1 класс, урок обучения грамоте УМК “Перспективная начальная школа”
Цели урока:
- учить дифференцировать звук по твердости-мягкости;
- учить сравнивать звуки парами по глухости-звонкости и отличать парные звуки (ж) и (ш);
- упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой “ш”; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого и твердого мягкого согласных звуков;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять умение выстраивать схемы предложений;
- развивать речь детей и интерес к чтению.
Учебник: Азбука, авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Ход урока1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Чтение стихотворения “Петушки”
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если долго петушиться,
Можно и пера лишиться.
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
– Какой звук часто повторяется в этом стихотворении?
– Назовите из этого стихотворения слова-действия со звуком (ш). Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? Покажите. (синим)
– Назовите слова-предметы со звуком (ш). Прямоугольником какого цвета мы их обозначаем? Покажите. (красным)
– Дайте характеристику звуку (ш). (Согласный, глухой, твердый)
– Сегодня мы будем работать по теме “Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш.”
– В каких словах встретилась орфограмма ши? Какое правило вывели на прошлом уроке?
ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И |
3. Задание на развитие внимания
– Добавь в слово жи или ши (1 столбик для мальчиков, 2 столбик для девочек)
Каранда… Камы… Гара… Клави… Эта… Ланды… Стри… |
Детёны… Малы… Бага… Вклады… Шала… Черте… Зверёны… |
4. Физминутка
Игра “ж или ш”
(если услышите в слове звук (ж) – присядьте, а если звук (ш), то хлопните в ладоши)
Живот шапка жизнь машина жираф пожар картошка ужин шайба карандаш лыжи камыш сторожить
– Что общего у звуков (ж)и (ш)
– Как мы называем эти согласные звуки? (парные)
5. Чтение и анализ текста “Мишка и лужи” (с. 85)
1. Чтение текста учителем
– Вам понравился рассказ?
– Кто является главным героем рассказа?
2. Работа со сложными словами
Ве/ло/си/пед
У/го/дил
Ру/ба/шка
Де/ду/шка
Ба/шма/ки
Ва/тру/шка
Ры/бё/шка
Што/па/ла
Сши/вал
(Дети читают хором слова по слогам и работают над смыслом слов: угодил – упал, башмаки – ботинки или полуботинки, ватрушка – лепешка с загнутыми краями и творожным верхом, рыбешка – небольшая рыбка)
3. Чтение текста детьми (по цепочке)
6. Гимнастика для глаз
– Следим за движущимися фигурами
7. Продолжение работы над текстом “Мишка и лужи”
Беседа по вопросам
- Когда стал кататься Мишка на велосипеде?
- Где он катался?
- Какое у него было настроение?
- Почему ему было весело?
- Что произошло, когда он резко нажал на тормоз?
- Что делала бабушка потом?
- Что делал дедушка?
- А чем занимался Мишка?
- Что делала кошка Пушинка?
(Вопросы на доске или на слайде, некоторые вопросы читает учитель, а некоторые сами дети)
– Чему нас учит этот рассказ?
– Сколько частей в тексте?
– Во 2 части найти предложение, в котором во всех словах встречается буква “ш”.
– Составьте схему к этому предложению. ( .)
8. Работа с иллюстрацией
– Во что одет Мишка?
– Кто еще изображен на картинке? (новый герой – друг Мишки)
– Составьте рассказ по иллюстрации, добавив нового героя в рассказ.
(Заслушать 2 человека)
9. Игры со словами
1. Преврати
(КАМЫШ – ?, | ШТОРЫ – ?) |
4 5 1 2 3 | 1 4 2 3 5 |
– Составьте звукобуквенные схемы к этим словам.
– Сколько слогов в слове? Букв? Звуков?
2. Разгадать ребусы
(шутка, шарф)
– Произнесем слова орфоэпически и дадим характеристику звуку (ш) в этих словах.
10. Чтение стихотворений (с. 85)
Прочитать стихи: 1-ое стихотворение – хорошо читающие
2-ое стихотворение – слабо-читающие
– Какие слова с буквой “ш” вам встретились?
– Найти рифмующиеся слова.
– Кто запомнил стихотворение и может его рассказать?
11. Итог
– С какими парными согласными звуками мы сегодня работали? (ж-ш).
– Дайте характеристику звуку “ж”.
– Дайте характеристику звуку “ш”.
– Какими буквами мы обозначаем эти звуки? (ша и же).