Основная задача логопедического воздействия на детей – научить их связно и последовательно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях их окружающей жизни. Это имеет важное значение для общения, обучения в школе, формирования личностных качеств.
Усвоение детьми дошкольного возраста грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. Однако только речевого общения часто недостаточно для того, чтобы ребенок научился правильно говорить, ведь в русском языке существует множество грамматических форм.
Для облегчения овладения языком целесообразно проводить специальное обучение детей трудным грамматическим формам в виде речевых игр.
Речевые игры по формированию грамматического строя речи вызывают у детей интерес к занятиям, мобилизуют их внимание, способствуют лучшему восприятию материала, формированию языкового чутья.
В процессе игры дошкольники легче запоминают, радуются, раскрывают свои творческие способности. А это способствует достижению ими хороших результатов в решении поставленных задач по развитию речи.
Тема: Хлеб
Цели:
- Коррекционные:
- автоматизировать поставленные звуки в предложениях.
- Обучающие:
- закрепление понятия «родственные слова», выделение родственны слов из стихотворения;
- образование относительных прилагательных от слов, обозначающих название зерновых;
- изменение существительных по падежам;
- подбор слов-признаков к слову-предмету.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование; уважение к людям, производящим хлеб.
- Развивающие:
- развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.
Предварительная работа
Чтение и обсуждение следующих произведений:
- К.Д. Ушинский «Два плуга»
- Евгений Пермяк «Колосок»
- Белорусская сказка «Легкий хлеб»
- Мультсказка «Пирожок»
- Юрий Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»
- Людмила Извекова «Что всего дороже?»
Оборудование:
- Мяч с шипами.
- Серия картин «Слово о хлебе» (изображающая последовательность выращивания пшеницы, производства хлеба).
- Деревянные палочки для пальчиковой игры.
- Иллюстрации с изображением зерновых культур.
- Символы для изменения существительных по падежам.
- Каравай, солонка с хлебом.
- Рушник.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч.
Мяч друг другу
Мы передаем,
Правила наши назовем
(не перебивать; слушать других внимательно; стараться говорить правильно, громко; помогать друг другу на ушко; не отвлекаться, чтобы не пропустить главного)
II. Объявление темы занятия
1) Мотивация
Логопед вносит в кабинет на рушнике каравай с солью.
– Ребята, у нас на занятии сегодня гости. С
давних времен на Руси дорогих гостей встречали
хлебом-солью.
– Здравствуйте, гости дорогие. Один из гостей
принимает каравай.
– Кроме гостей взрослых к нам пожаловали другие,
сказочные гости.
Выставляются иллюстрации курицы и цыплят из сказки «Пирожок».
– Кто это?
– Курица с цыплятами хотят узнать, как
изменилось производство хлеба. Расскажем им об
этом? Давайте выложим из букв магнитной азбуки на
доске тему нашего занятия.
2) Игра «Кривое зеркало»
Слово на доске написано наоборот «белх» – дети правильно составляют слово.
– Прежде чем появиться на полке в магазине, хлеб прошел долгий путь. Хотите узнать. Как к нам хлеб пришел?
III.Объяснение нового материала
Сначала зерна хлеба сажают в землю,
специальными машинами, сеялками. Люди которые
работают в поле, называются полеводами.
Словесная игра «Слова-родственники». Выделить
родственные слова из стихотворения.
1) Полеводы работают в поле.
Наше полюшко дорого нам –
Много вольных хлебов в нем на воле
И деревня Заполье есть там.2) Любимую землю земелькой зовем
Порою землянику в земле мы найдем
Все люди – земляне, а кто земляки?
Живут с нами рядом?
От нас далеки?
К осени из зерна вырастают колоски, их убирают комбайнами.
Пальчиковая игра с палочками: «Комбайн-великан»
Корабль-великан – (перекатывать палочки в
ладонях)
Не по морю плывет, – (катать палочки по полу
ладонями)
Корабль-великан – (стучать поочередно правой
– левой палочкой по полу)
По земле идет (стучать палочками по полу)
Поле пройдет – (стучать основаниями палочек
при их горизонтальном положении)
Хранят зерно на элеваторах. На мукомольных заводах зерно перемелют в муку. Раньше не было мукомольных заводов, были мельницы.
Физминутка «Мельница»
Быстро вертится крыло
Мелит мельница зерно
А из молотой муки
Испечем мы пироги.
Словесная игра «Вот так мука!» с перекидыванием мяча
Какую муку получают из разных зерновых культур? Образование относительных прилагательных.
Из ржи – ржаная мука
Из пшеницы – пшеничная
Из овса – овсяная
Из гречихи – гречишная
Из проса – просяная
Из кукурузы – кукурузная
Из муки на хлебозаводе заводят тесто.
Посмотрите какие продукты нужны для
приготовления теста: мука, сахар, дрожжи,
подсолнечное масло, вода, соль, яйца. Дети
рассматривают продукты.
Дидактическая игра «Окошечки»
Упражнение в изменении существительных по
падежам при помощи наглядной опоры.
– Измените слово «тесто» при помощи символов.
На хлебозаводе из теста пекут различные хлебобулочные изделия. Курочка нам приготовила кроссворд. Впишите название хлебобулочных изделий.
1. Хлеб
2. Рогалик
3.Пирожок.
4. Печенье.
Дети по-одному выходят к доске и записывают названия хлебобулочных изделий.
Словесная игра «Кто сумеет похвалить?»
Подобрать слова признаки к слову»хлеб». Хлеб
какой? Запашистый, вкусный, круглый, высокий,
мягкий, свежий, ноздреватый, ржаной,
аппетитный, хрустящий.
Из хлебозавода на машинах хлеб отвозят в хлебные
магазины.
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот и в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
IV. Закрепление полученных знаний в процессе игры «Цепочка»
– Откуда хлеб пришел? (Из магазина)
– В магазин, откуда попал? (Из хлебозавода)
– Из чего пекут хлеб? (Из муки)
– Из чего получают муку? (Из зерна)
– Откуда зерно? (Из колоса)
– Откуда колос? (Вырос в поле)
– Кто вырастил пшеницу? (Полеводы)
V. Итог занятия
Курочка и цыплята благодарят вас за то, что вы им рассказали о том, как выращивают хлеб, выпекают. Курочка вам в знак уважения приготовила угощение к чаю. Вносится корзика с сушками.
Мы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой,
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Литература.
- Л.П. Фесюкова, О.О.Григорьева. Времена года. Харьков. 2008, творческий центр «Сфера».
- В.М.Акименко. Развивающие лексико-грамматические занятия. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.
- Л.Шинкарева, А. Полыгина. Земля – кормилица наша. Дошкольное воспитание 2007.
- М.Кутасова. Прости меня, земля матушка. Дошкольное воспитание 2006.