Соли аммония

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вид урока: урок с применением мультимедиа

Цели урока:

  • Обучающие: Систематизировать знания учащихся о солях; формирование на межпредметном уровне системы знаний о солях аммония, имеющих огромное практическое значение.
  • Развивающие: выработать практические навыки проведения качественных реакций на соли аммония; умение анализировать увиденное; развитие логического мышления; развитие познавательного интереса при выполнении теоретических и практических заданий.
  • Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся; воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование и реактивы урока:

1. На столе учителя: раствор соляной кислоты HCl; гидроксид аммония NH4OH; хлорид аммония NH4 Cl; хлорид натрия NaCl; вода H2O; лакмус; фенолфталеин; бихромат аммония (NH4) 2Cr2O7.

2. На столе учащихся: сульфат аммония (NH4) 2SO4; серная кислота H2 SO4; хлорид бария BaCl; хлорид аммония NH4 Cl; гидроксид натрия NaOH;

3.Интерактивная доска.

Основные вопросы:

  • Определение солей аммония.
  • Роль солей аммония в народном хозяйстве.
  • Физические и химические свойства солей аммония.
  • Получение солей аммония.
  • Качественные реакции на соли аммония.

Основные понятия: Катион аммония, соли аммония.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовности к уроку, сообщает тему урока.

2. Проверка опорных знаний (10 мин)

На учительском столе стоят в стеклянной таре вещества (соли).

Учитель: В этой таре находится удивительное вещество. Когда то оно считалось "милостью божьей", символом благополучия.

:. Но оно может и погубить живое, из за него даже море может стать мертвым.

Вмести с этим трудно перечислить, где бы оно ни применялось.

Что же находится в этой склянке?

(Предполагаемый ответ соль.)

Какие вещества мы относим к солям?

Тренировочное упражнение:

Из перечисленных веществ выберите соли и назовите их:

KCl NaOH KOH CO2
H2 SO4 Ba(NO3)2 CuSO4 MgO
NH4 Cl H2 S AgNO3 (NH4) 2SO4

Учитель: Какие необычные соли вам встретились?

В составе этих солей находится сложный катион - катион аммония.

Учитель просит класс сформулировать понятие соли аммония (соли, состоящие из катионов аммония и анионов кислотного остатка).

Учитель: Как вы думаете, где могут применяться эти соли? Почему?

Учащиеся: В сельском хозяйстве, так как содержат жизненно важный элемент для растений - азот.

Для всесторонней характеристики практического значения солей аммония целесообразно заслушать мини доклад учащихся.

3. Изучение нового материала (15 мин)

Учитель: Изучим физические и химические свойства солей аммония на практике.

Что общего в физических свойствах солей и солей аммония?

Учащиеся: твердые, белые, кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде, электролиты.

Учитель: Проверьте растворимость сульфата аммония на практике, запишите физические свойства в тетрадь (проведение эксперимента).

Учитель: Рассмотрим химические свойства солей аммония.

Вспомним общие свойства солей:

(В тетради составляется опорный конспект).

А) диссоциация - запишем уравнения диссоциации солей

  • Хлорида аммония
  • Сульфата аммония

Б) Взаимодействие с кислотами

2 NH4 Cl + H2 SO4 (NH4) 2SO4 + 2 HCl

Выполнить опыт, указать признаки реакции (проведение эксперимента).

В) Взаимодействие со щелочами.

В пробирку опускаем фенолфталеиновую бумагу и наблюдаем изменение окраски (проведение эксперимента)

Вывод: данная реакция является качественной на соли аммония

Г) Взаимодействие с солями

NH4 Cl + AgNO3 NH4 NO3 + AgCl

Учащиеся проделывают эксперимент, записывают уравнение реакции и сверяют их самостоятельно с уравнением на слайде (проведение эксперимента).

Творческое задание: Определите, в какой из трех пробирок находится сульфат аммония. Запишите уравнения проделанных реакций (проведение эксперимента).

Специфические свойства солей:

Д) Разложение солей аммония

Демонстрационный опыт: разложения бихромата аммония; хлорида аммония:

NH4 Cl NH3+ HCl

(NH4)2Сr2О7 N2 + Сr2О3 +4H2О

Е) Гидролиз солей аммония

NH4 Cl + H2О NH4OH + HCl

Демонстрационный опыт.

Вывод: среда щелочная, лакмус - синий, фенолфталеин - малиновый.

Учитель: Вспомните, какими способами можно получить соли.

