- Формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
- Воспитывать гражданственность, патриотизм на краеведческом материале.
- Экскурсия по старому центру города
- Посещение экспозиции в музее «золотые ворота»
- Экскурсия в исторический музей
- Экскурсия к храму покрова на нерли в боголюбово
- Оформление выставки детских работ «мой город»
- Конкурс стихов «край родной»
- Создание электронного альбома по материалам экскурсии « исторические места города»
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: первоклассники и помощники – пятикласники шефствующего класса (пираты)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Электронный альбом с фотографиями исторических объектов города
- Жетоны
- Флажки морской символики, обозначающие слово «да»
- Названия и эмблемы для команд
- Карточки для заданий:
ДРУЖБА | ВНИМАНИЕ | ТИШИНА |
СПЛОЧЁННОСТЬ | ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ | РАБОЧИЙ ШУМ |
ПОДДЕРЖКА | АККУРАТНОСТЬ | УМЕНИЕ СЛУШАТЬ |
ВЗАИМОПОМОЩЬ | СОБРАННОСТЬ | АКТИВНОСТЬ |
ХОД ИГРЫ
УЧИТЕЛЬ (У) - Сегодня мы продолжаем путешествовать по заливу Краеведения. Во время путешествия мы знакомились с историей нашего края, побывали на экскурсиях по городу и в музеях, оформили выставку работ художников класса и электронный фотоальбом, читали стихи о нашем городе.
- На этом занятии я приглашаю вас в плавание по реке Истории. Река эта огромна, сегодня мы проплывем по одному из её притоков. Воды этой реки понесут нас по краю, не раз отмеченном в древних былинах, воспетом художниками и поэтами.
-Путешествовать мы продолжаем на парусниках. Команды, распределите обязанности в своей группе и просигнализируйте о своей готовности сигнальными флажками.
- Проверка готовности команд: выбор капитана, помощника капитана, радиста, сигнальщика. (Каждому выдаётся символический знак.)
У - Чтобы справиться со всеми трудностями и невзгодами пути, надо взять с собой особый важный груз. Выберите то, что нам сегодня будет необходимо:
- ДРУЖБА
- ВНИМАНИЕ
- ТИШИНА
- СПЛОЧЁННОСТЬ
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
- ПОДДЕРЖКА
- РАБОЧИЙ ШУМ
- УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
- ВЗАИМОПОМОЩЬ
- СОБРАННОСТЬ
- АКТИВНОСТЬ
-Ну, что, в путь? Поднять паруса! Наш девиз « Гардемарины, вперёд!»
- (В это время врываются пираты)
Пираты (П):
- На абордаж! Сдавайтесь, ваши суда захвачены пиратами!
- Сознавайтесь, в какое путешествие вы собрались! Может, за сокровищами?
- Пока нам выкуп не заплатите, никуда вы не отправитесь!
- Или наполняйте наш сундук богатством и отправляйтесь на все четыре стороны, тысяча чертей!
У:
- Как вам не стыдно? Дети маленькие, а вы с них выкуп требуете!
П:
- Ничего не знаем! На то мы и пираты, чтоб богатства отнимать. Давайте то, что у вас есть самого ценного.
У:
- Дети, а что у нас в школе самое ценное? За чем самым главным мы в школу ходим?
* (рассуждения детей )
У: -Действительно, знания - это самое ценное богатство. Мы готовы поделиться с вами нашими знаниями.
П:
- Золотые пиастры - вот это богатство. А такие монеты, как знания, я ещё не встречал. Это что, новая валюта?
-А они очень ценные, эти знания? Скажите-ка мне, дети.
(ответы детей)
У: - Да в мире нет ценнее богатства! Без них просто жить невозможно.
П: - Тогда мы согласны взять ваши знания.
- Набивайте наш сундук вашими знаниями и плывите дальше.
У: – Знания в сундук положить нельзя. У нас такое условие: команды будут получать задания и за каждый правильный ответ, то есть за знания, в ваш сундук мы будем складывать жетоны. Всё, что накопите - ваше. Согласны?
Пираты:
- Конечно, согласны. Мы строго будем следить за командами, чтоб ни одна монета не пропала.
(Пираты контролируют выполнение заданий, помогают первоклассникам справляться с заданиями. Собирают жетоны.)
Группам выдаются конверты с заданиями:
1 ЗАДАНИЕ
Группа «Радуга»
Выбрать карточку с правильным ответом:
Назовите имя основателя города Владимира.
Карточки:
- ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
- ВЛАДИМИР МОНОМАХ
- ВЛАДИМИР КРЕСТИТЕЛЬ
Группа « Дружные ребята»
Назовите год основания города Владимира:
Карточки:
- 990 год
- 1000 год
- 1190 год
Группа «Созвездие»
Назовите реки, окружавшие древний Владимир:
Карточки:
- ОКА
- КЛЯЗЬМА
- ЛЫБЕДЬ
- ПОЧАЙНА
- РПЕНЬ
Группа « Ураган»
Что изображено на гербе города Владимира?
Карточки:
- ЛЕВ
- СОКОЛ
- ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ
(Оценивание)
2 ЗАДАНИЕ
Каждой группе выдаются карточки с буквами, из которых нужно собрать слова и сказать, что они обозначают:
- КИЕВ
- ВЛАДИМИР
- МОСКВА
- СТОЛИЦА
На доске появляются карточки. Задание на дополнительный жетон: надо расположить в порядке становления городов столицами Руси. (Оценивание)
3 ЗАДАНИЕ
У:
-Город наш очень древний, ему более тысячи лет. За его долгую историю им управляли разные люди. Многое сделали они для защиты города от врагов, для украшения его. Город наш был в 12-ом веке по размерам равен Парижу и Лондону, по красоте не было ему равных. Владимирцы помнят и чтут имена людей разных эпох, прославивших наш город. У нас поставлены им памятники.
