Обращение к проблеме “Эффективного применения презентаций в учебном процессе” заставило с одной стороны проанализировать существующие в современном образовании теоретические основы деятельности такого рода, с другой – восстановить уже существующие дидактико-педагогические наработки в этой области.
Необходимо определить место этой деятельности с точки зрения содержания образования. “Для традиционных подходов к содержанию образования большое значение имеет материал для учебной работы. Этот учебный материал и отождествляется с содержанием образования, его нужно освоить, то есть сделать его своим на основе запоминания”. (см. кн. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги / История разработки деятельностного содержания образования: Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001) [1]. Работа над презентацией позволяет учителю, а вслед за ним и ученику обратиться при изучении материала к источникам информации за рамками программы, что, безусловно, положительно влияет на процесс освоения содержания, расширяет возможности познания, провоцирует интерес к изучаемой теме. “С точки зрения деятельностного подхода, содержанием образования являются формы различных типов деятельности, в которых происходит освоение данного материала. Поэтому материал в каком-то смысле не важен – важно прохождение через формы деятельности и последующая рефлексия и осмысление этих форм”. [1] В период подготовки презентации необходимо обращение к различным формам деятельности: подбор и анализ содержания, систематизация, создание схем и инструкций, работа с различными программными продуктами, поиск информации с интернете и т.д.
Презентации для своих уроков разрабатывают учителя по всем дисциплинам. В настоящее время это очень распространенный дидактический прием при планировании и проведении уроков, дополнительных занятий по предметам общеобразовательного цикла, воспитательных мероприятий. Этим приемом пользуются учителя на всех ступенях образования.
Презентация может выполнять разные функции в зависимости от целей и задач урока. Наиболее часто используются презентации для представления лекционного материала (этап объяснения нового материала). В этом случае обычно представляется план-конспект, во время демонстрации которого учитель дает комментарии и разъяснения по каждому пункту. У учащихся есть возможность оформить конспект к уроку (в старшей школе). В средней и младшей школе часто используются презентации с большим количеством иллюстраций, что позволяет не только закреплять навыки работы с текстом, но и значительно расширять кругозор и осведомленность по предмету. Для объяснения нового материала очень часто используются презентации, по ходу демонстрации которых учитель предлагает схематизацию процесса деятельности (описание построения табличной модели, описание проведения эксперимента по химии, решение задачи на геометрические построения и т.д.) Здесь учащимся предоставляется возможность самостоятельного изучения процесса с подсказкой в виде инструкции. Развитие у учащихся познавательного интереса к изучаемому предмету поддерживают презентации, в которых используется метод постановки проблемы (переход от этапа к этапу, от слайда к слайду невозможен без ответа на вопрос). Изучение материала сопряжено с исследовательской деятельностью.
Следующий вид презентаций – это игры-тренажеры (например, результатом правильных ответов на вопросы может стать создание нового информационного объекта, таблицы, рисунка, кроссворда), сюда же могут быть отнесены тесты. Данный вид презентаций используется на этапе закрепления и повторения изученного материала. Учащимся предоставляется возможность осуществить несколько видов деятельности: проведение действий в соответствии с правилами, проверка с помощью эксперимента того или иного суждения, закрепить собственные умения и навыки владения компьютерными технологиями.
Этап урока |
Вид презентации |
|
Объяснение нового материала |
Для представления нового материала |
План-конспект |
Презентация-иллюстрация |
||
Схематизация деятельности |
||
Постановка задачи |
||
Закрепление изученного материала, работа над ошибками |
Для организации повторения |
Игры-тренажеры |
Тесты |
Презентации создаются учителями самостоятельно при подготовке к урокам или используются готовые, опубликованные в открытом доступе.
Важным и интересным видом совместной деятельности учителя и ученика является создание презентаций в результате проектной деятельности. Такие презентации чаще всего отражают межпредметные связи. Работу над материалом к ним осуществляет ученик, а консультируют его учителя (один или несколько). Полученный в результате такой творческой работы информационный продукт обладает комплексом достоинств по сравнению с обычной презентацией. В ходе проектной деятельности к ученику предъявляются повышенные требования владения компьютерными технологиями, поэтому готовый информационный продукт чаще всего содержит оригинальные решения (вставки сложных динамических объектов, элементов анимации, программирования, видеосюжеты, музыкальное сопровождение и т.д.). Объем таких презентаций очень велик и на уроке может быть использован только в сокращенном виде. Однако такого рода работы совершенно необходимы при проведении внеурочных мероприятий (факультативов, праздников, кружков).