Учащиеся: При взаимодействии основания и кислоты; соли и соли; соли и кислоты.

Учитель демонстрирует опыты, учащиеся записывают опорный конспект при помощи слайда.

А) NH4OH + HCl NH4 Cl + H2О

Б) (NH4) 2SO4 + BaCl2BaSO4+ 2 NH4Cl

В) (NH4) 2СO3 + 2HCl 2 NH4Cl + H2О + СO2

Вывод: при написании уравнений необходимо соблюдать условие необратимости химических реакций.

4. Закрепление пройденного материала (15 мин)

Упражнение № 1.

Выбрать и назвать соли аммония:

I вариант II вариант
NaNO3

K2SO4

(NH4) 2СO3

FeCl3

KNO3

(NH4) 2SO4

BaCl2

NH4Cl

Al(NO3)2

Fe SO4

(NH4) 3P O4

K2S

Взаимопроверка в парах.

I вариант II вариант
(NH4) 2СO3

(NH4) 2SO4

NH4Cl

(NH4) 3P O4

Упражнение № 2.

Напишите уравнения получения соединений из вещества, записанного в центре квадрата, указав условия их проведения

NH4Cl (NH4)2SO4 NH4OH
(NH4) 3P O4 ? N2
NH4 Br NO NH4NO3

Самопроверка.

NH3 + HCl NH4Cl

2NH3 + H2SO4(NH4)2SO4

NH3 + H2O NH4OH

3NH3 + H3P O4 (NH4) 3P O4

NH3 + HBr NH4 Br

NH3 + H NO3 NH4NO3

2NH3 N2 + 3 H2

4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O

Упражнение № 3. (игровое упражнение является отличным элементом подготовки учащихся к предстоящей государственной итоговой аттестации).

Тест "улыбка"

Учащие должны выбрать верный вариант ответа.

Формула соли хлорида аммония

а) NH4Cl,

б) NH4NO3

в) (NH4) 2СO3

Продукт взаимодействия аммиака с серной кислотой

а) гидроксид аммония

б) сульфат аммония

в) оксид азота (I)

Хлорид аммония реагирует с

а) оксидом кальция

б) оксидом углерода(IV)

в) гидроксидом натрия

Коэффициент в уравнении диссоциации сульфата аммония перед катионом аммония

а) 1

б) 2

в) 3

С серной кислотой взаимодействуют

а) NH3

б) СO2

в) HCl

Правильный ответ на слайде отмечен точками на рисунке, затем точки соединяются в улыбку.

Учащиеся сверяют свои ответы с образцом на экране, пытаются самостоятельно анализировать допущенные ошибки. Учитель корректирует ответы учащихся.

Упражнение № 4. (Игровое упражнение развивающее стремление ребят к поиску верного ответа, получив который можно будет открыть сейф).

"Золотой ключик"

Определите шифр сейфа.

Перечислите последовательность цифр (в порядке возрастания), определяющие свойства сульфата аммония.

Тест:

  1. Растворяются в воде.
  2. Не электролиты.
  3. Белое кристаллическое вещество.
  4. Пахнет аммиаком.
  5. Реагирует с хлоридом бария.
  6. Реагирует с гидроксидом кальция.
  7. При нагревании разлагается.
  8. НЕ ЗНАЮ СЛОВА
  9. реагирует с ортофосфорной кислотой.
  10. Реагирует с НЕЗНАЮ НАЗВАНИЯ

Ответ: 1345678

Учитель предлагает записать ребятам возможные уравнения реакций.

5. Домашнее задание

Творческое задание: Соль белого цвета, растворима в воде, с нитратом серебра образует белый творожистый осадок, при горении которого образуется азот. Назовите соль, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

6. Выводы урока (3мин)

Завершение урока в интересной творческой форме подарит хорошее настроение каждому ребенку, и повысит качество усвоения материала изученного на уроке.

Составление синквэйн (интересное не рифмированное стихотворение, которое требует информации в катких выражениях, что позволяет описать увиденное и услышанное):

Учащиеся пишут синквэйн, работая в парах, пользуясь учебником и опорным конспектом.

  • Соли аммония
  • Полезные, важные
  • Превращают пустыни в оазисы
  • Реагируют как все соли с солями, кислотами и щелочами
  • Разлагаются, в сельском хозяйстве применяются.

7. Подводя итоги урока, учитель приводит слова: "Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать во едино разрозненные факты" (Хевелси).