Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнать. Дети быстро впитывают новые впечатления, что является качеством личности. А раскрытие личности детей и развитие его творческого потенциала основано на самовыражении ребенка, саморазвитии и сотворчестве. Ребенок – это часть природы, который развивается по своим законам. Наблюдая за их развитием, необходимо стимулировать интересы, способности и развивать задатки ребенка! Каждый ребенок – прирожденный фантазер, он способен творить и мастерить, только нужно создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
В своей работе ставлю перед собой более широкие и современные задачи, которые направлены на общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизацию творческого воображения, способностей конструирования, изобретательности. Одна из главных задач – научить ребенка творческому видению, именно это умение отличает ребенка-творца. А это ряд специальных заданий: наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Иногда вношу изменения в тематику занятий, продиктованными региональным компонентом и особенностями детей.
В нашем дошкольном учреждении художественно-эстетическое развитие детей является частью всей воспитательно-образовательной работы, она взаимосвязана со всеми другими направлениями ее составляющей. Важное значение имеет для ребенка связь занятий рисованием, лепкой, аппликацией и игрой. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес ребенка к занятиям.
Для развития детского творчества в группах создана художественно-эстетическая развивающая среда; с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей; продуман подбор материала для занятий и продуктивной деятельности; дети помогают в обстановке группы, игровых уголков, картинной галереи, театральной гостиной.
Главная составляющая творческой деятельности ребенка – умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли. Опираясь на собственные ощущения и предпочтения, дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок. Форму организации детей стараюсь приблизить к более свободной: предлагаю работать сидя, стоя, группами, как им удобно. Ребятам позволяю отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, помощи или помочь. Побуждаю постоянно к грамотному речевому общению, поощряю стремление, действовать совместно. Больше даю свободы в выборе деятельности и использовании для любимого дела больше времени, поощряю детей к рациональному использованию материала, инструментов, времени.
В своей работе реализую интегративные подходы (изготовление декораций для театра, декоративно-прикладная деятельность, игры-эксперименты, ознакомление с искусством, занимательные игры и упражнения и т.д.), самые разнообразные современные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность ребенка дошкольного возраста.
Помогаю детям:
- раскрыть секреты самых разнообразных видов мастерства;
- по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов, окружающих нас в жизни;
- подталкиваю к активному творческому поиску и созиданию через: рисование, лепку, аппликацию, мозаику, оригами, плетение, вышивание, плоскостное и объемное моделирование, бисероплетение.
Детям старшего дошкольного возраста более
доступны творческие задания, они могут
самостоятельно объединяться по интересам и
желаниям. В течение года ребята проявили большой
интерес к поделкам и упражнениям с бумагой, а я
старалась способствовать в пробуждении детского
воображения, помогала ребятам оживлять плоский и
немой лист бумаги, превращать его в цветы,
животных, птиц, человечков, елочные игрушки,
настенные украшения, и т.д.
Ведь работа с бумагой (оригами) – это искусство,
которое увлекает в свой волшебный мир оживших и
созданных образов, своим замыслом и формой.
В работе с бумагой дети проявили большой интерес и научились:
- обрывать,
- отщипывать,
- отрывать,
- вырезать,
- сгибать в разных направлениях по схемам,
- складывать,
- приклеивать и т.д.
Ребята стали прекрасно чувствовать
материал, составлять декоративные
композиции, узоры, панно, самостоятельно
изготавливать выкройки одежды для кукол, строить
схемы, чертежи и использовать их в процессе
изготовления поделок. Прекрасно овладели
умением использовать необходимый материал и
инструменты. Вся самостоятельная деятельность
детей обязательно анализируется, что является
базой для эстетического восприятия мира ребенка.
А как сделаны эти цветы?
«Подснежник» (барельеф) – заготовка из картона разного цвета по желанию ребенка, рисование подснежника по трафарету и украшение пластилином (стебель – тонкие жгутики, цветок и листочки – размазывают пластилин).
«Чудо-дерево» – обрывание бумаги различными способами: полосочки, по кругу, завитки, скручивание жгутиков из бумажных салфеток.
«Цветочная поляна» – оригами из двусторонней цветной бумаги, использование сухих веточек, вязание крючком с родителями, «ствол березки» из теста, бумажные салфетки, цветная бумага и т.д.
Настенное украшение «Летние цветы» – техника квилинга, рукоделие. Скручивание бумаги: конус, большая и малая спираль, лента, капля и вытягивание при помощи подручного инструмента. Украшение дополнительным материалом (птички, бабочки, стрекоза и т.д.).
«Космонавты» – вырезание по шаблону из бархатной бумаги, рисование лица и «антеннка» (скручивание из бумажной салфетки в жгутик).
«Кукла – ножницы» – обвести ножницы и превращают в куклу путем дорисовывания, раскрашивают подходящими материалами.
«Красавица весна» (кукла) – из конуса картона готовят силуэт куклы, обклеивают яркой тканью, пришивают по цвету тесемочку; голову шьют из белой ткани, набивают ватой, рисуют лицо маркерами, фломастерами, а волосы мастерят из обычных шерстяных ниток, приклеивают. Голову куклы крепят на обычный карандаш и вставляют в силуэт куклы. Руки наполняют ватой и пришивают к платью.
