Учебно-исследовательская деятельность – один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса. Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках предпрофильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.
В связи с этим в основу преподавания предметов химия и биология следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям. Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно – исследовательских лабораториях, школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет.
В предпрофильных классах нашей школы по данному вопросу выработана система формирования исследовательской компетенции учеников, которая позволяет в полной мере сформировать все необходимые навыки осуществления поисково-исследовательской деятельности и сориентировать учащихся на выбор химико-биологического профиля для дальнейшего обучения. В 9-м классе ведется предпрофильная подготовка учащихся и в образовательный процесс вводятся элективные курсы, позволяющие создать не только базу для самоопределения учащихся и выбрать профиль обучения в 10–11-х классах, но и закладывающие базу для овладения основными навыками проведения исследования.
При выполнении первых этапов исследования ученики приобретают навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учатся делать ссылки на использованные работы. Несомненно, в процессе исследовательской работы в среднем звене роль учителя огромна, на первых этапах он является координатором деятельности учащихся, а на конечных этапах исследования активно участвует в обсуждении и представлении результатов. Особенно хотелось бы отметить влияние семьи на формирования исследовательских интересов ребенка, более успешными и цельными выглядят проекты, в которых прослеживается помощь родителей.
Такая предпрофильная организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании исследовательских навыков учащихся и оказывает решающее действие на выбор учащимися дальнейшего химико-биологического профиля.
Поэтому я высылаю вам свою программу элективного курса: “Химический анализ. Теория и практика” в рамках изучения, которого ребята приобретают навыки работы с химическими приборами, проводят качественный и количественный анализ, во время таких занятий я прививаю учащимся любовь к профессии химика, развиваю у них способность и умение наблюдать за процессами, формирую исследовательские навыки по химии.
Программа элективного курса
“ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА”
Пояснительная записка
Программа курса “Химический анализ. Теория и практика” направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы.
Химический анализ буквально пронизывает жизнь современного человека и общества. Области практического использования его методов необычайно широки: фармацевтическая промышленность (контроль лекарственных препаратов); пищевая промышленность (определение содержания питательных веществ и качества пищевой продукции); нефтегазовая промышленность (определение качества и состава газа, различных видов топлив), медицина (измерение содержание сахара и холестерина в крови, генетические исследования), природоохранная деятельность (контроль качества питьевой воды) и т.д. Это увлекательная сфера научного поиска, благодатный полигон для творческих исканий. Поэтому актуальность данной программы вызвана значимостью рассматриваемых представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Программа курса “Химический анализ. Теория и практика” определенно повысит интерес к этой удивительной науке химии, расширит кругозор учащихся. Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Привлечение дополнительной научной информации межпредметного характера о значении химического анализа в различных областях, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитические способности.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на химико-биологический профиль.
Цель программы: сформировать естественнонаучные умения и навыки, расширяя интересы учащихся к химии (для последующего выбора профиля обучения).
Задачи программы:
- формирование познавательного интереса и мотивации изучения химии;
- изучение методов химического анализа и их использование в практической деятельности;
- формирование у учащихся навыков работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;
- знакомство учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории;
- развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.
Общая характеристика учебного процесса:
Формы и методы организации учебных занятий:
I. Теоретический блок
- лекция с элементами беседы;
- семинар с элементами дискуссии;
- анкетирование;
- презентация работы;
II. Практический блок
- экскурсии;
- практические работы;
- самостоятельные работы;
- проекты.
Формы деятельности учащихся:
- индивидуальные (выступления, выполнение творческих работ);
- групповые (выполнение практических и экспериментальных работ).
Средства обучения:
- наглядные;
- технические;
- информационные.
Программа рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю). Продолжительность курса одна четверть. Учебный материал разделен на 2 блока:
- теоретический блок (4 часов)
- практический блок (12 часов)
Оборудование:
- химические реактивы;
- оборудование химического кабинета.
Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9-й класс) и содержит практические работы, не обозначенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9-й класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе обучения учащиеся должны знать первоначальные сведения о химических лабораториях, правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, методах химического анализа, основные химические понятия, а так же должны уметь самостоятельно выполнять исследования по определению качественного и количественного состава воды, продуктов питания и напитков, средств личной гигиены и бытовой химии, соблюдая технику безопасности. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровьесберегающего мировоззрения.
Используемые технологии:
- исследовательская технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникативная технология.
При реализации исследовательской технологии развивающего обучения в данной программе у детей формируются:
– способность ставить задачу и находить способы ее решения;
– способность к рефлексии собственных действий;
– умение работать с химическим оборудованием и реактивами;
– самостоятельность суждений;
– умение работать в группе.
Учащиеся на практических занятиях выступают в роли эксперта-аналитика. Они наблюдают, анализируют, проектируют, делают выводы и заключения, которые используются для решения ряда практических задач. При этом отработка полученных знаний осуществляется одновременно с приобретением навыков ориентации в изученных закономерностях, умений их использования.
