Цели урока:
– ознакомить учащихся с русскими народными промыслами нашего края;
– развивать кругозор учащихся, интерес к истории родного края;
– воспитывать любовь к прекрасному, к национальным традициям, к Родине.
Оборудование: проектор, презентация, выставка изделий народных промыслов, книги о народных промыслах.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
– Как называется народ, живущий в России? /Россияне/
– Населением края называют людей, проживающих на его территории.
Давайте вспомним, какие народы проживают в нашем крае? /форзац учебника/
– У каждого народа есть свои традиционные жилища, своя национальная кухня (блюда),
а также есть свои национальные народные кустарные промыслы.
– Что же это такое? /Читаем определение на доске: Кустарные народные промыслы – производство изделий ручным способом./
– Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с Русскими народными промыслами. / Слайд 1./
По традиции переходили они от родителей к детям, внукам, правнукам. И в наши дни продолжают они свой исторический путь.
2. Основная часть урока.
/Учитель произносит вступительное слово и демонстрирует поочерёдно кадры презентации на экране с помощью проектора, подготовленные учащиеся выходят и делают небольшой доклад о народном промысле, изображённом на экране.
а) Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать. / Слайд
2./
б) Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного и серости дождей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы! /Слайд
3./
в) Здесь издавна лепят народные игрушки-свистульки из глины.
Раньше на всех праздниках непременно свистели и млад, и стар! / Слайд 4./
г) Эта игрушка отличается от игрушки любой из областей России.
Секрет её выразительности лежит, прежде всего, именно в лепке. / Слайд 5./
д) В Богородском мастера
По резьбе из дерева.
Из деревянной чурки –
Забавные фигурки. / Слайд 6./
е) Глиняная посуда. / Слайд 7./
– Но не только игрушками славятся русские умельцы. Ведь человеку необходимы были и нужные в быту вещи – посуда, одежда, инструменты и т.д.
Сейчас мы с вами посетим гончарную мастерскую и посмотрим, как мастера-гончары изготовляли глиняные горшки /демонстрируется видеоролик/. /за видеороликом обращайтесь, пожалуйста, к автору/
Физминутка.
Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути
И горшочек свой лепи!
ж) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель. / Слайд
8./
з) Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой! / Слайд 9./
к) Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?! / Слайд 10./
л) А какой же чай без сладкого, мягкого печенья в виде лепешки или плоской фигурки – пряника.
На Руси медовые пряники известны давно. Существовало даже поверье, будто пряники имеют целебное свойство. / Слайд 11./
3. Подведение итогов.
– Сегодня мы познакомились с Вами с малой долей того, чем славятся русские мастера.
– Сейчас я проведу небольшую викторину / учитель показывает изделие русских мастеров, а учащиеся должны назвать промысел/.
– Все Вы молодцы! Тульские умельцы прислали Вам свой гостинец.
/Все учащиеся получают Тульский пряник/.
4. Домашнее задание:
уч-к с.38 – 42 читать, вопросы и задания в тетради.