Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и правдивость – основа нравственного поведения человека.
Задачи:
- сформировать представление о понятии честности и правдивости;
- показать значимость честности в учебной деятельности, как личностного качества необходимого в процессе обучения;
- развивать cпособность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Этапы урока. | Ход урока. | ||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте. Урок “Азбуки нравственности”. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.) Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди. |
||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Пробное действие. |
Вывесить на доску изображение
Пиноккио.
– Определите, что исчезло с этой картинки. (Мы не можем точно
сказать.) Вывесить на доску образец. – Чего не хватает? (Не хватает пера, ленточки на шляпе и бантика.)
Вывесить на доску картинку. – Когда у него нос становился длиннее? (Когда он обманывал.) Задание для пробного действия. – Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Сначала вам надо
определить честно поступил ученик или нет. Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.
Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить, почему эта трудность возникла. |
||
3. Выявление причины затруднения. | – Давайте разбираться. Что вам надо было определить?
(Нам надо было определить, кого обманул ученик.) – Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.) |
||
4. Проблемное объяснение нового знания. | – Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было
определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.) – Тема нашего урока: Что значит быть честным? – Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности.) – Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.) – А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые знания, получит результат.) – Значит, для кого он учится? (Для себя.) – Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.) – Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…) Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку. Учитель составляет на доске эталон. |
||
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в группе |
– Мы часто говорим, что мир держится на справедливости
и правде. Честность и правдивость – слова, которые очень близки к слову
“честь”. – Что такое честность и правдивость? (Честный – проникнутый
искренностью и прямотой, добросовестный. – Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает, не лжет. Если что – то случится то он честно все расскажет…) Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай. Работать будем в группе. – Что он сделал? (Списал.) Обсудите в группе. Чтение текста учителем до конца. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: “Ты очень порадовал меня, Гена”, – сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную “2”.Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: “ Ольга Николаевна, поставьте мне “2”, пятерка не моя оценка, я работу списал”. Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: “За правду спасибо Гена, это очень хорошо, что ты понял все”. – Что понял Гена? |
||
6. Закрепление. Работа в группах. |
– Ребята, а кому проще давать совет себе или другим? – Обсудите в группе. – Какой совет вы дали бы мальчикам? Перед вами лежат карточки с советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие другим.
|
||
7. Включение в систему знаний.
Работа в группах.
|
– Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят,
чтобы другие не узнали, хотят, чтобы о них думали лучше.) – А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать правду.) – Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так, я правильно вас поняла? (Да, обманывают трусы.) – А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди.) – Вы сейчас сделали еще одно открытие! – Какие качества присущи честному человеку? (Правдивый, смелый, достойный, добросовестный, прямой…) – А зачем нужна честность и правдивость? (Если воспитывать в себе эти качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером.) – Приведите примеры честного и правдивого поведения. (Если ты идешь в гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их чистыми и не мятыми. Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их. (Без правды люди не живут, а только маются. За правду стой горой. Кто правдой живет, тот добро наживет.) Дискуссия. |
||
8. Самостоятельная работа. | Раздать карточки. – Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “ – ”, если обманул. 1-я ситуация: Учительница посоветовала ребятам дома
потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про
задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто
читал. Вася вместе со всеми поднял руку. – Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять. |
||
9. Рефлексия деятельности. | – Давайте подведем итог урока. Какие новые качества вы
сегодня открыли? (Честность, правдивость.) – А вы сами их открыли? (Да.) – На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем. “Нельзя быть справедливым, не будучи человечным” Л. Вовенарг “Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго “Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь” А. Дюма (сын) Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу, и возьмите с собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы нам. |