Современные методы обучения и воспитания. "Радуга творчества. Творим и мастерим"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнать. Дети быстро  впитывают новые впечатления, что является качеством личности. А раскрытие личности детей и развитие его творческого потенциала основано на самовыражении ребенка, саморазвитии и сотворчестве. Ребенок – это часть природы, который развивается по своим законам. Наблюдая за их развитием, необходимо стимулировать интересы, способности и развивать задатки ребенка! Каждый ребенок – прирожденный фантазер, он способен творить и мастерить, только нужно создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

В своей работе ставлю перед собой более широкие и современные задачи, которые направлены на общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизацию творческого воображения, способностей конструирования, изобретательности. Одна из главных задач – научить ребенка творческому видению, именно это умение отличает ребенка-творца. А это ряд специальных заданий: наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Иногда  вношу изменения в тематику занятий, продиктованными региональным компонентом и  особенностями детей.

В нашем дошкольном учреждении художественно-эстетическое развитие детей является частью всей воспитательно-образовательной работы, она взаимосвязана со всеми другими направлениями ее составляющей. Важное значение имеет для ребенка связь занятий рисованием, лепкой,  аппликацией и игрой. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес ребенка к занятиям.

Для развития детского творчества в группах создана художественно-эстетическая развивающая среда; с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей; продуман подбор материала для занятий и продуктивной деятельности; дети помогают в обстановке группы, игровых уголков, картинной галереи, театральной гостиной.

Главная составляющая творческой деятельности ребенка – умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли. Опираясь на собственные ощущения и предпочтения, дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок. Форму организации детей стараюсь приблизить к более свободной: предлагаю работать сидя, стоя, группами, как им удобно. Ребятам позволяю отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, помощи или помочь. Побуждаю постоянно к грамотному речевому общению, поощряю стремление, действовать совместно. Больше даю свободы в выборе деятельности и использовании для любимого дела больше времени, поощряю детей к рациональному использованию материала, инструментов, времени.

В своей работе реализую интегративные подходы (изготовление декораций для театра, декоративно-прикладная деятельность, игры-эксперименты, ознакомление с искусством, занимательные игры и упражнения и т.д.), самые разнообразные современные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность ребенка дошкольного возраста.

Помогаю детям:

  • раскрыть секреты самых разнообразных видов мастерства;
  • по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов, окружающих нас в жизни;
  • подталкиваю к активному творческому поиску и созиданию через: рисование, лепку, аппликацию, мозаику, оригами, плетение, вышивание, плоскостное и объемное моделирование, бисероплетение.

Детям старшего дошкольного возраста более доступны творческие задания, они могут самостоятельно объединяться по интересам и желаниям. В течение года ребята проявили большой интерес к поделкам и упражнениям с бумагой, а я старалась способствовать в пробуждении детского воображения, помогала ребятам оживлять плоский и немой лист бумаги, превращать его в цветы, животных, птиц, человечков, елочные игрушки, настенные украшения,  и т.д.
Ведь работа с бумагой (оригами) – это искусство, которое увлекает в свой волшебный мир оживших и созданных образов, своим замыслом и формой.

В работе с бумагой дети проявили большой интерес и научились:

  • обрывать,
  • отщипывать,
  • отрывать,
  • вырезать,
  • сгибать в разных направлениях по схемам,
  • складывать,
  • приклеивать и т.д.

Ребята  стали  прекрасно  чувствовать  материал, составлять декоративные
композиции, узоры, панно, самостоятельно изготавливать выкройки одежды для кукол, строить схемы, чертежи и использовать их в процессе изготовления поделок. Прекрасно овладели умением использовать необходимый материал и инструменты. Вся самостоятельная деятельность детей обязательно анализируется, что является базой для эстетического восприятия мира ребенка.  

А как сделаны эти цветы?

«Подснежник» (барельеф) – заготовка из картона разного цвета по желанию ребенка, рисование подснежника по трафарету и украшение пластилином (стебель – тонкие жгутики, цветок и листочки – размазывают пластилин).

«Чудо-дерево»  – обрывание бумаги различными способами: полосочки, по кругу, завитки, скручивание жгутиков из бумажных салфеток.

«Цветочная поляна» – оригами из двусторонней цветной бумаги, использование сухих веточек, вязание крючком с родителями, «ствол березки» из теста, бумажные салфетки, цветная  бумага и т.д.

Настенное украшение «Летние цветы» – техника квилинга, рукоделие. Скручивание бумаги: конус, большая и малая спираль, лента, капля и вытягивание при помощи подручного инструмента. Украшение дополнительным материалом (птички, бабочки, стрекоза и т.д.).

«Космонавты» – вырезание по шаблону из бархатной бумаги, рисование лица и «антеннка» (скручивание из бумажной салфетки в жгутик).

«Кукла – ножницы» – обвести ножницы и превращают в куклу путем дорисовывания, раскрашивают подходящими материалами.

«Красавица весна» (кукла) – из конуса картона готовят силуэт куклы, обклеивают яркой тканью, пришивают по цвету тесемочку; голову шьют из белой ткани, набивают ватой, рисуют лицо маркерами, фломастерами, а волосы мастерят из обычных шерстяных ниток, приклеивают. Голову куклы крепят на обычный карандаш и вставляют в силуэт куклы. Руки наполняют ватой и пришивают к платью.

