Цели:
- Обобщить и закрепить знания о важнейших классах неорганических веществ на примере кислот и оснований, оксидов и солей.
- Закрепить знания о составе этих веществ, умения составлять их формулы по степени окисления, и называть вещества по формуле.
- Развивать умения проводить сравнения, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать экспериментальные умения и практические навыки.
- Воспитание грамотности проведения химического эксперимента, соблюдения определенных норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта.
- Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
Цели для учащихся:
- Учиться применять знания об основных классах веществ при выполнении разных заданий.
- Закрепить знания о качественных реакциях и умения распознавать основания и кислоты.
- Уметь пользоваться таблицей растворимости кислот, солей, оснований
- Восхитимся вашими знаниями и покажем достижения! (На доске как эпиграф).
Оборудование:
- Лист учета знаний.
- Задания для самостоятельной работы.(технологическая карта).
- Карточки для проведения эксперимента. Лотки с реактивами.
- Таблица растворимости, таблица “Окраска индикаторов в различных средах”.
- Компьютер, проектор.
Оформление доски
Тема урока: Основные классы неорганических соединений (слайд 1)
Цель урока: Повторить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений.
Эпиграф: Рукой победишь одного, а головой тысячи!
Девиз: Восхитимся нашими знаниями и покажем достижения!(слайд 2)
Требования к результатам усвоения учебного материала:
- знать состав изученных оксидов, оснований, кислот, солей, уметь сравнивать состав этих веществ, их классификацию.
- уметь на основании знания степени окисления химических элементов составлять формулы оксидов, по известному заряду ионов металлов и кислотных остатков составлять формулы оснований и солей, давать названия оксидам, кислотам, основаниям и солям.
- знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах кислотами и щелочами.
- уметь распознавать кислоты и щёлочи при помощи качественных реакций.
Вид урока: контрольно-обобщающий: закрепления знаний с применением тренировочных упражнений, практическая работа, зачёт.
Формы работы на уроках: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды контроля: письменный (разноуровневые задания, тесты).
Ход урока
Организационный момент:
– Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга и всех присутствующих гостей.
Вступительное слово учителя.
Ребята. Наш сегодняшний урок-обобщающий.
Цель урока: Повторить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.
Мы совершим путешествие на планету “Основные класс неорганических соединений”. Вам предстоит пройти нелёгкий, но интересный путь, на пути встретится много преград. Путь лежит через 4 страны: основания, кислоты, соли, оксиды. Вход в них открыт, а пройти их можно, только ответив на вопросы и выполнив задания.
Я уверена, что все вы выдержите испытания.
Желаю вам удачи, ребята! (слайд 3)
Обратите внимание, на столах у вас лежат технологические карты с заданиями и лист учёта знаний. Каждый из вас, выполнив задание на определённом этапе урока, сам проверяет правильность выполненного задания, считает количество баллов и сам оценивает себя, проставляя оценку в лист учёта знаний (для этого вам понадобиться ручка с чернилами другого цвета).
Кроме того, за правильные ответы с места вы будете получать знаки отличия (звёздочки), которые вы сможете приплюсовать к своему конечному результату.
Ну а теперь в путь!
1 этап: Определение – шаг в познании! (слайд 4)
Чтобы успешно справиться со следующим заданием, необходимо вспомнить определение каждого класса неорганических соединений
– Дайте определения оксидам, основаниям, кислотам. (Вспомним классификацию кисло и их названия), солям.
(Слайд 5,6,7,8,9 : высвечивается термин, а после ответа ученика –определение).
– Что общего между солями и кислотами? Между оксидами и основаниями?
– Чем отличаются?
Что означает общая формула оснований? (Отвечающие получают звёздочки)
Вы хорошо знаете определения и теперь смело можете приступать к следующему заданию.
2 этап: Разминка для ума – Найди “родственников” (слайд 10)
Задание 1. По химической формуле определить класс вещества и распределить их в четыре столбика в зависимости от принадлежности к соответствующему классу. (Даётся 3 минуты на выполнение, через 3 мин проверяем)
Даны формулы:
K2O, HCl, CuCO3, N2O5, HNO3, KOH, CaCl2, Cu(OH)2, Fe2O3, H2 SO4,
Mg(NO3)2, SO3, H3 PO4, Al(OH)3, Li 2SO4, NaOH.
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
Определите по таблице растворимости, растворимы ли эти соединения или нет.
