Буквенные выражения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым математическим понятием “Буквенные выражения”, научить читать, записывать, находить значения математических выражений.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся, умения делать выводы. Учить рассуждать, используя ранее изученные знания.
  4. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать им.

Оборудование:

  1. Индивидуальные карточки.
  2. Аудиозапись “Голоса птиц”.
  3. Образец написания цифры 7.
  4. Проектор.
  5. Компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке нас ожидает необычные приключения, потому что мы отправляемся в математический лес. Путешествуя по нему, вы познакомитесь с новым видом выражений, покажете свои вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов, В лесу нужно быть всегда предельно внимательными, а уж в математическом лесу тем более.

Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный математических чудес
Что узнаем мы с тобою?
Надо думать головою.
Как узнать да как найти.

Все, что мы увидим, вы будете записывать в дневники наблюдений (в тетради).

II. Проверка домашнего задания (с. 62, № 13).

Учитель заранее выполняет на доске рисунок.

– На лужайке от цветка к цветку ползли две улитки.

Какую фигуру образовал путь каждой улитки? Узнать, какое расстояние проползла каждая из них, вам поможет домашнее задание. Что вы находите, определяя расстояние, пройденное улитками? (Периметр.)

– Как найти периметр?

– На сколько больше проползла вторая улитка, чем первая? (На 25 мм.)

– Как узнали?

– Почему результат находили вычитанием?

III. Каллиграфическая минутка.

– Запишем в дневник наблюдений, какое сегодня число.

Посмотрите, какой необычный цветок распустился на полянке. Какие цифры вы нашли на нем? Учитель открывает рисунок, заранее выполненный им на доске.

– Давайте зарисуем его элементы в наши дневники наблюдений. Учитель показывает образец правильного написания цифр 7.

– Какое число мы записали?

IV. Сообщение темы и целей урока

– Прочитайте запись на доске.

5 + 3
14-(8 + 3)
7-4

– Как одним словом назвать эти записи? (выражения)

– Что такое выражение? (примеры)

– В выражениях присутствуют числа, значит эти выражения называются? (числовые)

– Что значит найти значение выражения? (решить, записанные на доске примеры)

– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом выражений и научимся находить значения этих выражений.

– Прочитайте тему урока. (Тема: ………… выражения)

– Мы не можем полностью прочитать тему сегодняшнего урока, т.к. лесное чудовище зашифровала слово.

Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.

V. Устный счет.

9 12 15 18 21 24 25 27 35 выражения

У 10 + 2 = 12
Б 29 – 20 = 9
Е 40– 5 = 35
Ы 21 + 6 = 27
Е 14 + 7 = 21
Н 16 + 8 = 24
Н 20+ 5 = 25
В 48 – 30 = 18
К 10+5 = 15

Поставьте числа в порядке возрастания.

– Тропинка раздвоилась, в вдалеке виден чей-то домик. Для того чтобы узнать, кто там живет, вышлем на каждую тропинку по разведчику. Учитель вызывает к доске 2-х учеников. Они выполняют вычисления и записывают в окошко домика полученный результат.

– Кто живет в домике? (Ежик.)

А ежик приготовил вам задание:

Послушайте задачу.
Ежик по лесу гулял,
Всех грибами угощал.
Пять грибов он дал лисице,
Двадцать зайцу
И про белку не забыл –
Тридцать белых подарил.
Посмотрел в корзину... пусто,
И ежу вдруг стало грустно.

Сколько грибов было в корзине ежа? Покажите мне ответы (55 грибов,) Как узнали?

VI. Подготовительная работа к изучению нового материала.

1. Устно.

– Посмотрите какая – то карточка на пенёчке со странной записью. (2 + ?)

– Вы встречали такие записи? (И да, и нет).

– Как это понять? ( В окошко вставляли число так, чтобы равенство было верным).

– А как вы думаете, можно подставить число в эту запись?

– Давайте попробуем подставить числа, которые принесли наши зверята.