«Цыплята» – совместно с родителями дети вяжут крючком цыплят из ниток «ирис» и самостоятельно пришивают из бисера определенного цвета: глазки, носик, гребешок. Крылышки тоже пришиваются.

«Мы – путешественники» (поделка север-юг). Обрывание бумаги, разрезание на части, сгибание, «айсберг» – конус из картона и пластилин двух цветов. Деревья – пластинки из пластилина и гофрируем  в «гармошку». Украшение островов игрушками из киндер-сюрпризов, соответственно полюсам: северного и южного (дельфин, пингвин, жираф, бегемот….).

Проявить фантазию и творческое воображение можно не только с красками, пластилином, но и тканями, украшениями, создать собственные и единственные в своем роде предметы – это безграничный полет фантазии ребенка, ведь дети в своем роде все – дизайнеры.

Самое главное в дизайне – овладение основными приемами и методами (используя прикладные и технические приемы), запас широких ассортиментов товаров и отличное настроение!

Согласитесь, что гораздо легче сделать что-то своими руками, чем купить в магазине. Главное – не бояться проявить свою фантазию. Украсим кукольный домик для кукол. Возьмем любую картонную коробку, вырежем аккуратно окна и двери, поклеим стены обоями или разукрасим красками. Где же взять мебель? Ее вполне можно сделать из спичечных коробочек и стильно раскрасить. В качестве паласа используем лоскут бархата, плюша. Дизайн игрушечного дома должен быть неожиданным и интересным. Можно придумать дополнительные штучки для создания уюта, ведь ребенок – дизайнер.

Собственными руками можно сделать игрушки. Создадим кукольный театр. Актеров сказок рисуем на бумаге, вырезаем, аккуратно приклеиваем на картон и «наряжаем» героев. А декорации? Это фон, на котором рисуем в зависимости от обстоятельств, деревья, леса, домики, избушку, дом, дворец,  и т.д.  

Готовим, создаем настоящий показ мод. Делаем кукол – манекенщиц, рисуем для них много нарядов, украшаем наряды: бусами, стразами, фенечками, заколочками и т.д. Создание кукол и нарядов для них – процесс творческий, значит ребенок – художник.

Некоторые дети увлекаются рукоделием (лепкой, шитьем, вязанием, выжиганием, бисером, шитьем мягких игрушек). Ребенок – творит и рисует. Разве это не замечательно? Смастерим рамку для фотографии, оклеим цветной бумагой или разрисуем красками, фломастерами, карандашами. При изготовлении панно используем буквально все: крупы, лоскутки ткани, кожу, соломку, засушенные цветы и т.д. Из ткани и кожи вырежем любые орнаменты и наклеим на тканую основу. Панно готово.

Дети любят лепить из глины и пластилина. Сделав пластилиновую скульптуру, дети ее украшают и любуются своими вещами, мастерски созданными. Изготовим карнавальные маски. Техника – папье – маше. На первый слой с помощью клея наносится второй слой из кусочков бумаги, и так 8-9 слоев. Клей просох, бумага просохла, можно приниматься за раскрашивание.

«Приумножаем прекрасное и развиваем художественное дарование»

Яичная скорлупа – совершенно никому не нужная и бесполезная вещь. Что можно сделать? Король Южного полюса – пингвин. Яичная скорлупа послужит туловищем для пингвина, из черной бумаги – крылья, лапы, клюв, хвост, а из красной – клюв. Мордашку дорисовываем фломастерами.

Оригами – это искусство составления из бумаги различных животных, птиц, растений. Сделав поделку по схеме и придав ей форму, фантазия и творчество помогут ее «оживить». Цветные или черно-белые картинки из журналов или постеры, могут украсить комнату вашего ребенка, где он легко погрузится в мир своей мечты. Можно разместить несколько любимых фотографий на стене, украшенной плакатами или картинками. Возможны очень разные комбинации настенных украшений, фотографий – это в форме сердечка, цветочка, солнышко, грибочка и т.д.

Существует множество проектов по изготовлению собственных прикольных и модных аксессуаров. Самое замечательное, что эти проекты можно сделать из недорогих принадлежностей для рукоделия и других предметов, которые легко найти и использовать. Используем старые предметы и материалы, чтобы создать что-то принципиально новое.

Делаем классные брелки, украшаем свою прическу, одежду, сумочку – какая красота! Украшаем себя бусами, браслетами, сережками, сделанными своими руками специально к той или иной одежде, или используем булавочки декоративные, чтобы сделать самые простые вещи яркими и интересными. Сделаем брелки, чтобы сумочка или другая вещь носила печать индивидуальности ребенка.

В конце недели, месяца совместно с детьми устраиваем творческие выставки, конкурсы, где демонстрируются плоды детского творчества. К концу учебного года результаты диагностического обследования показали высокий уровень художественно – творческих способностей детей, что позволило оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

Методику своей работы строила таким образом, чтобы у детей формировались:

  • творческая активность,
  • инициативность,
  • раскрепощенность,
  • самостоятельность.

Нацеливала ребят на поисковую и экспериментальную деятельность; создавала разные ситуации (проб и ошибок), таким образом, у них развивается любознательность и обогащается их жизненный опыт.

«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….» (С.И. Мерзляков)