Формирование нравственного сознания школьников

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель занятий: формирование нравственного сознания школьника.

Задачи: знакомство с жанром притчи; развитие познавательных способностей; формирование нравственных качеств.

Во вступительном слове ведущий обозначает тему и коротко рассказывает о том, что такое притча. Или, что еще лучше для начала диалога, спросить у группы, знают ли они, что такое притча.

“Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно”.

После, стоит задать вопрос детям: “Как вы думаете, почему используется для занятия притча иносказание? С какой целью?”.

Занятие 1. “Путь к себе”.

Занятие с использованием притч.

Цели и задачи: знакомство с понятием “дружба”; формирование позитивных межличностных отношений в коллективе; формирование нравственного самосознания.

Ход занятия

– Сегодня мы будем говорить о поступках людей и их побуждениях, о том, кто и как делает выбор в жизни и почему. И помогут нам в этом притчи.

1. – Первая притча христианская и касается истории об Адаме и Еве. Прежде чем мы прочтем ее, давайте вспомним эту библейскую историю вместе. (Совместно восстанавливаются события притчи).

Притча “Воробей”.

Две маленькие сестрички, прослушав библейскую историю об изгнании Адама и Евы из рая, сказали папе:

– Папа, если бы мы с Леной были в раю, то ни за что бы не съели плод познания добра и зла. Ведь Бог не разрешил его трогать, правда, папа?
– Правда, – улыбнулся отец и уложил детей спать.

На утро папа встал раньше всех, поймал во дворе воробья и посадил его в непрозрачную кастрюльку. Разбудив девочек, он показал им кастрюльку, которую поставил на подоконник отрытого окна в кухне и сказал:

– Пожалуйста, не снимайте крышку с этой кастрюльки, пока я не приду с работы. Когда я вернусь, то сам покажу вам сюрприз, который там находится. Если будете послушны, куплю вам новую игру.

Папа ушел с мамой на работу, а ребятишки остались дома одни. Всеми силами пытались они себя отвлечь от кастрюльки, стоящей на кухне. Они давно переиграли во все игры, какие знали, но любопытство не давало им покоя – очень хотелось заглянуть в кастрюльку. В конце концов, старшенькая Маша уговорила сестричку Лену, которая еще боялась, что папа будет ругаться, заглянуть в кастрюльку.

– Мы только одним глазком глянем и закроем, – сказала она. Папа даже не узнает.

Но как только Леночка приподняла крышку, воробьишка вылетел в окно. Испугавшись, девочки захлопнули пустую уже кастрюльку. Вечером вернулся папа, и, увидев, что кастрюлька пуста, сказал:

– Ну что, маленькие Евы, – не выдержали, выпустили птичку. Вот так и Ева не удержалась, чтобы не попробовать плод познания добра и зла.
– Папа, что это было за дерево такое, и почему с него нельзя было кушать, – спросила Маша.
– Дерево было обычным, и плоды съедобными, но, нарушив запрет Бога, первые люди сами как бы выбрали зло вместо добра, потому, что всякое зло начинается с непослушания, а с послушания все доброе, чему бы научил Бог первых людей, когда б они были послушны. Этот воробушек был для вас сегодня деревом добра и зла, и вы тоже не послушались меня. Испытание Адама и Евы оказалось вам не по силам.

Ведущий предлагает детям рассмотреть в связи с этой притчей вопрос непослушания: рассказать о своих историях непослушания. Чем это обернулось для них. Если нет историй у детей, можно предложить такую версию: “вы не выучили урок”. И рассмотреть возможные последствия этого. Важно, четко проговорить и сделать вывод о том, что послушание – это путь добра.

2. – Прежде чем мы прочтем следующую притчу, ответьте, пожалуйста, кто делает выбор в жизни: мы сами или кто-то за нас? Например, кто решает, учить уроки или не учить? Совершать тот или иной поступок, или нет? (Ответ должен находиться в плоскости “мы сами”).

Притча “Все в твоих руках”.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.

