Цели:
- Образовательные:
- Познакомить с понятиями: информация, информационные процессы, с её основными свойствами и формами представления;
- Показать практическое применение теоретического материала;
- Научить решать практические задачи, связанные с информацией.
Формы работы:
– Объяснение нового материала
– Практическая работа
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, прикладная программа Power Point, Paint.
Ход работы
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Информация важна,
В жизни всем она нужна,
Наши дети будут жить,
С информатикой дружить.
2. Объяснение темы
На протяжении всей истории человечество овладевало информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Например: “каменный век” эпоха технологии обработки орудий труда, “бронзовый век” – эпоха овладения обработки металла, “век книгопечатания” – эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” – овладение новыми методами энергии.
26 ноября отмечается “Всемирный день
информации”, который проводится по инициативе
Международной академии информатизации, имеющей
генеральный консультативный статус в
Экономическом и Социальном советах ООН.
Информация, в широком смысле, – сведения,
передаваемые одними людьми другим людям устным,
письменным или каким-либо другим способом
(например, с помощью условных сигналов, с
использованием технических средств и т. д.), а
также сам процесс передачи или получения этих
сведений.
Информация всегда играла в жизни человечества
очень важную роль. Однако с середины 20 века в
результате социального прогресса и бурного
развития науки и техники роль информации
неизмеримо возросла. Кроме того, происходит
лавинообразное нарастание массы разнообразной
информации, получившее название
“информационного взрыва”.
Ещё 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас говорят “век информации”, “век информатизации общества”.
Информация – это первое слово в информатике! Информатика изучает информацию с помощью компьютера.
Вопрос 1.
Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха информатизации?
Присмотритесь к происходящему вокруг Вас и Вы сами придете к выводу, что мир наполнен информацией. Что обмен информацией – это наличие самой жизни, там где нет обмена – нет жизни! (Приложение 1)
Информатизация – это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, меняется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.
Вопрос 2.
Попробуйте ответить на вопрос: что такое информация?
Это сведения, знания, сообщение, новость и т.д. человек живет в мире информации. Информация передается или принимается в форме знаков и сигналов. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Речевая или письменная форма называется символьной или знаковой информацией. Символьная информация: правило какого – либо языка. Бывает 2-х видов: естественные и формальные (рассказать про языки)
Давайте подумаем, как мы можем воспринимать информацию, приведем примеры:
- Через книгу или газету информация передается символами, которые называются буквами
- Самолет, летящий ночью имеет габариты, обозначающиеся красными лампочками (сигнал информирует о своем полете).
- Маятник на воде – сигнал информирует курс теплоходу.
- Школьный звонок – сигнал перемены или урока.
Это сигнальная форма восприятия информации.
Человек постоянно занят какой – то работой с информацией: читает книгу или газету, подсчитывает стоимость покупки, сообщает другу новость, заучивает правила, решает задачи и т.д.
Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Они выполняют информационный процесс. Это процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.
О получении мы уже говорили, теперь попытаемся рассмотреть передачу.
Передача
Очень часто человеку приходится участвовать в процессе передачи информации. Это переписка, телефон, радио, телевидение, разговор и т.д.
Передача всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Человек всегда меняется ролями.
Например: Таня написала Маше письмо
Скажите, где источник, где получатель? Что является каналом связи?
Хранение
Хранить информацию можно в собственной памяти и на носителях: бумаге, дисках, фотографии и т.д. Наша память не всегда надежна, мы что-нибудь да забываем. Поэтому люди начали использовать носители. На носителях мы передаем информацию из поколения в поколение. (приложение 2)
К носителям информации можно отнести персональный компьютер.
“Человек в XXI века,
который не будет уметь
пользоваться ЭВМ, будет
подобен человеку XX века,
не умевшему ни читать, ни писать”
Академик Глушков
Основное назначение внешней памяти
компьютера — долговременное хранение большого
количества различных файлов (программ, данных и
т. д.). Устройство, которое обеспечивает
запись/считывание информации, называется
накопителем, а хранится информация на носителях.
Наиболее распространенными являются накопители
следующих типов:
— накопители на гибких магнитных
дисках (НГМД) двух различных типов, рассчитанные
на диски диаметром 5,25" (емкость 1,2 Мб) и диски
диаметром 3,5" (емкость 1,44 Мб);
— накопители на жестких магнитных
дисках (НЖМД) информационной емкостью от 1 до 8 Гб;
— накопители CD-ROM для CD-ROM-дисков
емкостью 640 Мб.
Задания в программе Paint: Приложение 3.
3. Закрепление темы (5 минут)
4. Повторение (10 минут)
Учащимся предлагается отгадать два ребуса. Когда ответ готов, поднимают руку, если ответ неверный отвечает другой ученик.
Слова учителя:
Информационный движется поток,
Он для наших знаний жизненный исток.
Нам без информатики нынче не прожить,
Всем нам информатику нужно полюбить.
Очень информатика нам необходима,
И цель, без информатики, твоя не достижима.
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему: “Информация”
6. Оценивание учащихся.
Поблагодарить учащихся за урок, отметить лучших. Выставить оценки в журнал.