Цели урока:
- Познакомить детей с новым математическим понятием “Буквенные выражения”, научить читать, записывать, находить значения математических выражений.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи.
- Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся, умения делать выводы. Учить рассуждать, используя ранее изученные знания.
- Воспитывать любовь к животным, стремление помогать им.
Оборудование:
- Индивидуальные карточки.
- Аудиозапись “Голоса птиц”.
- Образец написания цифры 7.
- Проектор.
- Компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке нас ожидает необычные приключения, потому что мы отправляемся в математический лес. Путешествуя по нему, вы познакомитесь с новым видом выражений, покажете свои вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов, В лесу нужно быть всегда предельно внимательными, а уж в математическом лесу тем более.
Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный математических чудес
Что узнаем мы с тобою?
Надо думать головою.
Как узнать да как найти.
Все, что мы увидим, вы будете записывать в дневники наблюдений (в тетради).
II. Проверка домашнего задания
(с. 62, № 13).Учитель заранее выполняет на доске рисунок.
– На лужайке от цветка к цветку ползли две улитки.
Какую фигуру образовал путь каждой улитки? Узнать, какое расстояние проползла каждая из них, вам поможет домашнее задание. Что вы находите, определяя расстояние, пройденное улитками? (Периметр.)
– Как найти периметр?
– На сколько больше проползла вторая улитка, чем первая? (На 25 мм.)
– Как узнали?
– Почему результат находили вычитанием?
III. Каллиграфическая минутка.
– Запишем в дневник наблюдений, какое сегодня число.
Посмотрите, какой необычный цветок распустился на полянке. Какие цифры вы нашли на нем? Учитель открывает рисунок, заранее выполненный им на доске.
– Давайте зарисуем его элементы в наши дневники наблюдений. Учитель показывает образец правильного написания цифр 7.
– Какое число мы записали?
IV. Сообщение темы и целей урока
– Прочитайте запись на доске.
5 + 3
14-(8 + 3)
7-4
– Как одним словом назвать эти записи? (выражения)
– Что такое выражение? (примеры)
– В выражениях присутствуют числа, значит эти выражения называются? (числовые)
– Что значит найти значение выражения? (решить, записанные на доске примеры)
– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом выражений и научимся находить значения этих выражений.
– Прочитайте тему урока. (Тема: ………… выражения)
– Мы не можем полностью прочитать тему сегодняшнего урока, т.к. лесное чудовище зашифровала слово.
Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
V. Устный счет.
9 12 15 18 21 24 25 27 35 выражения
У 10 + 2 = 12
Б 29 – 20 = 9
Е 40– 5 = 35
Ы 21 + 6 = 27
Е 14 + 7 = 21
Н 16 + 8 = 24
Н 20+ 5 = 25
В 48 – 30 = 18
К 10+5 = 15
Поставьте числа в порядке возрастания.
– Тропинка раздвоилась, в вдалеке виден чей-то домик. Для того чтобы узнать, кто там живет, вышлем на каждую тропинку по разведчику. Учитель вызывает к доске 2-х учеников. Они выполняют вычисления и записывают в окошко домика полученный результат.
– Кто живет в домике? (Ежик.)
– А ежик приготовил вам задание:
Послушайте задачу.
Ежик по лесу гулял,
Всех грибами угощал.
Пять грибов он дал лисице,
Двадцать зайцу
И про белку не забыл –
Тридцать белых подарил.
Посмотрел в корзину... пусто,
И ежу вдруг стало грустно.
Сколько грибов было в корзине ежа? Покажите мне ответы (55 грибов,) Как узнали?
VI. Подготовительная работа к изучению нового материала.
1. Устно.
– Посмотрите какая – то карточка на пенёчке со странной записью. (2 + ?)
– Вы встречали такие записи? (И да, и нет).
– Как это понять? ( В окошко вставляли число так, чтобы равенство было верным).
– А как вы думаете, можно подставить число в эту запись?
– Давайте попробуем подставить числа, которые принесли наши зверята.
