Новые подходы к созданию системы оценивания обученности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Слайд  1

Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных и рабочих ситуациях.  Все это обусловливает довольно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования. В настоящее время в преподавательских кругах активно обсуждается тема разработки общих принципов и методологии оценивания.
Качественно изменяется само положение педагога в системе образования. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы или колледжа, уже не являются «передним краем» знания.

Слайд  2

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя научной информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты.
Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

Слайд  3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ  – это система  тестовых заданий различной  трудности,  которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых
Педагогический тест – это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений.
Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний.
В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки.

Слайд  4

ЗАДАНИЕ  В  ТЕСТОВОЙ  ФОРМЕ – одно из основных понятий педагогической теории измерений. В.Аванесов определяет задание в тестовой форме как педагогическое средство, отвечающее следующим требованиям:

1) цель;
2) краткость;
3) технологичность;
4) логическая форма высказывания;
5) определенность места для ответов;
6) одинаковость правил оценки ответов;
7) правильность расположения элементов задания;
8) одинаковость инструкции для  всех испытуемых;
9) адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Эти требования позволяют отличить задания в тестовой форме от остальным
Контроль представляет собой реализацию принципа обратной связи, без него невозможно управление. В процессе контроля происходит постоянное сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим выполнением.

Выделяются следующие задачи контроля:

  • установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний;
  • выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
  • определить эффективность организации, методов, средств обучения;
  • выявить степень правильности, объем, глубину знаний, умений учащихся.

Слайд  5

Преимущества тестового контроля:

  • объективность оценки, т.к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомлённость экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующего, учёт его поведения на уроках и т.п.) исключено;
  • достоверность информации об объёме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
  • эффективность, можно одновременно тестировать большое число учащихся, причём проверка результатов при этом производится гораздо лёгче и быстрее, чем при традиционном контроле;
  • надёжность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
  • дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
  • реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка учащихся;
  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Важнейшим аспектом любой педагогической деятельности являются отметки, которые выставляют преподаватели и разного рода экзаменаторы своим ученикам. Последствия таких отметок могут быть самыми различными – от чисто морального эффекта, до определения судьбы человека. Тем не менее, все прекрасно понимают, что отметки эти субъективны и часто очень приближенны.

Принципиально можно изменить ситуацию лишь в том случае, если подходить к оцениванию знаний как к процессу объективного измерения.

Использование тестирования позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов.. Этот процесс актуален тем, что в настоящее время проводится эксперимент по внедрению ЕГЭ. Для того, чтобы выпускник школы успешно справился с заданиями ЕГЭ, ему необходимы умение работать с тестами, их классификации, виды и т.д.

От других способов контроля и оценки результатов учебного процесса тесты отличаются большей точностью и доступностью.

Применение тестов позволяют быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.

Мы считаем, что тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функцию. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний, тест целесообразно сочетать с традиционными методами.

В настоящее время разработаны и используются две группы тестовых форм заданий и несколько разновидностей:

Слайд  6

С точки зрения формы тестового задания  можно ввести следующую их классификацию

Все задания разбиваются на две большие группы – задания в открытой форме  и задания в закрытой форме.  В основу классификации положено  наличие или отсутствие ввода дополнительной информации испытуемым. Если дополнительная информация нужна, то это задание в открытой форме. Если не нужна, то это задание в закрытой форме.
Задания в открытой форме подразделяются на задания с дополнением и в виде свободного изложения. В первом случае испытуемому необходимо дополнить содержание задания своей информацией. Дополнение должно быть кратким – одно, в крайнем случае, два  слова. При свободном изложении объем водимой информации может быть значительно больше.

Слайд  7

В тестировании чаще всего используются задания в закрытой форме. Эти задания характерны тем, что содержат в себе и основу (вопрос, утверждение) и ответы (элементы ответов), из которых испытуемый должен выбрать или составить верный ответ.

В простейшем случае испытуемый просто указывает ответ, который ему кажется правильным – задания с выбором верного ответа.

Задания с градуированными ответами содержат ответы, которые возможно все являются правильными в той или иной степени. Ответы имеют градацию  по степени правильности. Задача составителя заключается в том, чтобы найти и применить признак, позволяющий осуществить такую градацию.

Задания на установление соответствия требуют от испытуемого найти соответствие между элементами двух множеств. Соответствие устанавливается на основании логических умозаключений или использовании смысловых ассоциаций.

В заданиях на установление правильной последовательности испытуемому необходимо не просто выбрать соответствующие элементы ответа, но и расположить их в нужной последовательности. Заданиями такого типа хорошо проверять знание алгоритмов действий, технологических приемов, логики рассуждений и т.п. С помощью этих заданий удобно проверять знание и понимание испытуемыми формулировок определений, понятий, терминов, путем конструирования их из отдельным слов, предложений, символов, графических элементов.

В заданиях этого типа испытуемому предлагается несколько вариантов ответа, среди которых один верный, а остальные не верные. Неверные ответы называются дистракторами (distractor)

Приведу примеры заданий разного типа

Слайды  8-10

При составлении теста необходимо учитывать типы знаний и умений

Слайд  11

Каждый созданный тест сопровождается необходимой определенной документацией.

Так она выглядит

Слайды  12-15

Дать разъяснения
Вывод

Слайд  16

Таким образом, тщательно подобранная система тестовых заданий возрастающей сложности позволяет реализовать развивающее обучение с помощью обучающей функции педагогического контроля знаний.