1. Роль и место дисциплины | В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе |
4. Планируемые результаты освоения программ | Личностными результатами
изучения русского языка в начальной школе
являются: осознание языка как основного средства
человеческого общения; восприятие русского
языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и
письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное |
5. Универсальные учебные действия | Важную роль в обучении русскому языку
играет целенаправленная работа по развитию у
младших школьников универсальных учебных
действий:
При изучении курса «Русский язык»
осуществляется становление таких общеучебных
интеллектуальных умений, как обобщение,
классификация, переход от внешнего контроля к
самоконтролю, от контроля по результату к
контролю по способу действия, от констатирующего
к опережающему. |
6. Основные содержательные линии курса «Русский язык» |
|
7. Цели и задачи курса «Русский язык» |
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
|
8. Специфика программы курса «Русский язык» | Специфика начального курса русского
языка заключается в его тесной взаимосвязи со
всеми учебными предметами, особенно с
литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую образовательную
область, в которой изучение русского языка
сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.) Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному |
9. Структура программы курса «Русский язык» | Программный материал представлен в
виде взаимосвязанных блоков в соответствии с
логикой поставленных задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звон кости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. (Здесь и далее курсивом выделены темы, изучаемые во 2-4 классах.) Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей
речи на самостоятельные и служебные. Синтаксис. Различение предложения,
словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные
и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и
невосклицательные. Орфография и пунктуация. Формирование
орфографической зоркости, использование разных
способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
Развитие речи. Осознание ситуации
общения; с какой целью, с кем и где происходит
общение. |
10. Планируемые результаты по курсу «Русский язык» | К концу обучения в начальной школе
будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый
уровень их лингвистического образования и
речевого развития, которое включает:
|
11. Формы организации образовательного процесса курса «Русский язык» |
работа, работа в парах |
12. Оценка достижений планируемых результатов курса «Русский язык» |
|
13. Объем и сроки изучения курса «Русский язык» | Программа курса общим объемом 175 ч в год, 5 ч в неделю изучается в течение всего года. |
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1-м классе ОС "Школа–2100"
- Степаненко Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов, руководитель МО.
Разделы: Начальная школа