1 ряд – основания, 2 ряд – кислоты, 3 ряд – соли.
Проверка: ответы на экране.
Остальные на местах проверяют, используя ручку другого цвета.
(Проецируется на экран таблица с ответами Слайд 11.)
За каждую формулу 1 балл. Посчитайте баллы. Впишите их в лист учёта. Оцените себя.
Назовите среди предложенных бескислородные кислоты.
Назовите одноосновные, двухосновные, трёхосновные кислоты. (Читаем формулу, называем)
Вы успешно справились с данным заданием и мы можем перейти к следующему этапу урока
3 этап: “Дай имя веществу” (
слайд 12)Задание 2. Назовите вещества.
(Cлайд) Памятка: Оксиды – оксид (чего?) элемента(с.о)
Основания – гидроксид(чего?) металла (с.о.)
Соль – Название кислотного остатка + металла (Р.п.) (с.о.)
Названия кислот надо знать наизусть.
(Cм. Приложение 1)
Проверка высвечивается на экране (слайд 13) Оцените себя!
4 этап: Составь формулу (слайд 14)
Задание 3.
1 уровень: Составьте формулы по названию.
2 уровень: Составьте формулы. Для оснований и кислот напишите формулы соответствующих им оксидов.
(см. Приложение 1)
– Проверка на экране (слайд 15) (Ребята считают баллы, оценивают себя)
5 этап: Экспериментальный “Долина качественных реакций”.
(слайд 16)
– Какие реакции называются качественными?
– Какие вещества называются индикаторами?
Для того чтобы вы успешно справились с экспериментальным заданием, предлагаю вам отгадать “загадки лаборанта”. Они вам помогут вспомнить, как изменяется окраска индикаторов в основаниях (щелочах) и кислотах. Слушайте внимательно!
Загадка 1.
Смущает меня щелочная среда,
Малиновым стану, но если вдруг кислота!
И если в воде растворён я один.
Не видно меня. Я…(фенолфталеин).
Загадка 2.
Ах, что же я поделаю с собой,
Ведь в щёлочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею.
Я (лакмус) и в кислотах я краснею.
Загадка 3.
От щёлочи я жёлт как в лихорадке.
Краснею от кислот как от стыда.
Но я бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда. (Метилоранж)
Слайд (На экране высвечивается таблица “Изменение окраски индикаторов”).
– Продолжим наш химический путь!
На столах у вас лоточки с веществами и практическое задание на распознавание кислот и щелочей (в трёх вариантах). Работаете вы парами. Выполнив задание практические результаты заносите в таблицу.
– О чём вы должны помнить при выполнении опытов? (Вспоминаем правила техники безопасности: Кислоты и щёлочи, попав на кожу могут вызвать ожог. Осторожно!
- Работа по инструктивным карточкам (Приложение 2)
6 этап: “Родник знаний”. (Слайд 18)
Чтобы убедиться в том, что вы действительно хорошо усвоили данную тему и можете смело двигаться дальше в деле изучения свойств химических соединений, выполните завершающий тест. (Приложение 3)
Слайд 19. Проверьте себя, оцените (Ответы высвечиваются на экране)
Подведение итогов (Рефлексия)
Как вы считаете, успешно ли вы прошли все испытания? Всё ли вам удалось? Что у вас до сих пор вызывает трудности? Вспомните свои ошибки, поработайте над ними дома. Сделать это вам помогут задания в печатной тетради.
И в заключении урока послушайте сказку:
“Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид
Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в
гости подругу. Щелочь надела свое
фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая.
День был солнечный. Кислота решила показать
подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что
это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить
и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и
задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. –
Объединим мою ОН – группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода
доставляет питательные вещества растениям.
Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь.
Потекла вода по корням растений. Все ожило
вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух
подружек”.
Расшифровать эту сказку вы сможете, когда изучите химические свойства основных классов неорганических соединений, ведь химия изучает не только свойства веществ, но и их взаимопревращения. Тогда– то вы и узнаете, как из щёлочи и кислоты получается вода.
На этом наш урок окончен! (Слайд 20)
В процессе подготовки использовалась литература:
- “Я иду на урок. Химия. Неорганическая химия 5–11 классы” под редакцией О.Г. Блохиной. ООО “Издательство “Первое сентября” 2003.
- О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова “Изучаем химию в 8 классе”. Москва: “Блик и Ко” 2004.
- Иллюстрации к презентации с сайта “Я иду на урок”.