Вид урока: урок с применением мультимедиа
Цели урока:
- Обучающие: Систематизировать знания учащихся о солях; формирование на межпредметном уровне системы знаний о солях аммония, имеющих огромное практическое значение.
- Развивающие: выработать практические навыки проведения качественных реакций на соли аммония; умение анализировать увиденное; развитие логического мышления; развитие познавательного интереса при выполнении теоретических и практических заданий.
- Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся; воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование и реактивы урока:
1. На столе учителя: раствор соляной кислоты HCl; гидроксид аммония NH4OH; хлорид аммония NH4 Cl; хлорид натрия NaCl; вода H2O; лакмус; фенолфталеин; бихромат аммония (NH4) 2Cr2O7.
2. На столе учащихся: сульфат аммония (NH4) 2SO4; серная кислота H2 SO4; хлорид бария BaCl; хлорид аммония NH4 Cl; гидроксид натрия NaOH;
3.Интерактивная доска.
Основные вопросы:
- Определение солей аммония.
- Роль солей аммония в народном хозяйстве.
- Физические и химические свойства солей аммония.
- Получение солей аммония.
- Качественные реакции на соли аммония.
Основные понятия: Катион аммония, соли аммония.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовности к уроку, сообщает тему урока.
2. Проверка опорных знаний (10 мин)
На учительском столе стоят в стеклянной таре вещества (соли).
Учитель: В этой таре находится удивительное вещество. Когда то оно считалось "милостью божьей", символом благополучия.
:. Но оно может и погубить живое, из за него даже море может стать мертвым.
Вмести с этим трудно перечислить, где бы оно ни применялось.
Что же находится в этой склянке?
(Предполагаемый ответ соль.)
Какие вещества мы относим к солям?
Тренировочное упражнение:
Из перечисленных веществ выберите соли и назовите их:
KCl NaOH KOH CO2 H2 SO4 Ba(NO3)2 CuSO4 MgO NH4 Cl H2 S AgNO3 (NH4) 2SO4
Учитель: Какие необычные соли вам встретились?
В составе этих солей находится сложный катион - катион аммония.
Учитель просит класс сформулировать понятие соли аммония (соли, состоящие из катионов аммония и анионов кислотного остатка).
Учитель: Как вы думаете, где могут применяться эти соли? Почему?
Учащиеся: В сельском хозяйстве, так как содержат жизненно важный элемент для растений - азот.
Для всесторонней характеристики практического значения солей аммония целесообразно заслушать мини доклад учащихся.
3. Изучение нового материала (15 мин)
Учитель: Изучим физические и химические свойства солей аммония на практике.
Что общего в физических свойствах солей и солей аммония?
Учащиеся: твердые, белые, кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде, электролиты.
Учитель: Проверьте растворимость сульфата аммония на практике, запишите физические свойства в тетрадь (проведение эксперимента).
Учитель: Рассмотрим химические свойства солей аммония.
Вспомним общие свойства солей:
(В тетради составляется опорный конспект).
А) диссоциация - запишем уравнения диссоциации солей
- Хлорида аммония
- Сульфата аммония
Б) Взаимодействие с кислотами
2 NH4 Cl + H2 SO4 (NH4) 2SO4 + 2 HCl
Выполнить опыт, указать признаки реакции (проведение эксперимента).
В) Взаимодействие со щелочами.
В пробирку опускаем фенолфталеиновую бумагу и наблюдаем изменение окраски (проведение эксперимента)
Вывод: данная реакция является качественной на соли аммония
Г) Взаимодействие с солями
NH4 Cl + AgNO3 NH4 NO3 + AgCl
Учащиеся проделывают эксперимент, записывают уравнение реакции и сверяют их самостоятельно с уравнением на слайде (проведение эксперимента).
Творческое задание: Определите, в какой из трех пробирок находится сульфат аммония. Запишите уравнения проделанных реакций (проведение эксперимента).
Специфические свойства солей:
Д) Разложение солей аммония
Демонстрационный опыт: разложения бихромата аммония; хлорида аммония:
NH4 Cl NH3+ HCl
(NH4)2Сr2О7 N2 + Сr2О3 +4H2О
Е) Гидролиз солей аммония
NH4 Cl + H2О NH4OH + HCl
Демонстрационный опыт.
Вывод: среда щелочная, лакмус - синий, фенолфталеин - малиновый.