– Читают числовые выражения

– Какой сделаем вывод? (Если в окошки подставлять разные числа, получатся разные числовые выражения).

VII. Объяснение нового материала.

– Мудрые Математики решили заменить окошки латинскими буквами для обозначения любого числа. Латинские буквы вы постепенно выучите . Они у нас на таблице. Давайте и мы подставим в запись букву.

– Что получили? (Выражение)

– Что есть в нашем выражении? (Латинская буква).

– Значит, как правильнее назвать? (Буквенное выражение).

– Как называются выражения, в записях которых присутствуют латинские буквы?

– Хором.

– Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

Вывешиваю алфавит. Находим сходство в написании букв латинского, русского, английского алфавитов.

Читаем буквы. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита.

– Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 64)

– Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита.

– Запишем свои наблюдения:

(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)

a, b, c, d, k.

– Чтение 1 учеником вслух, а остальные следят.

– Как читаются буквенные выражения? (Так же, как и числовые).

VIII. Физкультминутка

Звери устали и приглашают на прогулку в лес. (Включается грамзапись пения птиц).

Мы выходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Стоп. Немножко отдохнём.
Снова в школу мы зайдём.

– Скольких животных мы встретили в лесу? (3)

IХ. Закрепление.

Упражнения в чтении и записи буквенных выражений

Работа в парах. У каждой пары листок с заданием: вставить вместо “окошка” букву латинского алфавита, прочитать.

На доске рисунок ежа. Дети выходят к доске, читают буквенные выражения и вешают на спинку ежа

– Вот мы узнали, что такое буквенное выражение, научились их читать. А теперь научимся их решать, №2 страница 65.

– Прочитайте. Как вы думаете, как их будем решать?

– Прочитаем план решения буквенных выражений:

1) прочитать;
2) записать;
3) подставить в выражения;
4) вычислить.

– Читаем выражение. Сумма k и 7. Запишем. Если k=10, то подставим вместо k -10, получим выражение 10 + 7 = 17

– Если k = 7, подставим вместо k – 7, запишем выражение 7+7=14.

– Второе выражение решает ученик у доски, а остальные в тетрадях.

k – 7  
k = 10 10 – 7 = 3
k = 7 7 – 7 = 0

Х. Физкультминутка

Звери устали и приглашают на прогулку в лес. (Включается грамзапись пения птиц).

Мы выходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Стоп. Немножко отдохнём
Снова в школу мы зайдём.

– Скольких животных мы встретили в лесу? (3)

ХI. Работа над пройденным материалом.

1) Карточки: Вычислить значение выражения

2) – В школе ждут наши друзья. Белочка просит решить задачу и ответить , сколько у неё осталось запасов на зиму?

Решение задачи № 3 стр. 65.

Прочитать.

Белочка запасла грибы на зиму: 60 рыжиков и 40 маслят. 10 грибов она уже отдала бельчатам. Сколько грибов у неё осталось?

– О чём задача?

– О каких грибах?

– Что это за грибы? (съедобные).

– Что известно в задаче?

– Что надо узнать?

– Как запишем краткое условие?

(Ученик диктует, учитель вывешивает краткую запись на плакате).

Было – 60 гр. И 40 гр.
Отдала – 40 гр.
Осталось – ?

– Решить задачу самостоятельно. Кто решит, встаньте. Подумайте, а можно ли решить её другим способом.

1 сп. – (60 + 40) – 10 = 90 (гр.)
2 сп. – (60 – 10) +40 = 90 (гр.)
3 сп. – (40 – 10) + 60 = 90 (гр.)

Вывод. Ответ одинаков, значит можно решать задачу любым способом, кому как удобно.

ХII. Итог урока.

А теперь на карточках выполните задания

– А вам понравился урок?

– Что вам понравилось?

– Что нового узнали?

– Повторите план решения буквенных выражений.

– Звери благодарят вас за помощь. Дарят вам пятёрки.

Домашнее задание.

№ 4 стр.65 (найти разные способы решения задачи, кто сколько сможет).

Придумать своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его значение.