза
60 км ? км/ч 24 км/ч 4 км/ч 3 раза
60 км 30 км/ч ? км/ч 4 км/ч 3 раза
60 км 30 км/ч 24 км/ч ? км/ч 3 раза

Эти 28 видов задач образуют основную группу нетиповых задач в 3 действия, объединенных логической общностью: они составляют значительную часть традиционного задачного материала 2 – 4 классов.

Так как многих из этих разновидностей нет в учебниках. То только составляя и решая обратные задачи, можно перебрать необходимое разнообразие задач, то есть упрочить необходимое богатство ходов мысли, ассоциаций.

Можно предлагать детям следующие задания:

  • составить задачу на разность двух произведений и одну обратную ей, решить эти задачи,
  • решить из учебника задачу №… с помощью формулы. Определить название вида задачи,
  • составить задачу, решаемую выражением: 900 : 3 + 600 : 25.
    • Как можно назвать получившееся число?
    • Каково название этого вида? И т.д.
  • Поставьте к условию три разных вопроса и реши все задачи.

Обычные арифметические задачи в 2действия.

Эти задачи можно получить на основе упрощения (ограничения) рассмотренных задач в 3 действия.

4.2.1. Купили сукна на 120 р. и 4 м сатина по 10 р. Сколько стоит вся покупка?

Краткая запись: 120 р.  4 м  10 р.   ? р.

Формулы: _ + _ • _ , _ • _ + _ (таблица Т– 1.1.)

Решение: 120 + 10 • 4 = 160 (р.)

Обратные:

? р. 4 м 10 р. 160 р.
120 р. ? м 10 р. 160 р.
120 р. 4 м ? р. 160 р.

4.2.2. Куплено сукна на 120 рублей и 4 м сатина по 10 р. На сколько рублей больше уплатили за сукно?

Формулы: _ – _ • _ , _ • _ – _ (таблица Т– 2.1.)

Решение: 120 – 10 • 4 = 80 (р.)

Обратные:

? р. 4 м 10 р. 80 р.
120 р. ? м 10 р. 80 р.
120 р. 4 м ? р. 80 р.

4.2.3. Куплено 6 м сукна по 20 рублей и на 40 рублей сатина. Во сколько раз больше уплатили за сукно?

Формулы: _ : (_ • _) , (_ • _) : _ (таблица Т– 3.1.)

Решение: (20 • 6) : 40 = 3 (раза)

Обратные:

? р. 6 м 40 р. 3 раза
20 р. ? м 40 р. 3 раза
20 р. 6 м ? р. 3 раза

4.2.4. Куплено 6 м сукна и на 40 рублей сатина по 10 рублей за метр. Сколько всего метров ткани купили?

Формулы: _ + _ : _, _ : _ + _ (таблица Т– 4.1.)

Решение: 6 + 40 : 10 = 10 (м)

Обратные:

? м 40 р. 10 р. 10 м
6 м ? р. 10 р. 10 м
6 м 40 р. ? р. 10 м

4.2.5. Куплено 6 м сукна и на 40 рублей сатина по 10 рублей за метр. На сколько метров больше купили сукна?

Формулы: _ : _ – _, _ – _ : _ (таблица Т– 5.1.)

Решение: 6 – 40 : 10 = 2 (м)

Обратные:

? м 40 р. 10 р. 2 м
6 м ? р. 10 р. 2 м
6 м 40 р. ? р. 2 м

4.2.6. Куплено 8 м сукна и на 40 рублей сатина по 10 р. за метр. Во сколько раз больше купили сукна?

Формулы: (_ : _) : _, _ : (_ : _) (таблица Т– 6.1.)

Решение: 8 : (40 : 10) = 2 (раза)

Обратные:

? м 40 р. 10 р. 2 раза
8 м ? р. 10 р. 2 раза
8 м 40 р. ? р. 2 раза

Получается 36 видов задач в 2 действия – это значительная часть нетиповых задач, изучаемых во 2–4 классах. Не следует забывать работу по сравнению задач.

Обычные арифметические задачи в 4–5 действий.

Задачи в 3 действия можно усложнить преобразовав ее в задачу в 4 действия. Например, задачу на нахождение разности двух частных.

Турист прошел пешком 24 км со скоростью 4 км в час, а теплоходом проплыл в 5 раз большее расстояние со скоростью 30 км в час. На сколько часов дольше турист шел пешком?

Краткая запись: 24 км 5 раз 30 км/ч 4 км/ч на ? ч

Решение: 24 • 5 = 120 (км) – расстояние на теплоходе

120 : 30 = 4 (ч) – время на теплоходе

24 : 4 = 6 (ч) – время пешком

6 – 4 = 2 (ч) – разница во времени

Обратная: Турист теплоходом плыл на 2 ч меньше времени, чем шел пешком. Всего пешком прошел 24 км. Скорость движения на теплоходе 30 км/ч, пешком – 4 км/ч. Во сколько раз большее расстояние турист проехал на теплоходе, чем прошел пешком?

Краткая запись:

24 км ? раз 30 км/ч 4 км/ч 2 ч
? км 5 раз 30 км/ч 4 км/ч 2 ч
24 км 5 раз ? км/ч 4 км/ч 2 ч
24 км 5 раз 30 км/ч ? м 2 ч