Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1-й класс, с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы для детей 6-7 лет, на которых мы ведем занятия с детьми. В ходе такой работы я неоднократно обращала внимание на то, что уровень подготовки детей очень различный и работать без начальной диагностики и выявлению проблем ребенка невозможно, так как проблемы у детей различные и подготовка к школе должна быть или индивидуальной, или по группам, исходя из результатов первичной диагностики и методов коррекционной работы.
Проблема подготовки своих будущих учеников заставила меня самостоятельно изучить ряд работ психологов и педагогов, опыт работы коллег, вступить в сотрудничество с воспитателями детских садов. Опытом своей работы и изученными мною материалами мне бы хотелось поделиться с коллегами.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток, а тем более у детей пятилетнего возраста, (правительство намерено снизить порог поступления в школу с 5 лет) ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения, что требует соответствующего подхода к детям и особой организации учебно-воспитательного процесса.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т.е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В.Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с А.Анастази. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
А.Анастази, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.
Л.С.Выготский, /“Мышление и речь” Собр. соч. т. 2/ опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что “подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей”, а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В.Давыдова,Г.А.Цукермана, Л.А.Венгера.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмоская.
По мнению ученых / Л. С. Выготского, Л.А. Венгера Д.Б. Эльконина/
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована четкая социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы – в игры с правилами. И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.
Обобщая работы ученых можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец), логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.
Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развить интуицию, абстрагирование, мышление, умение решать познавательные задачи, пользоваться накопленным чувственным опытом. Развитие у ребенка умственных способностей является важнейшей задачей его всестороннего развития
Умственные возможности человека, в том числе и ребенка, неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Как показала практика, при использовании с детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Эти дети по-настоящему подготовлены к школьному обучению, у них хороший уровень логического мышления и они всесторонне развиты. Но, к сожалению, в % соотношении таких детей мало. Именно этим определяется актуальность выбранной мной темы исследования.
Многие воспитатели и учителя имеют неверное представление о том, как готовить детей к школе и считают, что показателями готовности ребенка к школе является умение читать, писать и считать. Подготовка к школе идет в логике накопления знаний, умений и навыков. Детский сад заимствовал школьные формы обучения: уроки, занятия, сидения за партами, поднятие руки и т.п.. Ничего плохого в этом бы мы не видели, если бы дети это выполняли по собственной инициативе, но эти действия являются продуктом жесткого требования взрослого, что вызывает подкорковое сопротивление и не становится способом социализации ребенка, здесь ярко прослеживается нарушение принципа природосообразности, что влечет ухудшение психического и физического здоровья ребенка, способствует отрицательному отношению к школе. Необходимо найти такие средства и формы педагогического воздействия на ребенка, чтобы обеспечить его готовность к школе исходя из позиции развития в равное мере интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сфер. Интегрируясь одна в другую они создают мощную основу для успешного обучения ребенка в школе.