Учитель: Вспомните, какими способами можно получить соли.
Учащиеся: При взаимодействии основания и кислоты; соли и соли; соли и кислоты.
Учитель демонстрирует опыты, учащиеся записывают опорный конспект при помощи слайда.
А) NH4OH + HCl NH4 Cl + H2О
Б) (NH4) 2SO4 + BaCl2BaSO4+ 2 NH4Cl
В) (NH4) 2СO3 + 2HCl 2 NH4Cl + H2О + СO2
Вывод: при написании уравнений необходимо соблюдать условие необратимости химических реакций.
4. Закрепление пройденного материала (15 мин)
Упражнение № 1.
Выбрать и назвать соли аммония:
I вариант II вариант NaNO3 K2SO4
(NH4) 2СO3
FeCl3
KNO3
(NH4) 2SO4
BaCl2 NH4Cl
Al(NO3)2
Fe SO4
(NH4) 3P O4
K2S
Взаимопроверка в парах.
I вариант II вариант (NH4) 2СO3 (NH4) 2SO4
NH4Cl (NH4) 3P O4
Упражнение № 2.
Напишите уравнения получения соединений из вещества, записанного в центре квадрата, указав условия их проведения
NH4Cl (NH4)2SO4 NH4OH (NH4) 3P O4 ? N2 NH4 Br NO NH4NO3
Самопроверка.
NH3 + HCl NH4Cl
2NH3 + H2SO4(NH4)2SO4
NH3 + H2O NH4OH
3NH3 + H3P O4 (NH4) 3P O4
NH3 + HBr NH4 Br
NH3 + H NO3 NH4NO3
2NH3 N2 + 3 H2
4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O
Упражнение № 3. (игровое упражнение является отличным элементом подготовки учащихся к предстоящей государственной итоговой аттестации).
Тест "улыбка"
Учащие должны выбрать верный вариант ответа.
Формула соли хлорида аммония
а) NH4Cl,
б) NH4NO3
в) (NH4) 2СO3
Продукт взаимодействия аммиака с серной кислотой
а) гидроксид аммония
б) сульфат аммония
в) оксид азота (I)
Хлорид аммония реагирует с
а) оксидом кальция
б) оксидом углерода(IV)
в) гидроксидом натрия
Коэффициент в уравнении диссоциации сульфата аммония перед катионом аммония
а) 1
б) 2
в) 3
С серной кислотой взаимодействуют
а) NH3
б) СO2
в) HCl
Правильный ответ на слайде отмечен точками на рисунке, затем точки соединяются в улыбку.
Учащиеся сверяют свои ответы с образцом на экране, пытаются самостоятельно анализировать допущенные ошибки. Учитель корректирует ответы учащихся.
Упражнение № 4. (Игровое упражнение развивающее стремление ребят к поиску верного ответа, получив который можно будет открыть сейф).
"Золотой ключик"
Определите шифр сейфа.
Перечислите последовательность цифр (в порядке возрастания), определяющие свойства сульфата аммония.
Тест:
- Растворяются в воде.
- Не электролиты.
- Белое кристаллическое вещество.
- Пахнет аммиаком.
- Реагирует с хлоридом бария.
- Реагирует с гидроксидом кальция.
- При нагревании разлагается.
- НЕ ЗНАЮ СЛОВА
- реагирует с ортофосфорной кислотой.
- Реагирует с НЕЗНАЮ НАЗВАНИЯ
Ответ: 1345678
Учитель предлагает записать ребятам возможные уравнения реакций.
5. Домашнее задание
Творческое задание: Соль белого цвета, растворима в воде, с нитратом серебра образует белый творожистый осадок, при горении которого образуется азот. Назовите соль, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
6. Выводы урока (3мин)
Завершение урока в интересной творческой форме подарит хорошее настроение каждому ребенку, и повысит качество усвоения материала изученного на уроке.
Составление синквэйн (интересное не рифмированное стихотворение, которое требует информации в катких выражениях, что позволяет описать увиденное и услышанное):
Учащиеся пишут синквэйн, работая в парах, пользуясь учебником и опорным конспектом.
- Соли аммония
- Полезные, важные
- Превращают пустыни в оазисы
- Реагируют как все соли с солями, кислотами и щелочами
- Разлагаются, в сельском хозяйстве применяются.
7. Подводя итоги урока, учитель приводит слова: "Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать во едино разрозненные факты" (Хевелси).