«Цыплята» – совместно с родителями дети вяжут крючком цыплят из ниток «ирис» и самостоятельно пришивают из бисера определенного цвета: глазки, носик, гребешок. Крылышки тоже пришиваются.
«Мы – путешественники» (поделка север-юг). Обрывание бумаги, разрезание на части, сгибание, «айсберг» – конус из картона и пластилин двух цветов. Деревья – пластинки из пластилина и гофрируем в «гармошку». Украшение островов игрушками из киндер-сюрпризов, соответственно полюсам: северного и южного (дельфин, пингвин, жираф, бегемот….).
Проявить фантазию и творческое воображение можно не только с красками, пластилином, но и тканями, украшениями, создать собственные и единственные в своем роде предметы – это безграничный полет фантазии ребенка, ведь дети в своем роде все – дизайнеры.
Самое главное в дизайне – овладение основными приемами и методами (используя прикладные и технические приемы), запас широких ассортиментов товаров и отличное настроение!
Согласитесь, что гораздо легче сделать что-то своими руками, чем купить в магазине. Главное – не бояться проявить свою фантазию. Украсим кукольный домик для кукол. Возьмем любую картонную коробку, вырежем аккуратно окна и двери, поклеим стены обоями или разукрасим красками. Где же взять мебель? Ее вполне можно сделать из спичечных коробочек и стильно раскрасить. В качестве паласа используем лоскут бархата, плюша. Дизайн игрушечного дома должен быть неожиданным и интересным. Можно придумать дополнительные штучки для создания уюта, ведь ребенок – дизайнер.
Собственными руками можно сделать игрушки. Создадим кукольный театр. Актеров сказок рисуем на бумаге, вырезаем, аккуратно приклеиваем на картон и «наряжаем» героев. А декорации? Это фон, на котором рисуем в зависимости от обстоятельств, деревья, леса, домики, избушку, дом, дворец, и т.д.
Готовим, создаем настоящий показ мод. Делаем кукол – манекенщиц, рисуем для них много нарядов, украшаем наряды: бусами, стразами, фенечками, заколочками и т.д. Создание кукол и нарядов для них – процесс творческий, значит ребенок – художник.
Некоторые дети увлекаются рукоделием (лепкой, шитьем, вязанием, выжиганием, бисером, шитьем мягких игрушек). Ребенок – творит и рисует. Разве это не замечательно? Смастерим рамку для фотографии, оклеим цветной бумагой или разрисуем красками, фломастерами, карандашами. При изготовлении панно используем буквально все: крупы, лоскутки ткани, кожу, соломку, засушенные цветы и т.д. Из ткани и кожи вырежем любые орнаменты и наклеим на тканую основу. Панно готово.
Дети любят лепить из глины и пластилина. Сделав пластилиновую скульптуру, дети ее украшают и любуются своими вещами, мастерски созданными. Изготовим карнавальные маски. Техника – папье – маше. На первый слой с помощью клея наносится второй слой из кусочков бумаги, и так 8-9 слоев. Клей просох, бумага просохла, можно приниматься за раскрашивание.
«Приумножаем прекрасное и развиваем художественное дарование»
Яичная скорлупа – совершенно никому не нужная и бесполезная вещь. Что можно сделать? Король Южного полюса – пингвин. Яичная скорлупа послужит туловищем для пингвина, из черной бумаги – крылья, лапы, клюв, хвост, а из красной – клюв. Мордашку дорисовываем фломастерами.
Оригами – это искусство составления из бумаги различных животных, птиц, растений. Сделав поделку по схеме и придав ей форму, фантазия и творчество помогут ее «оживить». Цветные или черно-белые картинки из журналов или постеры, могут украсить комнату вашего ребенка, где он легко погрузится в мир своей мечты. Можно разместить несколько любимых фотографий на стене, украшенной плакатами или картинками. Возможны очень разные комбинации настенных украшений, фотографий – это в форме сердечка, цветочка, солнышко, грибочка и т.д.
Существует множество проектов по изготовлению собственных прикольных и модных аксессуаров. Самое замечательное, что эти проекты можно сделать из недорогих принадлежностей для рукоделия и других предметов, которые легко найти и использовать. Используем старые предметы и материалы, чтобы создать что-то принципиально новое.
Делаем классные брелки, украшаем свою прическу, одежду, сумочку – какая красота! Украшаем себя бусами, браслетами, сережками, сделанными своими руками специально к той или иной одежде, или используем булавочки декоративные, чтобы сделать самые простые вещи яркими и интересными. Сделаем брелки, чтобы сумочка или другая вещь носила печать индивидуальности ребенка.
В конце недели, месяца совместно с детьми устраиваем творческие выставки, конкурсы, где демонстрируются плоды детского творчества. К концу учебного года результаты диагностического обследования показали высокий уровень художественно – творческих способностей детей, что позволило оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе.
Методику своей работы строила таким образом, чтобы у детей формировались:
- творческая активность,
- инициативность,
- раскрепощенность,
- самостоятельность.
Нацеливала ребят на поисковую и экспериментальную деятельность; создавала разные ситуации (проб и ошибок), таким образом, у них развивается любознательность и обогащается их жизненный опыт.
«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….» (С.И. Мерзляков)