Учебное занятие элективного курса "Глобальная география" "Зоны нестабильности и очаги территориальных конфликтов"

Разделы: География


Целью учебного занятия по теме «Зоны нестабильности и очаги территориальных конфликтов» является расширение знаний учащихся по одной из наиболее актуальных современных проблем – проблемы мира и политической стабильности. Все этапы занятия направлены на выполнение поставленной цели, это организационный; актуализация знаний; ход основной части учебного занятия; подведение итогов, рефлексия; заключительное слово учителя.

В основу построения данного занятия положен метод проблемной беседы, наилучшим образом способствующий реализации поставленных на занятии задач. Особенно активно используются на протяжении занятия:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: метод словесной передачи информации; метод наглядной передачи информации; метод передачи информации с помощью практической деятельности.
  • методы стимулирования и мотивации: эмоциональные, познавательные.
  • методы самоконтроля: устные, письменные.

Формы организации работы на занятии – фронтальная, групповая, позволяли учащимся развивать навыки работы в группе, индивидуально высказывать собственные суждения о проблеме мира и политической нестабильности, вести аргументированный спор.

Использовались следующие средства обучения: карты, глоссарий, блок схема, информационно-коммуникативные технологии: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Вопросы, поставленные перед учащимися, касаются таких образовательных областей как география, история, обществознание. Выпускники школы должны уметь рассматривать проблему с учётом знаний полученных по данным предметам.

При построении занятия сконструирована система знаний необходимых учащимся, в которой выделены два блока: эмпирический, теоретический. В эмпирический блок включены: термины, факты – известные уже ученикам; в теоретический блок – определения, понятия, причинно-следственные связи. Значительную часть учебного времени уделено системе теоретических знаний, которые формируются на базе эмпирических, так как понимание сути глобальных проблем, проблемы мира ученик осознаёт на основе известных фактов и событий.

Цель учебного занятия: Расширить знания учащихся по одной из наиболее актуальных современных проблем – проблемы мира и политической стабильности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения анализировать данные с разных точек зрения, аргументировать выдвинутые взгляды;
  • Раскрыть характерные особенности указанных проблем;

Развивающие:

  • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;
  • Развитие логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей;

Воспитательные:

  • Воспитание ценностей личного отношения к проблемам мира и безопасности и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Тип учебного занятия: учебное занятие элективного курса «Глобальная география».

Вид учебного занятия: проблемная беседы.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Ход учебного занятия

I. Организационный.

Приветственное слово учителя.

II. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на занятии элективного курса мы рассмотрим вопросы глобальных процессов и явлений современности. Изучение данного вопроса затрагивает такие образовательные области как естествознание, обществознание.

Термин «глобальный» означает «всеобщий», «универсальный», «охватывающий весь земной шар». Широко вошедшее в научный обиход во второй половине 20 века выражение «глобалистика» ныне трактуется как учение о глобальных проблемах современности. Специалисты по-разному определяют состав «пакета» таких проблем.

Учитель: Какие, по вашему мнению, глобальные проблемы приобрели свою актуальность, сегодня?

Предполагаемый ответ ученика: «Демографическая, экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, проблема преступности, региональные конфликты…»

Учитель: Мы обсудим одну из наиболее актуальных современных проблем – проблему мира и безопасности. Попытаемся дать ответ на вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы в мире поддерживалась стабильность, чтобы не было войн и конфликтов.

III. Ход основной части учебного занятия

Учитель: Проблема мира и политической стабильности ключевая для современного этапа развития общества, отягощена многочисленными конфликтами, проявлениями экстремистских движений.    

Учитель: Какие течения экстремистских движений вам известны?

Предполагаемый ответ ученика: национализм, ксенофобия, фундаментализм.

Учитель: Экстремистские движения объединяет:

  • неприятие ценностей цивилизации;
  • агрессивная политическая активность;
  • насильственные методы борьбы.

Одной из наиболее распространённых форм политической борьбы ряда экстремистских группировок против западного образа жизни, доминирования западных стран в международной политике и экономике является терроризм.