– Читают числовые выражения
– Какой сделаем вывод? (Если в окошки подставлять разные числа, получатся разные числовые выражения).
VII. Объяснение нового материала.
– Мудрые Математики решили заменить окошки латинскими буквами для обозначения любого числа. Латинские буквы вы постепенно выучите . Они у нас на таблице. Давайте и мы подставим в запись букву.
– Что получили? (Выражение)
– Что есть в нашем выражении? (Латинская буква).
– Значит, как правильнее назвать? (Буквенное выражение).
– Как называются выражения, в записях которых присутствуют латинские буквы?
– Хором.
– Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
Вывешиваю алфавит. Находим сходство в написании букв латинского, русского, английского алфавитов.
Читаем буквы. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита.
– Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 64)
– Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита.
– Запишем свои наблюдения:
(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)
a, b, c, d, k.
– Чтение 1 учеником вслух, а остальные следят.
– Как читаются буквенные выражения? (Так же, как и числовые).
VIII. Физкультминутка
Звери устали и приглашают на прогулку в лес. (Включается грамзапись пения птиц).
Мы выходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Стоп. Немножко отдохнём.
Снова в школу мы зайдём.
– Скольких животных мы встретили в лесу? (3)
IХ. Закрепление.
Упражнения в чтении и записи буквенных выражений
Работа в парах. У каждой пары листок с заданием: вставить вместо “окошка” букву латинского алфавита, прочитать.
На доске рисунок ежа. Дети выходят к доске, читают буквенные выражения и вешают на спинку ежа
– Вот мы узнали, что такое буквенное выражение, научились их читать. А теперь научимся их решать, №2 страница 65.
– Прочитайте. Как вы думаете, как их будем решать?
– Прочитаем план решения буквенных выражений:
1) прочитать;
2) записать;
3) подставить в выражения;
4) вычислить.
– Читаем выражение. Сумма k и 7. Запишем. Если k=10, то подставим вместо k -10, получим выражение 10 + 7 = 17
– Если k = 7, подставим вместо k – 7, запишем выражение 7+7=14.
– Второе выражение решает ученик у доски, а остальные в тетрадях.
k – 7 | |
k = 10 | 10 – 7 = 3 |
k = 7 | 7 – 7 = 0 |
Х. Физкультминутка
Звери устали и приглашают на прогулку в лес. (Включается грамзапись пения птиц).
Мы выходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Стоп. Немножко отдохнём
Снова в школу мы зайдём.
– Скольких животных мы встретили в лесу? (3)
ХI. Работа над пройденным материалом.
1) Карточки: Вычислить значение выражения
2) – В школе ждут наши друзья. Белочка просит решить задачу и ответить , сколько у неё осталось запасов на зиму?
Решение задачи № 3 стр. 65.
Прочитать.
Белочка запасла грибы на зиму: 60 рыжиков и 40 маслят. 10 грибов она уже отдала бельчатам. Сколько грибов у неё осталось?
– О чём задача?
– О каких грибах?
– Что это за грибы? (съедобные).
– Что известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Как запишем краткое условие?
(Ученик диктует, учитель вывешивает краткую запись на плакате).
Было – 60 гр. И 40 гр.
Отдала – 40 гр.
Осталось – ?
– Решить задачу самостоятельно. Кто решит, встаньте. Подумайте, а можно ли решить её другим способом.
1 сп. – (60 + 40) – 10 = 90 (гр.)
2 сп. – (60 – 10) +40 = 90 (гр.)
3 сп. – (40 – 10) + 60 = 90 (гр.)
Вывод. Ответ одинаков, значит можно решать задачу любым способом, кому как удобно.
ХII. Итог урока.
– А теперь на карточках выполните задания
– А вам понравился урок?
– Что вам понравилось?
– Что нового узнали?
– Повторите план решения буквенных выражений.
– Звери благодарят вас за помощь. Дарят вам пятёрки.
Домашнее задание.
№ 4 стр.65 (найти разные способы решения задачи, кто сколько сможет).
Придумать своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его значение.