Игра «Путешествие по реке истории»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ ИГРЫ:
  1. Формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
  2. Воспитывать гражданственность, патриотизм на краеведческом материале.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ:
  1. Экскурсия по старому центру города
  2. Посещение экспозиции в музее «золотые ворота»
  3. Экскурсия в исторический музей
  4. Экскурсия к храму покрова на нерли в боголюбово
  5. Оформление выставки детских работ «мой город»
  6. Конкурс стихов «край родной»
  7. Создание электронного альбома по материалам экскурсии « исторические места города»

УЧАСТНИКИ ИГРЫ: первоклассники и помощники – пятикласники шефствующего класса (пираты)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • Электронный альбом с фотографиями исторических объектов города
  • Жетоны
  • Флажки морской символики, обозначающие слово «да» добро   аз
  • Названия и эмблемы для команд
  • Карточки для заданий:
ДРУЖБА ВНИМАНИЕ ТИШИНА
СПЛОЧЁННОСТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ      РАБОЧИЙ ШУМ
ПОДДЕРЖКА АККУРАТНОСТЬ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
ВЗАИМОПОМОЩЬ      СОБРАННОСТЬ АКТИВНОСТЬ

ХОД ИГРЫ

УЧИТЕЛЬ (У) - Сегодня мы продолжаем путешествовать по заливу Краеведения. Во время путешествия мы знакомились с историей нашего края, побывали на экскурсиях по городу и в музеях, оформили выставку работ художников класса и электронный фотоальбом, читали стихи о нашем городе.

- На этом занятии я приглашаю вас в плавание по реке Истории. Река эта огромна, сегодня мы проплывем по одному из её притоков. Воды этой реки понесут нас по краю, не раз отмеченном в древних былинах, воспетом художниками и поэтами.

-Путешествовать мы продолжаем на парусниках. Команды, распределите обязанности в своей группе и просигнализируйте о своей готовности сигнальными флажками.

  • Проверка готовности команд: выбор капитана, помощника капитана, радиста, сигнальщика. (Каждому выдаётся символический знак.)

У - Чтобы справиться со всеми трудностями и невзгодами пути, надо взять с собой особый важный груз. Выберите то, что нам сегодня будет необходимо:

  • ДРУЖБА
  • ВНИМАНИЕ
  • ТИШИНА
  • СПЛОЧЁННОСТЬ
  • ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
  • ПОДДЕРЖКА
  • РАБОЧИЙ ШУМ
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
  • АККУРАТНОСТЬ
  • ВЗАИМОПОМОЩЬ
  • СОБРАННОСТЬ
  • АКТИВНОСТЬ

-Ну, что, в путь? Поднять паруса! Наш девиз « Гардемарины, вперёд!»

  • (В это время врываются пираты)

Пираты (П):

- На абордаж! Сдавайтесь, ваши суда захвачены пиратами!

- Сознавайтесь, в какое путешествие вы собрались! Может, за сокровищами?

- Пока нам выкуп не заплатите, никуда вы не отправитесь!

- Или наполняйте наш сундук богатством и отправляйтесь на все четыре стороны, тысяча чертей!

У:

- Как вам не стыдно? Дети маленькие, а вы с них выкуп требуете!

П:

- Ничего не знаем! На то мы и пираты, чтоб богатства отнимать. Давайте то, что у вас есть самого ценного.

У:

- Дети, а что у нас в школе самое ценное? За чем самым главным мы в школу ходим?

* (рассуждения детей )

У: -Действительно, знания - это самое ценное богатство. Мы готовы поделиться с вами нашими знаниями.

П:

- Золотые пиастры - вот это богатство. А такие монеты, как знания, я ещё не встречал. Это что, новая валюта?

-А они очень ценные, эти знания? Скажите-ка мне, дети.

(ответы детей)

У: - Да в мире нет ценнее богатства! Без них просто жить невозможно.

П: - Тогда мы согласны взять ваши знания.