Вопрос к классу: Что называют терроризмом?

Предполагаемый ответ ученика: Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами.

Вопрос к классу: В чём проявляется терроризм?

Предполагаемый ответ ученика: Форма протеста может выражаться в убийствах и диверсионных актах, направленных на дестабилизацию обстановки в обществе. Фактически терроризм - форма политического шантажа. Террористы пытаются заставить власти удовлетворить их требования, постоянно угрожая жизни и здоровью граждан.

Учитель: Понятие терроризм с каждым годом принимает новые формы. Действительно, изначально теракты были направлены против отдельных политических деятелей и ставили перед собой цель запугать или устранить нежелательного лидера.

Вопрос к классу: Приведите примеры террористических актов из истории.

Предполагаемый ответ ученика: Король Франции Генрих IV погиб от ножа Равольяка, наущенного иезуитами в 1610 году, или Александр II смертельно ранен в результате взрыва, совершенного народовольцами, президент США Джон Кеннеди и многие другие. Террористические акты приобрели особую жестокость на рубеже 20-21 веков.

Вопрос к классу: Какие террористические акты современности вам известны?

Предполагаемый ответ ученика: Падение нью-йоркских небоскрёбов 11 сентября 2001 года, взрывы в Испании 11 марта 2004 года. Взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Захват заложников в школе Беслана 1 сентября 2004 года. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Вопрос к классу: Фигура какого саудовского миллиардера олицетворяет террористические акты?.

Предполагаемый ответ ученика: Усама бен Ладен, руководитель организации Аль-Каида.

Вопрос к классу: Что является основными причинами возникновения конфликтов?

Предполагаемый ответ ученика: Религиозные, территориальные, геополитические, этнические.

Учитель: Давайте обратимся к политической карте мира, чтобы выявить зоны конфликтов. Полученные результаты объединили территории в пояс нестабильности, проходящий от Британских островов через Европу (Франция о.Корсика; Испания страна Басков), Балканский полуостров, Кавказ, горные системы Гиндукуша, Памира и Гималаев к Индокитаю и островам Зондского архипелага.

Вопрос к классу: Какая территория пояса нестабильности в августе 2008 года потрясала трагическими известиями?

Предполагаемый ответ ученика: Это Кавказ, вооруженные силы Грузии вошли на территорию Южной Осетии.

Проблемный вопрос: Нападение на территорию Южной Осетии – это проявление террористического акта или военные действия, направленные на восстановление конституционных прав?

Но прежде давайте обратимся к политической карте Кавказа. Чтобы выявить причины этого конфликта, вспомним исторические факты.

Зачатки конфликта проявились ещё в 20-х годах XX века, после того, как Южная Осетия волевым путём была передана в состав Грузии. Казалось, за долгие годы существования СССР ничто не предвещало конфликта. Но наступил 1992 год, когда Южная Осетия приняла акт о государственной независимости.

Вопрос к классу: Каковы возможные причины возникновения данного конфликта?

Предполагаемый ответ ученика: Геополитический, этнический, территориальный…

Учитель: Возвращаясь к поставленному вопросу, ответим на него с точки зрения представителей различных государств (граждане Грузии, граждане Осетии, граждане России) (работа в группах, ролевая игра). Итак, давайте подведём итог нашей беседы. Мы не будем давать политических оценок произошедшим событиям. В них не было недостатка в СМИ.

Перед вами карта, где Общественная организация Американский Фонд Мира опубликовал рейтинг «недееспособных» государств мира – очагов конфликта. Инструментом оценки стал уровень риска территориальных конфликтов.

Все государства в рейтинге разбиты на четыре цветовые группы.

  1. Красный цвет – критический уровень рисков.
  2. Оранжевый – опасный уровень рисков;
  3. Желтый – стабильные государства;
  4. Зеленый – самые стабильные государства.

Читая карту, мы видим яркость цветов, символизирующих повышенный уровень опасности.

