Современный человек живет и действует в
условиях, требующих высокого профессионализма и
значительных интеллектуальных усилий для
принятия правильных решений в различных
жизненных и рабочих ситуациях. Все это
обусловливает довольно высокие требования к
выпускникам образовательных учреждений. Сегодня
перед всеми участниками образовательного
процесса стоит проблема повышения качества
образования. В настоящее время в
преподавательских кругах активно обсуждается
тема разработки общих принципов и методологии
оценивания.
Качественно изменяется само положение педагога
в системе образования. Информационный взрыв
привел к ситуации, когда ни вузовский профессор,
ни тем более преподаватель школы или колледжа,
уже не являются «передним краем» знания.
Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в
основном, выполнял функцию накопителя и
распространителя научной информации, то теперь
ему нужно превратиться в фигуру, центральная
задача которой управлять познавательной
активностью учащихся и контролировать ее
результаты.
Для повышения качества обучения педагогу
необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и
применять существующие формы и методы
педагогического контроля, четко определять его
цели и функции.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ – это система
тестовых заданий различной трудности,
которая позволяет качественно и эффективно
измерить уровень и структуру подготовленности
испытуемых
Педагогический тест – это инструментальное
средство контроля знаний, при использовании
которого можно с заданной точностью определить
надежность и валидность проводимых измерений.
Профессионально составленный тест позволяет за
короткий промежуток времени проверить знания
большого количества учащихся (ограничение
накладывает только наличие посадочных мест) по
полной программе преподаваемой дисциплины, в то
время как традиционные экзамены позволяют
проводить только выборочную проверку знаний.
В настоящее время преподаватели, руководители
образовательных учреждений начинают достаточно
широко применять тестовую форму контроля знаний,
используя при этом либо опубликованные в
педагогических изданиях тесты, либо тесты
собственной разработки.
ЗАДАНИЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ – одно из основных понятий педагогической теории измерений. В.Аванесов определяет задание в тестовой форме как педагогическое средство, отвечающее следующим требованиям:
1) цель;
2) краткость;
3) технологичность;
4) логическая форма высказывания;
5) определенность места для ответов;
6) одинаковость правил оценки ответов;
7) правильность расположения элементов задания;
8) одинаковость инструкции для всех
испытуемых;
9) адекватность инструкции форме и содержанию
задания.
Эти требования позволяют отличить задания в
тестовой форме от остальным
Контроль представляет собой реализацию принципа
обратной связи, без него невозможно управление.
В процессе контроля происходит постоянное
сравнение заданной программы учебной
деятельности с фактическим выполнением.
Выделяются следующие задачи контроля:
- установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний;
- выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
- определить эффективность организации, методов, средств обучения;
- выявить степень правильности, объем, глубину знаний, умений учащихся.
Преимущества тестового контроля:
- объективность оценки, т.к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомлённость экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующего, учёт его поведения на уроках и т.п.) исключено;
- достоверность информации об объёме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
- эффективность, можно одновременно тестировать большое число учащихся, причём проверка результатов при этом производится гораздо лёгче и быстрее, чем при традиционном контроле;
- надёжность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
- дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
- реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка учащихся;
- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.
Важнейшим аспектом любой педагогической деятельности являются отметки, которые выставляют преподаватели и разного рода экзаменаторы своим ученикам. Последствия таких отметок могут быть самыми различными – от чисто морального эффекта, до определения судьбы человека. Тем не менее, все прекрасно понимают, что отметки эти субъективны и часто очень приближенны.
Принципиально можно изменить ситуацию лишь в том случае, если подходить к оцениванию знаний как к процессу объективного измерения.
Использование тестирования позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов.. Этот процесс актуален тем, что в настоящее время проводится эксперимент по внедрению ЕГЭ. Для того, чтобы выпускник школы успешно справился с заданиями ЕГЭ, ему необходимы умение работать с тестами, их классификации, виды и т.д.
От других способов контроля и оценки результатов учебного процесса тесты отличаются большей точностью и доступностью.
Применение тестов позволяют быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.
Мы считаем, что тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функцию. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний, тест целесообразно сочетать с традиционными методами.
В настоящее время разработаны и используются две группы тестовых форм заданий и несколько разновидностей:
С точки зрения формы тестового задания можно ввести следующую их классификацию
Все задания разбиваются на две большие группы
– задания в открытой форме и задания в
закрытой форме. В основу классификации
положено наличие или отсутствие ввода
дополнительной информации испытуемым. Если
дополнительная информация нужна, то это задание
в открытой форме. Если не нужна, то это задание в
закрытой форме.
Задания в открытой форме подразделяются на
задания с дополнением и в виде свободного
изложения. В первом случае испытуемому
необходимо дополнить содержание задания своей
информацией. Дополнение должно быть кратким –
одно, в крайнем случае, два слова. При
свободном изложении объем водимой информации
может быть значительно больше.
В тестировании чаще всего используются задания в закрытой форме. Эти задания характерны тем, что содержат в себе и основу (вопрос, утверждение) и ответы (элементы ответов), из которых испытуемый должен выбрать или составить верный ответ.
В простейшем случае испытуемый просто указывает ответ, который ему кажется правильным – задания с выбором верного ответа.
Задания с градуированными ответами содержат ответы, которые возможно все являются правильными в той или иной степени. Ответы имеют градацию по степени правильности. Задача составителя заключается в том, чтобы найти и применить признак, позволяющий осуществить такую градацию.
Задания на установление соответствия требуют от испытуемого найти соответствие между элементами двух множеств. Соответствие устанавливается на основании логических умозаключений или использовании смысловых ассоциаций.
В заданиях на установление правильной последовательности испытуемому необходимо не просто выбрать соответствующие элементы ответа, но и расположить их в нужной последовательности. Заданиями такого типа хорошо проверять знание алгоритмов действий, технологических приемов, логики рассуждений и т.п. С помощью этих заданий удобно проверять знание и понимание испытуемыми формулировок определений, понятий, терминов, путем конструирования их из отдельным слов, предложений, символов, графических элементов.
В заданиях этого типа испытуемому предлагается несколько вариантов ответа, среди которых один верный, а остальные не верные. Неверные ответы называются дистракторами (distractor)
Приведу примеры заданий разного типа
При составлении теста необходимо учитывать типы знаний и умений
Каждый созданный тест сопровождается необходимой определенной документацией.
Так она выглядит
Дать разъяснения
Вывод
Таким образом, тщательно подобранная система тестовых заданий возрастающей сложности позволяет реализовать развивающее обучение с помощью обучающей функции педагогического контроля знаний.