В качестве примера представлена проектная работа в области математика + информатика, в которой учащиеся сочетают совершенствование навыков работы на компьютере (использование различных программных продуктов) и изучение материала по теории вероятности.
Тема проекта: Применение комбинаторного анализа к решению типовых практических задач.
Авторы: Конищева Лилия 8 “А”, Коршунова Мария 8 “А”
Руководители: Марухина Лариса Вячеславовна (учитель математики), Рязанова Светлана Владимировна (учитель информатики)
Цель работы:
- показать различные способы решения задач по комбинаторике, не используя алгебраические выкладки;
- вызвать интерес к новому предмету на уроке;
- освоение новых технологических возможностей, создание наглядного пособия для использования на уроке (освоение новых возможностей ИКТ: Internet, дизайн, графика, звук, видео)
Представленная работа содержит следующие разделы:
- Введение
- Исследовательская историческая часть:
а) история вопроса, сферы применения;
б) ученые, которые работали в этой сфере (вклад в разработку проблемы). - Варианты решения типовых практических задач:
а) дерево вариантов и правило умножения.Перестановки;
б) выбор нескольких элементов. Сочетания;
в) случайные события и их вероятности. - Заключение
Теорию вероятностей нередко называют “наука о случайном”. Но случайные явления имеют свои закономерности, которые можно использовать в практической деятельности человека.
Как наука теория вероятностей зародилась в XVII в. Понятие вероятности было связано с потребностями страхования, когда росли торговые связи и морские путешествия, в связи с запросами азартных игр. Слово “азарт” в переводе с французского hasard означает “случай”, “риск”. Азартными называют те игры (карты, домино, лото и т. п.), в которых выигрыш зависит не от умения игрока, а от случайности.
Но азартные игры были для ученых только удобной моделью для решения задач и анализа понятий теории вероятности.
В 60-е годы XVII в. были выработаны первые понятия и некоторые элементы теории вероятностей. Развитие естествознания и техники точных измерений, военного дела, теории стрельбы, учение о молекулах в кинетической теории газов ставило перед учеными конца XVIII – XIX вв. все новые и новые задачи из теории вероятностей. Со второй половины XIX в. и поныне русские математики занимают ведущее место в развитии теории вероятностей.
В настоящее время теория вероятностей продолжает развиваться в тесной связи с развитием техники. Комбинаторные задачи приходится решать физикам, химикам, биологам, экономикам, связистам, специалистам самых разнообразных профессий.
В данной работе мы постарались рассказать об основных понятиях теории вероятности и статистики, показать разнообразие задач и способов их решения, не используя никакие алгебраические выкладки. Нас привлекло разнообразие применений теории вероятностей и захотелось, чтобы и другие ученики заинтересовались решением нестандартных задач, возникающих в повседневной жизни.
Приступая к работе, мы еле нашли шесть задач, были сомнения в выборе решения, сомнения в возможностях графического представления (мало было известно приемов работы с графическими объектами). Чем дольше мы работали над проектом, тем сложнее нам было ограничиваться в количестве, задачи усложнились, появился азарт. Мы научились быстро манипулировать различными методами, быстро набирать, появилась высокая оперативность работы, критическое отношение к сделанному, желание бесконечного улучшения, высокий уровень компетентности при решении задач на уроках математики и информатики. Заинтересовали одноклассников, родителей.
На теории вероятностей основана статистическая теория. Статистика – это искусство и наука собирания. Чтобы почувствовать сегодняшний день, необходимо научиться решать некоторые задачи. Такие задачи решаются специалистами в области прикладной математики и статистики, физиками, биологами и другими учеными.
Например:
- Теория очередей
- Наследственность в биологии
- Теория эпидемий
- Поиск лекарств
- Испытания удобрений
- Выборочные опросы
- Генетика и радиация.
В настоящее время значение теории вероятностей и математической статистики настолько возросло, что знакомство с элементами этих наук стало необходимым уже в курсе школьной математики.
Требования к технике:
Презентация содержит 30-35 слайдов (занимает не более 50 Мбайт на жестком диске)
Требуемое программное обеспечение: Win XP Office2003 Power Point. Возможность чтения файлов форматов mp3, avi, jpg, bmp.
Следует отметить также, что в процессе работы над презентацией учащиеся осваивали приемы работы с графическими файлами (Photoshop, Paint), звуковыми и видео файлами (Sony Vegas), поиск информации в Internet.
Стоит отметить важную роль такой деятельности при проведении воспитательной работы. Социальная и экономическая тематика презентаций и проектов позволяет учащимся и родителям наглядно увидеть существующие проблемы и определить пути их решения.