- На экране появляется фотографии из созданного во время экскурсии фотоальбома с изображениями памятников Андрею Рублёву, Александру Невскому, Владимиру Крестителю. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Задание: Узнать исторический персонаж и подобрать соответствующую подпись к изображению. (Оценивание)
У:-
- Есть ещё одно имя человека, очень важное в истории нашего города, но памятника ему пока, к сожалению, нет. А благодаря этому человеку жизнь в городе круто поменялась. И о нашем городе узнали не только на всей Руси, но и далеко за его пределами. Послушайте небольшую историю.
Его отец Юрий Долгорукий всю жизнь стремился стать великим киевским князем. В конце жизни он добился своей цели. Он правит русской землёй из стольного города Киева и мечтает, что сын станет его наследником. Но сын не хочет править государством из Киева. Ближе ему родные с детства другие земли. И вот он, не получив благословления, значит разрешения отца своего, берёт икону с изображением Божьей Матери и отправляется в далёкий путь.
Мечтает он сделать столицей другой город. Но какой - никак не может определить. Думал он и о Ростове Великом, и о Владимире. Ехал, молился иконе чудотворной, чтоб Богородица ему помогла. И вот во время пути в десяти верстах от Владимира кони, которые везли икону Богородицы, встали и не могли двинуться дальше. Как их не понукали, как не подгоняли, лошади не двигались с места. Тогда Андрей решил разбить шатёр, всю ночь он в нём молился. Говорят, во сне явилась к нему богородица и указала место, где дом ей поставить. И понял Андрей, что это знак того, что именно город Владимир должен стать главным городом Руси – столицей его. Построил он собор для чудотворной иконы. Сам поселился том месте, где явилась ему Богородица, в месте, Богом любимом-Боголюбове. Узнали вы человека, о котором шла речь? Андрей Боголюбский. Именно ему мы обязаны тем, что город наш стал самым главным на Руси в 12-ом веке. В этом году мы отмечаем важную дату - 900–летие Андрея Боголюбского и разговор у нас о нём ёще будет впереди.
4 ЗАДАНИЕ
У: - Стольный град становился богаче и краше. Выросли здесь соборы белокаменные. По сей день, они радуют нас своей красотой и удивляют приезжающих туристов мастерством наших умельцев – строителей-зодчих.
- У вас на столах фотографии этих жемчужин архитектуры. Но рассыпались эти фотографии на отдельные пазлы. Ваша задача – собрать фрагменты построек и назвать этот памятник архитектуры.
Задания по группам:
- 1 группа – ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
- 2 группа – УСПЕНСКИЙ СОБОР
- 3группа – ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
- 4 группа - ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
5 ЗАДАНИЕ
У: -Золотые ворота - памятник обороны. Они не пропускали в город врага, защищали его. Но в городе, как вы знаете, были не одни ворота. Со всех сторон города были въездные ворота, закрывающие свои двери в случае опасности. Ваша задача – выбрать по две карточки с названиями ворот древнего города Владимира.
Карточки:
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: | 4 группа: |
ЗОЛОТЫЕ | МЕДНЫЕ | АРИНИНЫ | СЕРЕБРЯНЫЕ |
ПЕТРОВСКИЕ | ВОЛЖСКИЕ | ИВАНОВСКИЕ | МОСКОВСКИЕ |
КАМЕННЫЕ | ЖЕЛЕЗНЫЕ | АЛМАЗНЫЕ | ЧУГУННЫЕ |
(Оценивание)
Подведение итогов:
У: - Многое мы узнали, но ещё больше интересных историй у вас ещё впереди. Пока пираты подсчитывают свои богатства, я предлагаю послушать красивые стихи о нашем родном крае. Кого вы выбрали для прочтения стихов (один из группы)?
Чтение стихов детьми. (Оценивание)
- (Пираты подсчитывают количество жетонов, набранное группами.)
У: -Скажите, пираты, большое богатство вы собрали благодаря нашим ребятам? А настоящее ли это богатство?
П:
-Да, много вы знаете о своём городе, мы и не знали, в какие интересные места мы заплыли. Мы видим, что вы свой край любите.
-Благодаря вам, мы стали настоящими богачами - вон, сколько нового узнали.
- Только как же получается – вы нам все свои знания отдали, а вам ничего не осталось! Как же быть?
У:
- Что же, ребята, мы с вами на самом деле без знаний остались? Мы все свои знания отдали, теперь у нас ничего не осталось?
(ответы детей)
-Давайте проверим.
–Кто основал наш город?
- В каком году он был основан?
-Что изображено на гербе нашего города?
- Каким историческим личностям в городе поставлены памятники?
-Назовите жемчужины архитектуры, которыми гордится наша земля.
(На экране в виде ленты появляются карточки и фотографии, использованные на занятии.)
- Вы ответили правильно на все вопросы. Значит, знания у вас остались. В чем же секрет знаний? Что с происходит, когда мы ими делимся?(ответы детей)
- Действительно, знания ещё и тем ценны, что им можно делиться, а они всё равно с тобой остаются.
П:
- Да, действительно, знания - настоящее богатство. И мы у вас многому научились, многое узнали.
- Простите, нас, дети за то, что мы вас обижали. Мы больше так не будем!
У:
- Ну что, ребята, простим их?
П:
- А вы нас к себе ещё пригласите, очень уж нам у вас интересно было.
У:
-Тогда до встречи. А вам счастливого плавания и семь фунтов под килем!
У: - Река История очень интересна. Мы сегодня преодолели лишь маленький её ручеёк. Большое путешествие нас ждет впереди. А пока пора всем на берег, на отдых. Будем готовить свой корабль к новым открытиям.