В этой работе хотелось бы поделиться своими наблюдениями и многолетним опытом работы в музыкальной школе. Приведу небольшой жизненный пример. Мама, прочитав задание в музыкальном дневнике о том, что завтра дочь должна сдать пьесу, просит её сесть за инструмент и заниматься не меньше часа. Девочка без желания подходит к фортепиано, хлопает крышкой, долго шелестит нотами и вот, наконец, начинает звучать музыка. Но музыка ли? Мама надеется, что это всё-таки музыка, иначе зачем она тратит силы, нервы и деньги? У ребёнка этот вопрос не возникает, ей всё равно, делает то, что велит мама. Но чувства того, что зовётся “душой” в прозвучавшей пьесе нет. А может ли быть музыка без души, без чувств и без волнения? Такая ситуация в различных вариантах характерна для многих семей, где дети учатся музыке. Возникают вопросы: “Надо ли заставлять ребенка учиться музыке? Как узнать, склонен ли ребёнок к музыке или нет?” А не мы ли, педагоги, виноваты, что у детей не появляется любовь к музыке? Так надо ли тратить на музыку силы и время? Ведь нужно заниматься математикой, литературой, спортом, который хотя и отнимает много времени, но укрепляет здоровье.
Музыка – это большое великое и красивое. Известно, какое значительное место занимает она в жизни великих людей. Учиться никогда не поздно, и учиться понимать музыку тоже не поздно. И не важно, что нет слуха, со временем его можно развить. Не раз мы в школе сталкивались с такой ситуацией, когда на вступительных экзаменах ребёнок не проявлял себя, получив удовлетворительные оценки. А затем в процессе учёбы за счёт огромного старания, желания и дисциплины достигал хороших результатов, обгоняя тех учащихся, которые обладают отличным слухом, но не умеют и не хотят трудиться.
Надо обязательно слушать классическую музыку, больше читать книг, благо сейчас достать хорошую книгу не проблема, слушать записи и диски, на которых играют С.Рихтер, Э.Гилельс, Л.Оборин, Л.Тимофеева и другие исполнители, в репертуаре которых есть не только серьезные произведения, но и детские пьесы, доступные каждому начинающему пианисту и их родителям, посещать концерты.
Со временем человек начинает понимать одну истину: способность воспринимать музыку – это свойство личности. Можно прожить и без музыки – так думают многие и действительно живут и работают, делают много полезного и нужного. Некоторые рассуждают так: “Мы без музыки обходились, да и наш сын как-нибудь проживёт. Был бы человеком”. Но накормить и одеть сына – это еще не самое главное. Надо, чтобы он был гармонически развитой личностью. Дело не в том, что играет ребенок или не играет, поёт или не поёт, а в том, что захотели ли его родители использовать инструмент воздействия на его душу, каким является музыка.
В.А.Сухомлинский писал: “Опыт подтверждает, что музыка – это сильный благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей, она как бы открывает сердца людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь её красотой, учитель и ученик становятся роднее и ближе. В минуты того переживания, которое достигается только музыкой, воспитатель видит в ребенке то, что никогда бы не увидел без музыки. Под воздействием музыкальных звуков, когда душа очарована возвышенными переживаниями, ребёнок поверяет нам свои тревоги и волнения”.
Для того чтобы ребенок “был человеком – настоящим, умным, развитым” – мы должны понимать, что таким же он должен оставаться и перед сегодняшним миром музыкальной информации. В мире звучащей музыки есть красота и безвкусица, высокие чувства и пошлость, глубина и пустота. Разобраться во всем этом сможет лишь человек подготовленный, то есть музыкально – воспитанный и просвещенный.
Своих детей мы хотим видеть здоровыми, умными, образованными, развитыми. Всему этому может помочь правильное воспитание, в котором общению с музыкой нужно уделить значительную роль. Каждый из родителей должен представлять, что серьёзная учёба на музыкальных инструментах требует от ребёнка затраты физической и нервной энергии. Обучение рассчитано на многие годы, не терпит перерывов, отнимает много времени.
В музыкальной школе учиться трудно. Трудно детям с обыкновенными музыкальными данными. Трудно детям и даже очень способным. Почему? Те родители, у которых дети ходят в школу ответят сразу: тяжело со временем. Уроки по специальности, хору, сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю – вот предметы, которыми занимаются дети. А дома ещё надо играть, учить заданное. Хорошо если он легко справляется с домашними заданиями общеобразовательной школы. Если же ему приходится сидеть за уроками подолгу, то вряд ли можно рассчитывать на хорошие успехи в музыкальной школе: ведь время взять неоткуда.
