Совместное занятие для детей и родителей по развитию познавательно-речевой деятельности "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:

  • родители не замечают недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они могут ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Существуют различные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей и сейчас я хочу предложить вам одну из таких форм – совместные занятия. В нашем детском саду они проводятся раз в два-три месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для и дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоциональный контакт между ними .

Цели занятия:

  • Вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребёнку.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи.
  • Тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Материал: Муляжи грибов, магнитофонные записи музыки.

Оформление зала: Музыкальный зал украшен в стиле осеннего леса.

Ход занятия

Занятие начинается в группе – родители проходят, садятся на стульчики, дети свободно сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши родители и я предлагаю всем вместе отправиться на прогулку в осенний лес. Вы согласны? Тогда приглашайте своих мам и пап. Отправляемся!

Дети берут своих родителей за руки и всё вместе, парами, идут в музыкальный зал, украшенный в стиле осеннего леса.

I. Координация речи с движением 

Дети и родители делают движения по тексту

Все по лесу мы шагаем,
Ноги выше поднимаем, 2 раза

Ноги ставим широко,
Дышим ровно, глубоко. 2 раза

Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладём,
И вразвалочку идём. 2 раза

Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.

И опять шагаем, ноги поднимаем.
И опять шагаем, ноги поднимаем.

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

II. Развитие речевого дыхания 

Воспитатель: Давайте подышим осенним воздухом все вместе и скажем:

– Ах, какой чудесный воздух!
– Ах, как красиво в осеннем лесу!
– Ах, сколько листьев под ногами!

Дети и родители выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот (слова произносятся на выдохе).

Появляется Осень

Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Решила я посмотреть, кто пожаловал в мой лес. А меня вы узнали? Отгадайте загадку и непременно догадаетесь!

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …

Дети и родители: Осень!

Осень: Да, правильно, я – Осень! Вы, наверное, замёрзли? Похолодало уже! Я предлагаю вам согреться.

III. Массаж пальцев рук и самомассаж лица 

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Осень:

Руки растираем. Дети потирают ладони. Сначала себе, затем родителям.
И разогреваем. Хлопают в ладоши. Сначала сами, затем с родителями.
И лицо теплом своим
Нежно умываем. Разогретыми ладонями проводят сверху вниз.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли. Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро. Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Их вперёд сгибаем. Сгибают руками ушные раковины вперёд.
Тянем вниз за мочки. Оттягивают уши вниз за мочки.
А потом руками
Трогаем мы щечки. Легко похлопывают щеки ладошками.

Воспитатель: Ну, что согрелись? Провожайте мам на стульчики.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выходит логопед.

Логопед: Вы такие молодцы, а пока вы отдыхаете, я расскажу вам сказку про язычок, а дети и родители будут мне помогать.

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. У детей и родителей рот закрыт.
Стал он искать выход. Сначала в одну щёчку постучал, потом в другую. Дети и родители «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала в верхнюю, а затем в нижнюю губу.
«Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
В это время ротик зевнул и открылся. Зевают.
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Покусывают кончик языка.
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой. Покусывают язык слева и справа.
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. Покусывают всю поверхность языка, высовывают его вперёд и убирают назад.
А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, а затем верхнюю. Покусывают верхнюю губу по всей длине, а затем нижнюю.

Потом зубки попытались откусить кусочек щеки.
Закусывают изнутри щёки боковыми зубами.
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня ещё никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мять сначала верхние, а потом нижние зубки.
Зубки посмотрели в зеркало и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
Чистят языком верхние и нижние зубы.

Логопед: Молодцы!

V. Пальчиковая гимнастика

Осень: Ребята, в моём лесу очень много грибов! Хотите узнать какие? Тогда повторяйте все за мной.

«ГРИБЫ»

Топ-топ – пять шагов, Дети и родители «шагают» пальчиками по коленям.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой руки.
Мухомор красный –
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
На каждое двустишие дети и родители разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

VI. Подвижная игра с музыкальным сопровождением 

Воспитатель: Осень, как много разных грибов в твоём лесу! А мы с ребятами и их родителями так любим их собирать!

Осень: Любите? Тогда за грибами!

На полу по кругу разложены грибы. Дети идут с родителями за руки и произносят слова:

Мы идём, идём, идём,
Мы грибы сейчас найдём
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай выпрямляют руки вперёд
И быстрей его хватай. хлопают в ладоши

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга. Тем, кому не достался гриб, выбывает из игры. Выигрывает самая ловкая пара. Игра проводится 2-3 раза. Остался один мухомор

Осень: Ой, ребята, да здесь ещё один гриб остался! Почему вы его не сорвали?

Ответы детей.

Воспитатель: Осень! Как быстро пролетело время в твоём лесу! Ребятам и их родителям было очень интересно играть в твои игры. Правда, ребята? Не так ли, мамы и папы? И мы хотим поблагодарить тебя, а в подарок спеть песню о тебе, Осень. Послушай.

VII. Песня «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» муз. и сл. М. Еремеевой 

Осень: (хвалит детей) Мне было очень приятно с вами познакомиться! И я хочу одарить вас своими осенними подарками. (Угощает детей и родителей яблоками).

Воспитатель: Спасибо, Осень! Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад, в свою группу.

Осень: До свидания! До новых встреч! (Уходит)

Воспитатель: А теперь я предлагаю родителям взять в свои руки руку ребёнка и сказать ему, что он сегодня был самым лучшим, самым чудесным и т.д.

Дети и родители возвращаются в свою группу.

В подготовке данного занятия мною была использована статья «Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях», журнал «Логопед» №4, 2006.