В процессе развития творческих способностей детей особое следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих, целеустремленности, настойчивости в решений творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в начальной школе.
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение.
Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Например ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего в мире животного. В психологии эту особенность называют фантазией.
Фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. Развивать детскую наблюдательность и фантазию можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев, кустарники около дороги.
Одним из наиболее доступных методов тренировки фантазии является искусство. Талантливая музыка, живопись, поэзия всегда будят фантазию. Однако есть вид искусства, который сам основан на развитом воображении и служит его развитию, научно-фантастическая литература. Поэтому с целью развития творческого воображения младшим школьникам рекомендуется читать как можно больше научно-антастической литературы.
Хорошими стимулами для фантазии является незаконченные рисунки, описание необычных, новых свойств предметов. Фантазия младшего школьника очень ограничена. Ребенок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Фантазия должна иметь позитивное направление развития. Нужно, чтобы она способствовала лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастала в пассивную мечтательность, не заменяла реальную жизнь грезами.
Все, что нас окружает, создано природой и фантазией человека. Фантазия – способность человека мысленно представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие. Без умения мечтать, фантазировать нельзя было бы создать ничего нового. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приемы фантазирования:
- “Оживление” Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше…).
- Прием “Бином – фантазия” Бином создается из двух слов так, чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение активизируется. Если встретили такие слова, как “обезьяна и насос”, то это бином, потому что между двумя этими словами существует дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. Теперь можно помочь ученику сочинить сказку. Можно начать с того, что обезьянка нашла насос.
- Построение моделей сказок и сочинение их с использованием ресурсов. Моделирование сказок поможет ребенку лучше ориентироваться в реальной жизни. Минимальная модель сказки – треугольник, только сказочный, состоящий из обычного героя, сказочного героя и волшебства.
- Сочинение сказок “наизнанку”. Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке хитрые и злые, а волк добрый и доверчивый.
- Сочинение сказок с заданными персонажами.
– В зоопарке жил лев, попугай и собачка. Однажды…
– На опушке леса жил маленький гномик. У него не было друзей и решил он поискать себе друзей. Однажды… - “Фантастические гипотезы” Рассмотрим приемы фантазирования на примере русской народной сказки “Колобок”. Конец сказки печален – Лиса проглотила Колобка. Детям предлагается придумать другой конец сказки.
Развитие воображения играет большую роль и в творческом воспитании личности ребенка. Можно использовать на уроках такую игру. Ребенок выходит из кабинета, а в это время загадывают слово, желательно обозначающее предмет. Выходившему надо отгадать, что было загадано с помощью вопроса: “На что похоже?”, Например, если загадано слово “облако”, то возможны такие ответы: “похоже на мягкую вату“, похоже на одуванчик“. Как только слово отгадано, меняется водящий и игра повторяется.
Детские творческие игры – явление многообразное, их содержание усложняется и развивается в тех случаях, если они интересны для детей. Иры учат обдумывать, как осуществить замысел, развивают активность, самостоятельность, интерес к общению творческое воображение и укрепляет навыки общественного поведения. Развитие творческих способностей способствует формированию навыков самоконтроля и самооценки. Для этого можно проводить инсценировки сказок или отрывков из литературных произведений.
Приятно смотреть на детей, когда они превращаются в артистов. Можно проводить“театральные уроки”, где дети, разделенные на группы инсценируют сказки “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. Надо предлагать те произведения, в которых много действующих лиц. Такая работа способствует развитию коллективизма, дружбы, взаимовыручки и творческой активности, прослеживается атмосфера взаимопонимания, доверие и сопереживания. С использованием “театральной педагогики“ проводится работа над постановкой голоса, мимики и жестов. Творческая деятельность – такой вид активности, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
По характеру того, что и как изображает учение, можно судить о его зрительном восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Детское рисование способствует развитию творческих способностей. Изучая произведение А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” можно предложить детям представит эту “золотую” рыбку и нарисовать. Дети проявят разнообразие и творчество, выполняя эту работу. Рыбки могут быть самых невероятных расцветок и размеров. А затем можно предложить составить устный рассказ “Мои три желания“
Детское творчество – многогранно, глубоко и оригинально. Творчество – радость, увлечение и развивающийся талант. Мы, взрослые, должны быть для детей опорой, помощниками и ведущими в благоприятный мир творчества и таланта.