Предлагается подумать, какие выборы и где им приходилось и приходится делать. Как это отражается на их жизни. Здесь возможен разговор в кругу, слово можно предоставить каждому.

3. – Как вы думаете, какие выбор делает человек? Всегда результат его поступков приносит пользу и радость и людям, и ему самому?

Притча “Тот, кого ты кормишь”.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину:
– Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Всем предлагается обсудить гипотезу, как будет складываться жизнь человека, который вскормил белого волка. Как, если вскормил черного. В заключении задается вопрос: какого же волка стоит вскормить? В выводе стоить отметить, что выбор внутри нас. И делаем мы его каждый день и каждый час.

В конце занятия подводится итог. Всем предлагается высказаться: “Что нового сегодня узнали сегодня о законах жизни и мира”. Основные идеи, которые должны прозвучать в завершении, это то, что послушание – это путь добра. А что выбрать, добро или зло – мы решаем сами. И это решение внутри нас и зависти лишь от нас всю жизнь.

Занятие 2. Дружба.

Занятие с использованием притч.

Цели и задачи: знакомство с понятием “дружба”; формирование позитивных межличностных отношений в коллективе; формирование нравственного самосознания.

Ход занятия.

Приветствие. Вводное слово.

– Прежде всего, мне хочется спросит у вас, как вы понимаете слово “дружба”? Каких людей считаете своими друзьями? Чем они отличаются от всех других людей?

1. Упражнение “Групповая дискуссия: что такое дружба”.
2. Упражнение с элементами драматерапии “Приветствие другу”.

– Дружба – это, прежде всего, бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, которое основано на доверии искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Притчи о дружбе, которые мы сегодня почитаем, помогут нам лучше разобраться в таком понятии как "дружба", что такое истинная дружба и какими должны быть друзьями.

3. – Первая притча посвящена ценности дружбы. Ваша задача прослушать притчу и сказать, чему она должна нас научить.

Притча “Бог Дружбы”.
Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы.
 Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
– Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
 Человек задумался, и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать.
Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

Вопросы для анализа. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча?
О чем предлагает задуматься? Что наиболее ценно в жизни по мнению авторов? Какие возможности дает нам дружба?

4. Упражнение “Самые близкие и самые далекие”.

5. – Часто дружба может быть очень близкой и давать людям уверенность в завтрашнем дне и близком человеке. Об этом следующая притча.

Завидная дружба (древнегреческая притча).

В Сиракузах жили два друга: Дамон и Финтий. Дамон хотел убить Дионисия, но был схвачен и осужден на казнь.

– Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, – сказал Дамон Дионисию, – заложником за меня останется Финтий.

Деонисий рассмеялся над такой наивной уловкой и согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, пробравшись сквозь толпу, подоспел Дамон.

– Я здесь. Прости, что замешкался.

Деонисий воскликнул:

– Ты прощен! А меня примите третьим в свою дружбу!

Вопросы для анализа. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча?

Что дала дружба двум людям? От чего спасла? Почему притча носит такое название? Чему можно позавидовать?

6. – В жизни существуют неписанные правила дружбы. Прежде чем я вас с ними познакомлю, предлагаю вам сформировать свои.

Можно записать предложенные детьми правила и подвести итог дискуссии. Далее предложить свои. Сравнить результаты. Как вариант проведение работы в группах по аналогичной схеме.

7. – Что важнее всего и в дружбе и в жизни? Что дает нам силы и радость в жизни? Поразмышлять над этим нам поможет следующая притча.

Обиды и Радости (восточная притча).
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
 Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”.
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Вопросы для анализа. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча?
Какие мысли и воспоминания дают нам радость жизни? Делают ее светлой и легкой?

8. Упражнение “Ободри друга”.

9. Обратная связь и подведение итогов. Что такое дружба и что она значит в жизни человека? Нужна ли она вообще и для чего? Каковы ее правила?

Чему это занятие вас научило?

Занятие 3. Вежливость.

Занятие с использованием притч.