Условия, с которыми сталкиваются ученики и их родители в музыкальной школе отличаются от обычной. Там господствует принцип обязательности всеобщего обучения. Поощряя наиболее способных, помогая менее успевающим, ориентируются на общий для всех уровень возможностей детей того или иного возраста.
В музыкальной школе детям, у которых отсутствуют явные музыкальные задатки, приходится затрачивать немало усилий, для того чтобы справляться с требованиями программы. Она построена гибко в том смысле, что не требует абсолютно точных знаний и умений для каждого класса и, например, более успевающие дети могут играть более сложные произведения, а менее успевающие или менее одаренные – играют произведения попроще. Но те и другие могут претендовать на хорошую оценку.
Итак, если у ребенка есть музыкальные задатки, то обучение игре на инструменте очень желательно. На родителей ложится забота: создать хорошие условия для его музыкальных занятий. Важно, чтобы у ребёнка сложилось творческое взаимопонимание с педагогом: в музыкальном обучении, особенно на начальном этапе – это очень важно. Поддерживать интерес к музыке, создавать в доме атмосферу любви к музыке – это задача полностью лежит на семье. В конечном итоге талант, если он есть, только в такой атмосфере будет развиваться в нужном направлении.
Г.Г.Нейгауз говорил, что “таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста”
Музыкальное воспитание не может быть без влияния окружающей атмосферы, среды. И роль домашней атмосферы можно поставить чуть ли не на первое место.
Если вы решили приобщить своих детей к музыке, то внимательно надо посмотреть на свой образ жизни, быт, привычки: как они могут помочь музыкальному развитию ребенка. Если вы придете к выводу, что от музыки достаточно далеки – нужно изменить это положение. А каковы должны быть пути – зависит от вас, от вашего желания, возможностей.
Для ребенка среда – это, прежде всего его семья. Все зависит от того, каков уровень культуры в семье, каковы её интересы. Можно ли говорить о музыкальном воспитании ребенка, если в семье грубость, ругань, пьянство. Когда родители понимают, что обязаны не просто вырастить ребёнка, а вырастить его культурным, с широкими запросами человеком – только тогда решаются проблемы воспитания эстетического, художественного.
Обычно родители не представляют, как же это сделать – суметь привить любовь к музыке. Пусть в семье будет час музыки. Каждый день семья слушает музыку. Ведь сидят же семьи целый вечер у телевизора и компьютера. Будет естественным, если часть времени отдать музыке. Нужно приучать детей слушать музыку. Исходя из возможностей нашего города, где давно практически не бывает концертов классической музыки музыкантов – профессионалов, наша музыкальная школа является центром эстетического просвещения. Ежегодно преподаватели и учащиеся выступают перед населением города, воспитанниками детских садов, социального приюта “Надежда”, учащимся общеобразовательных школ. Большинство концертов проходит в зале музыкальной школы, где есть прекрасный рояль. Темы концертов разнообразны: “Цвети мой край марийский”, “Чайковский – певец русской души”, “Жизнь простая, как эта Великая музыка” (о творчестве И.С.Баха), агитационные концерты “Приходите к нам учиться”(для учащихся младших классов), праздничные концерты к Дню защитника Отечества, женскому празднику 8 Марта в которых самое активное участие принимают воспитанники музыкальной школы.
Наверное, многих интересует вопрос: “Могут ли родители оказать помощь ребенку, обучающемуся музыке, как это делается во время приготовления домашних уроков по математике или русскому языку?” Считать и писать умеем мы все, проверить тетрадь или помочь справиться с примером никаких трудностей не представляет. С музыкой дело обстоит иначе. Вмешательство в процесс музыкальной учебы может происходить только по просьбе педагога. Особенно если родители сами не владеют инструментом, не знают нотной грамоты. Есть мамы и бабушки, которые считают своим долгом вмешиваться в занятия ребенка, то и дело, вставляя замечания: “Играй внимательнее. Что– то сегодня не выразительно играешь и т.д.” Результатом может быть раздражение от музыки и от вас.
В то же время, если вы чувствуете, что можете помочь ребенку, рассказав о красоте музыкальной фразы или пьесе в целом, это будет хорошей поддержкой.
В заключении хочется пожелать, чтобы музыка была желанным гостем в вашем доме. Удивляйтесь, радуйтесь, когда звучит музыка. Приучайте детей к внимательному и целенаправленному слушанию музыки. Приглашайте в дом тех, кто любит музыку, владеет каким – либо инструментом и готов поиграть для вашего ребенка.
Пусть этот прекрасный спутник, каковым является музыка в жизни человека, был всегда добрым, верным, мудрым.
Литература
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1970.