- Набивайте наш сундук вашими знаниями и плывите дальше.

У: – Знания в сундук положить нельзя. У нас такое условие: команды будут получать задания и за каждый правильный ответ, то есть за знания, в ваш сундук мы будем складывать жетоны. Всё, что накопите - ваше. Согласны?

Пираты:

- Конечно, согласны. Мы строго будем следить за командами, чтоб ни одна монета не пропала.

(Пираты контролируют выполнение заданий, помогают первоклассникам справляться с заданиями. Собирают жетоны.)

Группам выдаются конверты с заданиями:

1 ЗАДАНИЕ

Группа «Радуга»

Выбрать карточку с правильным ответом:

Назовите имя основателя города Владимира.

Карточки:

  • ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
  • ВЛАДИМИР МОНОМАХ
  • ВЛАДИМИР КРЕСТИТЕЛЬ

Группа « Дружные ребята»

Назовите год основания города Владимира:

Карточки:

  • 990 год
  • 1000 год
  • 1190 год

Группа «Созвездие»

Назовите реки, окружавшие древний Владимир:

Карточки:

  • ОКА
  • КЛЯЗЬМА
  • ЛЫБЕДЬ
  • ПОЧАЙНА
  • РПЕНЬ

Группа « Ураган»

Что изображено на гербе города Владимира?

Карточки:

  • ЛЕВ
  • СОКОЛ
  • ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ

(Оценивание)

2 ЗАДАНИЕ

Каждой группе выдаются карточки с буквами, из которых нужно собрать слова и сказать, что они обозначают:

  • КИЕВ
  • ВЛАДИМИР
  • МОСКВА
  • СТОЛИЦА

На доске появляются карточки. Задание на дополнительный жетон: надо расположить в порядке становления городов столицами Руси. (Оценивание)

3 ЗАДАНИЕ

У:

-Город наш очень древний, ему более тысячи лет. За его долгую историю им управляли разные люди. Многое сделали они для защиты города от врагов, для украшения его. Город наш был в 12-ом веке по размерам равен Парижу и Лондону, по красоте не было ему равных. Владимирцы помнят и чтут имена людей разных эпох, прославивших наш город. У нас поставлены им памятники.

  • На экране появляется фотографии из созданного во время экскурсии фотоальбома с изображениями памятников Андрею Рублёву, Александру Невскому, Владимиру Крестителю. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Задание: Узнать исторический персонаж и подобрать соответствующую подпись к изображению. (Оценивание)

У:-

- Есть ещё одно имя человека, очень важное в истории нашего города, но памятника ему пока, к сожалению, нет. А благодаря этому человеку жизнь в городе круто поменялась. И о нашем городе узнали не только на всей Руси, но и далеко за его пределами. Послушайте небольшую историю.

Его отец Юрий Долгорукий всю жизнь стремился стать великим киевским князем. В конце жизни он добился своей цели. Он правит русской землёй из стольного города Киева и мечтает, что сын станет его наследником. Но сын не хочет править государством из Киева. Ближе ему родные с детства другие земли. И вот он, не получив благословления, значит разрешения отца своего, берёт икону с изображением Божьей Матери и отправляется в далёкий путь.

Мечтает он сделать столицей другой город. Но какой - никак не может определить. Думал он и о Ростове Великом, и о Владимире. Ехал, молился иконе чудотворной, чтоб Богородица ему помогла. И вот во время пути в десяти верстах от Владимира кони, которые везли икону Богородицы, встали и не могли двинуться дальше. Как их не понукали, как не подгоняли, лошади не двигались с места. Тогда Андрей решил разбить шатёр, всю ночь он в нём молился. Говорят, во сне явилась к нему богородица и указала место, где дом ей поставить. И понял Андрей, что это знак того, что именно город Владимир должен стать главным городом Руси – столицей его. Построил он собор для чудотворной иконы. Сам поселился том месте, где явилась ему Богородица, в месте, Богом любимом-Боголюбове. Узнали вы человека, о котором шла речь? Андрей Боголюбский. Именно ему мы обязаны тем, что город наш стал самым главным на Руси в 12-ом веке. В этом году мы отмечаем важную дату - 900–летие Андрея Боголюбского и разговор у нас о нём ёще будет впереди.

