Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Разделы: Химия


В Сабинской средней общеобразовательной школе №2 и в МОУ «Гимназия» п.г.т. Б.Сабы Сабинского муниципального района, созданы все современные условия для основных задач школы - интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания. Во время проведения исследовательской работы учащимися, меняется качество учебного процесса и повышается успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет. Как и предполагалось, именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, на занятиях элективных курсов, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов научных статей, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

С чего необходимо начинать исследование? Прежде ставиться цель. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.

Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, используются следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке: 1) учебные задания, опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала. 2) учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. 3) учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.

Была составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

  • сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;
  • сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
  • октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;
  • ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.

Таким образом, качество обучения среди 9 классов в гимназии повысилось на 7%, а в ССОШ №2 практически не изменилась.


Рис.1.1. Диаграмма качества обучения (%) в 9 классах

В МОУ «Гимназия» учащихся среди 9 классов сдающих химию в качестве экзамена по выбору в 4 раза больше чем в ССОШ №2 п.г.т. Б.Сабы.

 
Рис.1.2. Диаграмма «Химия в качестве экзамена по выбору»

Результаты проведения эксперимента по развитию исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии, следующие:

  • усилилась мотивация учебной деятельности;
  • изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
  • повысилась успешность обучения (качественная на 7%);
  • повысился интерес учащихся к предмету химия;
  • улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
  • в процессе интеграции учебной и вне учебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
  • учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
  • дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  • ученики предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору;
  • наблюдается интеллектуальный рост;
  • сформирование у учащихся способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности, то есть активизировать обучение;
  • передача учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе.

По итогам данной работы мною была защищена выпускная квалификационная работа по теме «Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии».

Приложение 1.