Учитель: Вернёмся к групповой работе и попытаемся дать ответ на следующие вопросы.

Вопрос. Почему Россия относится к группе стран с опасным уровнем риска?

Предполагаемый ответ ученика: В современной России можно встретить все типы границ между административными единицами. Граница формировалась под воздействием множества факторов и часто менялась в зависимости от политической или экономической конъюнктуры (даже граница Московской области неоднократно менялась). Изменчивость административных границ нередко приводит к конфликтам наподобие пограничных споров между государствами. Так, в России на фоне суверенизации автономных республик появились межрегиональные территориальные претензии. Некоторые республики претендуют на территории, когда-то входившие в их состав (Калмыкия на районы Астраханской области, Бурятия на Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский АО). С другой стороны есть претензии к самим республикам, к которым в свое время присоединяли районы краев и областей (так, часть Краснодарского края отошла к Адыгее). Речь, таким образом, идет об исторических претензиях, а в случае с Бурятией значимым становится еще и этнический фактор, поскольку на территориях автономных округов велико бурятское население. Пограничные споры могут объясняться социально-экономическими причинами и географическим тяготением.

Учитель: Следующий вопрос: Какие международные организации занимаются урегулированием конфликтов, защитой прав человека и гражданина?

Предполагаемый ответ ученика:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): Основные направления организации: осуществление мер по контролю над вооружениями, безопасности и доверия, мирное урегулирование конфликтов, защита прав человека, контроль над проведением выборов, обеспечение экономической и экологической безопасности.

Организация Объединённых Наций (ООН): Международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Учитель: Следующий вопрос:Пути разрешения конфликтов с позиции выпускника, стоящего на пороге взрослой жизни?

Предполагаемый ответ ученика: Мировое сообщество пытается бороться с политической нестабильностью различными методами, которые условно разделены на две группы: силовые (вооруженые) реакции и несиловые (невооружённые) реакции.

Вооружённое подавление очага конфликта сменяется поиском мирного диалога, а силовое решение проблемы следует после исчерпания потенциала переговорного процесса.

В современной политике нет места силовым решениям, если остаётся хотя бы малейший шанс мирного разрешения конфликта. Именно поэтому варианты урегулирования конфликта несиловыми методами предпочтительнее силовых реакций. Соблюдение основных прав и свобод граждан способствует формированию положительного имиджа государства на международной арене, открывает двери для многообразной финансово-экономической и гуманитарной помощи, позволяет избежать внешнеполитические Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Учитель: Я, считаю что терроризму, конечно, нет оправдания. В целях преодоления глобальной проблемы, на мой взгляд, необходимо прежде всего объединяться всем странам, подвергшимся нападениям террористов и разработать комплекс мер по преодолению этой угрозы.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Обратимся к схеме. Необходимо выстроить ранжированный ряд глобальных проблем человечества в соответствие с уровнем опасности по вашему мнению.

Глобальные проблемы человечества Уровень опасности
Демографическая  
Экологическая  
Энергетическая  
Сырьевая  
Проблема отсталости: Север – Юг  
Продовольственная  
Проблема преступности  
Проблемы мира и безопасности  

Предполагаемый ответ ученика: Проблема мира и безопасности является главной.

Учитель: Итак, ребята все вы поставили на первое место проблему конфликтов, это ёщё раз говорит о глобальности этой проблемы. И вы как будущее, как частицы общества сделайте всё возможное для поддержания мира на Земле. Таким образом, наш урок соответствовал поставленной цели, совместно мы достигли положительного результата.

Сейчас, я предлагаю вам небольшую анкету, которая позволит дать качественную и количественную оценку уроку. Ребята, попрошу вас аргументировать свой ответ.

Анкета: Продолжи фразу

1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

V. Заключительное слово учителя

Учитель: Подводя итог урока, можно сказать: «Очередная катастрофа происходит тогда, когда уже основательно забыты горькие уроки предыдущей».

Спасибо за активную работу. Мне было приятно с вами обсудить столь важную проблему, как проблему мира и политической стабильности.