Цели и задачи: формирование нравственного самосознания, психологического здоровья; развитие коммуникативных навыков детей, развитие социального интеллекта.

Ход занятия

Вводное слово.

– Разговор сегодня пойдет о вежливости. Быть вежливым – одно из правил общения. Об этом все знают. Об этом говорят нам и родители, и педагоги. Быть вежливым значит уметь говорить вежливые слова, быть внимательным и тактичным. Но вначале было слово, поэтому предлагаю всем вспомнить вежливые слова.

1. Упражнение “Аукцион вежливых слов”.

– Однако, очень часто люди проявляют вежливость в одних ситуациях и забывают в других. Не лицемерие ли это?! Давайте подумаем вместе, что такое вежливость средство манипулирование ситуацией или людьми или правило общения.
– Здесь уместно вспомнить Дейла Карнеги и его советы. Один из них: хвалите человека. Согласитесь, похвала приятна всем. Она, как средство общения является способом манипулирования.

2. Упражнение “Похвалилки”.

– Психологи отметили, что в конфликте со стороны прав тот, кто сохраняет выдержку и не отвечает грубостью. Вежливость может стать способом утверждения правоты. Первое впечатление о человеке очень важно. Хотелось бы , чтобы оно было приятным. Есть ряд правил общения в психологии. Например, не подходить очень близко к человеку. Не прятать глаза во время разговора. Желательно улыбаться. Не стоит говорить о себе плохо, ругать себя.

– Чтобы продолжить разговор, мы обратимся к притчам.

Притчи – это небольшой иносказательный рассказ, который должен чему-то научить. Ваша задача прослушать притчу и сказать, чему она должна нас научить.

3. – Первая притча должна рассказать нам о том, как помогает вежливость в трудных ситуациях.

Вежливый кролик. (Камбоджийская притча.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. “Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!” И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

– Чему эта притча должна нас научить? Как и чем помогла вежливость кролику? Приведите примеры из жизни, когда вежливость выручила вас или могла бы выручить? Чем явилась вежливость в данной притчи: правилом общения или способом манипулирования?

– Одним из способов расположить к себе человека является комплимент. Давайте попробуем сказать это друг другу.

4. Упражнение “Комплимент”.

5. – Вежливость может быть стилем общения людей. Стать образом жизни. Об этом следующая притча.

Притча “50 лет вежливости”.

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:
– Вот уже 50 лет, как я старалась угодить своему мужу и всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне.
Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты ее так любишь.

– Чему эта притча должна нас научить? Почему люди прожили вместе такую долгую жизнь? Чем стала для них вежливость: образом жизни или способом манипулирования?
– Чему эта притча должна нас научить? В чем причина столь долгой совместной жизни двух людей? Что здесь вежливость: способ манипулирование, правило общения или уже стиль жизни?

6. – Как часто мы делаем подарки? Умеем ли мы их делать? Давайте попробуем.

В заключение притча о том, что вежливость может стать силой.

Притча о доброте и вежливости.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
– Зачем тебе это? – спросил мастер.
– Хочу стать сильным и непобедимым.
– Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
– Почему?
– Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
– Что тебе нужно? – спросил старый мастер.
– Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.

– Чему учит эта притча? В чем сила человека? Каким делает вежливость человека?

7. – Как вежливость может охарактеризовать человека? Как человека уважающего других, для которого это норма. Как умеющего быть деликатным и тактичным, гибким.

– И еще один итог. Что же такое вежливость: способ манипулирования или правило общения? И то, и другое.

Занятие 4. “Вина ли вина” (Приложение 1).

Занятие 5. “Счастье” (Приложение 2).

Источники.

  1. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=665&0o1=2&0s1=1
  2. http://enpsy.narod.ru/trenings/druzhba.htm
  3. http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=66811
  4. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/psixologiya-schastya/ponyatie-schastya-v-psixologii/
  5. http://www.pravmir.ru/cposobna-li-psixologiya-sdelat-cheloveka-schastlivym/
  6. http://pritchi.ru/