Критерии эффективности реализации программы:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- повышение качества знания на уроках химии в старших классах;
- применение полученных знаний и умений при изучении других предметов;
- овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими типами деятельности.
Формы контроля:
- собеседование;
- выступление на семинаре;
- выполнение практической работы;
- защита презентации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учебно-тематический план
п/п |
Содержание |
Количество часов |
в том числе |
|
теоретический блок |
практический блок |
|||
1. |
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. | 2 |
1 |
1 |
2. |
Основы химического анализа. | 2 |
1 |
1 |
3. |
Анализ качества питьевой воды | 2 |
2 |
|
4. |
Анализ продуктов питания | 2 |
2 |
|
5. |
Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков | 4 |
4 |
|
6. |
Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики | 2 |
2 |
|
7. |
Заключительное занятие. | 2 |
2 |
|
ИТОГО |
16 |
4 |
12 |
Содержание курса
(2 часа в неделю, всего 16 часов)
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности (2 часа)
Теоретический блок. Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.
Практический блок. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка (лаборатория анализа центральной больницы, бактериологическая лаборатория анализа СЭС, семенная лаборатория). Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оборудование.
Основы химического анализа (2 часа)
Теоретический блок. Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.
Практический блок. Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.
Внутрипредметная связь: аналитическая химия
Анализ качества питьевой воды (2 часа)
Практический блок. Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды.
Межпредметная связь: экология
Анализ продуктов питания (2 часа)
Практический блок. Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека.
Межпредметная связь: Биология, экология
Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков (4 часа)
Практический блок. Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках. Химический анализ безалкогольных газированных напитков. Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ (определение на наличие карбонильных и непредельных соединений, метанола).
Внутрипредметная связь: органическая химия.
Межпредметная связь: Биология, экология.
Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики (2 часа)
Практический блок. Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека.
Межпредметная связь: экология
Заключительное занятие (2 часа)
Теоретический блок. Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint.
Межпредметная связь: информатика
Календарно-тематическое планирование
Тема урока |
Час |
Изучаемые вопросы. Основные понятия. |
Умения и знания | Форма деятельности |
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности | 2 |
Роль химического анализа в современной
промышленности и других сферах жизни человека.
Современные химические лаборатории. Общие
правила работы в химической лаборатории. Техника
безопасности. Оказание первой помощи. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка |
Должны знать технику безопасности при
работах в химической лаборатории; уметь ее применять в работе. |
Лекция с элементами беседы. Просмотр видеоматериала экскурсий. Посещение лаборатории центральной больницы, СЭС и семенной станции. |
Основы химического анализа | 2 |
Химический анализ. Научная основа
химического анализа. Виды, методы и средства.
Количественный и качественный анализ.
Практическое значение и применение химического
анализа. Практическая работа №1 “Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.” |
Должны знать понятие химический анализ,
виды, методы и средства химического анализа; уметь применять количественный и качественный анализ на практике. |
Семинар с элементами дискуссии о различных достижениях методов химического анализа. Практическая работа по изучению методов анализа. |
Анализ качества питьевой воды |
2 |
Практическая работа №2 “Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды” | Должны знать правила обращения с
химическими реактивами; химическую посуду и правила обращения с ней; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования; уметь определять рН среды, жесткость воды и нахождение ионов. |
Исследовательская работа по изучению образцов питьевой воды из разных источников. |
Анализ продуктов питания | 2 |
Практическая работа №3 “Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека” | Должны знать пищевые добавки, их
классификацию, методы определения их в продуктах
питания; уметь выявлять опасные и вредные пищевые добавки и их побочные эффекты на организм человека. |
Исследовательская работа по выявлению в продуктах питания на этикетках наличие вредных пищевых добавок. |
Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков | 4 |
Практическая работа №4 “Наличие
аскорбиновой кислоты в сокосодержащих
напитках” Практическая работа №5 “Химический анализ безалкогольных газированных напитков” Практическая работа №6 “Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ” |
Должны знать значение аскорбиновой
кислоты в жизни человека, свойства адсорбции,
токсические вещества в спиртных напитках и их
влияние на организм; уметь определять наличие полезных и вредных веществ в напитках; применять технику безопасности с кислотами и нагревательными приборами. |
Исследовательская работа по выявлению в напитках наличие полезных и вредных пищевых добавок. |
Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики |
2 |
Практическая работа №7 “Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека” |
Должны знать значение рН среды и
влияние ее на организм человека; уметь определять рН среды. |
Исследовательская работа по выявлению рН среды косметики, средств личной гигиены и бытовой химии. |
Заключительное занятие | 2 |
Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint. | Должны уметь систематизировать свои
знания; выполнить презентацию. |
Защита творческих работ. Анкетирование |
Литература для педагога:
- Симонова Т.И., Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В., Костылева И.Б. Эколого-химические проблемы окружающей среды: Учебно-методическое пособие для студентов Поволжской социально-гуманитарной академии. Самара. 2002.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.
- Татарченко И.И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 256с.
- Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов – Воронежская государственная технологическая академия. Воронеж, 2002. – 408с.
- Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
Литература для учащихся:
- Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.