4 ЗАДАНИЕ

У: - Стольный град становился богаче и краше. Выросли здесь соборы белокаменные. По сей день, они радуют нас своей красотой и удивляют приезжающих туристов мастерством наших умельцев – строителей-зодчих.

- У вас на столах фотографии этих жемчужин архитектуры. Но рассыпались эти фотографии на отдельные пазлы. Ваша задача – собрать фрагменты построек и назвать этот памятник архитектуры.

Задания по группам:

  • 1 группа – ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
  • 2 группа – УСПЕНСКИЙ СОБОР
  • 3группа – ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
  • 4 группа - ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

5 ЗАДАНИЕ

У: -Золотые ворота - памятник обороны. Они не пропускали в город врага, защищали его. Но в городе, как вы знаете, были не одни ворота. Со всех сторон города были въездные ворота, закрывающие свои двери в случае опасности. Ваша задача – выбрать по две карточки с названиями ворот древнего города Владимира.

Карточки:

1 группа: 2 группа: 3 группа: 4 группа:
ЗОЛОТЫЕ МЕДНЫЕ АРИНИНЫ СЕРЕБРЯНЫЕ
ПЕТРОВСКИЕ ВОЛЖСКИЕ ИВАНОВСКИЕ МОСКОВСКИЕ
КАМЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ АЛМАЗНЫЕ ЧУГУННЫЕ

(Оценивание)

Подведение итогов:

У: - Многое мы узнали, но ещё больше интересных историй у вас ещё впереди. Пока пираты подсчитывают свои богатства, я предлагаю послушать красивые стихи о нашем родном крае. Кого вы выбрали для прочтения стихов (один из группы)?

Чтение стихов детьми. (Оценивание)

  • (Пираты подсчитывают количество жетонов, набранное группами.)

У: -Скажите, пираты, большое богатство вы собрали благодаря нашим ребятам? А настоящее ли это богатство?

П:

-Да, много вы знаете о своём городе, мы и не знали, в какие интересные места мы заплыли. Мы видим, что вы свой край любите.

-Благодаря вам, мы стали настоящими богачами - вон, сколько нового узнали.

- Только как же получается – вы нам все свои знания отдали, а вам ничего не осталось! Как же быть?

У:

- Что же, ребята, мы с вами на самом деле без знаний остались? Мы все свои знания отдали, теперь у нас ничего не осталось?

(ответы детей)

-Давайте проверим.

–Кто основал наш город?

- В каком году он был основан?

-Что изображено на гербе нашего города?

- Каким историческим личностям в городе поставлены памятники?

-Назовите жемчужины архитектуры, которыми гордится наша земля.

(На экране в виде ленты появляются карточки и фотографии, использованные на занятии.)

- Вы ответили правильно на все вопросы. Значит, знания у вас остались. В чем же секрет знаний? Что с происходит, когда мы ими делимся?(ответы детей)

- Действительно, знания ещё и тем ценны, что им можно делиться, а они всё равно с тобой остаются.

П:

- Да, действительно, знания - настоящее богатство. И мы у вас многому научились, многое узнали.

- Простите, нас, дети за то, что мы вас обижали. Мы больше так не будем!

У:

- Ну что, ребята, простим их?

П:

- А вы нас к себе ещё пригласите, очень уж нам у вас интересно было.

У:

-Тогда до встречи. А вам счастливого плавания и семь фунтов под килем!

У: - Река История очень интересна. Мы сегодня преодолели лишь маленький её ручеёк. Большое путешествие нас ждет впереди. А пока пора всем на берег, на отдых. Будем готовить свой корабль к новым открытиям.

Приложения 1-2

Презентация.