Конспект урока элективного курса "Занимательная математика" "Путешествие во Вселенной"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить умения решать логические задачи перебором, математические кроссворды, занимательные головоломки.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к математике и окружающему миру, познавательную сферу учащихся, целеустремленность, любознательность.
  2. Развивать логическое мышление, воображение, пространственное мышление, совершенствовать вычислительные навыки.
  3. Воспитывать коллективизм, доброту и отзывчивость в детском коллективе.

Тип урока: закрепление знаний и умений.

Вид урока: урок – путешествие.

Оборудование: карточки с заданиями, карта – схема движения, рисунки планет и созвездий (для оформления кабинета), рисунки космических кораблей, мультимедийное оборудование: музыка, звездное небо (для создания эффекта полета).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. Это путешествие во Вселенной. Все присутствующие поделены на команды. Каждая команда – экипаж космического корабля, в каждом экипаже есть капитан (представление). Ваша задача: преодолевая математические препятствия, которые вас ожидают во Вселенной, добраться до самой далекой неизведанной планеты, на которой вас ожидает сюрприз. За каждое правильно выполненное задание ваш космический корабль будет приближаться на 1 пункт к заданной цели (карта – схема).

– Капитаны корабля доложите: готовы ли ваши экипажи к старту?

(– Экипаж корабля “Звездочет” к полету готов!)

– Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!!!

2. Основная часть.

– Взлет совершен успешно! Но на пути космических кораблей первое препятствие – КОМЕТЫ. Для того, что избежать столкновения с ними, нужно определить правильную траекторию полета.

Задание № 1 “Полет кометы”.

Перед вами карта звездного неба. Ваш корабль находится в квадрате, помеченном знаком. Ваша задача: определить путь движения корабля, по клеткам, как свободным, так и со звездами. По диагоналям и заштрихованным квадратам летать нельзя – это кометы. Закончив схему, вы должны оказаться в том же квадрате, с которого начали путь. Начертите путь космического корабля.

(Если команда выполняет задание правильно, на карте – схеме космический корабль продвигается на одно деление к цели.)

– Полет продолжается. И мы пролетаем рядом с созвездием Малой медведицы, которая предлагает вам математическую задачку.

Задание № 2 “Созвездие Малой медведицы”.

(Задача на перебор.)

В созвездии Малой медведицы есть звездочки семиконечные и звездочки пятиконечные. Сколько звездочек пяти и семи конечных, если всего их 10, а кончиков – 56?

(Решение: 3 звездочки семи конечные = 21 кон.
7 звездочек пяти конечных = 35 кон.)

– Молодцы экипажи! Успешно преодолевают препятствия! Вижу за бортом очередную помеху. Прямо по направлению к кораблям движется неопознанный летающий объект в виде Фигурного Рака.

Задание № 3 “Фигурный рак”.

Фигурный рак сложен из 17 кусочков.

Выложите из кусочков этого рака две фигуры сразу: круг и квадрат, для того, чтобы ликвидировать данное препятствие.

Учитель:

– Молодцы, ребята! Уберегли свои корабли! Летим дальше!? А впереди на пути математический астероид с кроссвордом. Разгадав кроссворд, астероид разлетится на мелкие кусочки, которые никому не причинят вреда.

Задание № 4 “Кроссворд на астероиде”.

Учитель:

– Отлично! И с этим испытанием экипажи справились успешно! Астероид разбит! А космические корабли уже достигли Солнечной системы. Здесь вас ожидает еще одна интересная задачка.

Задание № 5. “Планеты”.

В Солнечной системе три планеты, располагающихся наиболее близко к Солнцу: Земля, Венера, Меркурий. По своему размеру Венера не больше Земли, а Меркурий не больше Венеры. Назовите планеты маленького, среднего и большого размеров.

Учитель:

– Совсем близко подошли космические корабли к цели, но вот проблема! Вокруг неизученной планеты огромное газовое облако, толщиной в несколько сотен метров. Преодолеть его можно, выполнив правильно следующее задание.

Задание № 6. “ Газовые слои”.

 В каком порядке укладываются слои газов? Какой первый? Какой следующий? Каждый слой обозначен буквой. Запиши порядок укладки газов.

Учитель:

– Молодцы все экипажи! Отлично справляетесь с заданиями и преодолеваете препятствия (карта-схема). Вот мы и оказались на новой планете. А где же сюрприз? (Появляется инопланетянин.)

Инопланетянин: Спасибо, ребята, что не испугались трудностей и прилетели к нам в гости. К сожалению, у нашей планеты еще нет названия, но мы – жители, как и вы, ребята, очень любим учиться и любим математику. Так же мы дружим с населением планеты Марс, они передают вам привет и фирменные подарки (шоколад “Марс”). А я попрошу вас, когда вернетесь домой, нарисуйте мою планету и придумайте ей название. Рисунки посылайте факсом “Самой далекой планете Солнечной системы”. Мне уже пора! До свидания! Буду ждать ваших писем!

4. Заключительная часть.

Учитель:

– Ребята, мы с вами выполнили поставленную задачу: преодолели математические препятствия, посетили новую планету, приобрели замечательных друзей. Теперь пора возвращаться домой (звучит музыка). Занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам путешествие во Вселенной? Чем понравилось? Чем не понравилось? Сложными ли были задания?

– Благодарю всех за активную, плодотворную работу! Спасибо! Урок окончен!