Цели:
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению видов водоемов;
- познакомить с частями реки;
- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
- помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности;
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
- помочь учащимся осознать значимость рек в жизни человека;
Оборудование: Мультимедийный проектор, энциклопедии для учеников начальной школы; карточки для групповой работы, карандаши цветные, сигнальные карточки, карточки для графического диктанта.
Ход урока
1. Организационный момент.
– У нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Сегодня будет много
интересной работы. Мы будем узнавать, спорить, радоваться вашим победам, а с
неудачами справляться.
– Пожелайте друг другу удачи. (Хлопки в ладони друг другу с соседом по парте.)
– А что нам может пригодиться для успешной работы на уроке?
– Я хочу , чтобы эпиграфом нашего урока были такие слова: “С малой удачи
начинается большой успех”.
– Настроение каково?
– Во!
– Все такого мнения?
– Все без исключения!
– Может вы уже устали?
– Мы с собой таких не брали!
– Может ляжем отдохнем?
– Лучше мы урок начнем!
– Отметьте настроение на карточках.
(Дети отмечают свое настроение в группах на карточках.)
2. Проверка домашнего задания.
– Отгадайте загадки:
- Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут
Камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это … горы - Посмотри , какая даль
Без конца и края
Речка тихая журчит
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей
Знакомая картина.
Только нет тебя милей
Далекая … равнина. - Извилистое резкое понижение местности. (Овраг.)
- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (Холм.)
Гора Равнина Овраг Холм |
формы земной поверхности |
– На какой поверхности мы с вами живем?
– Докажите, что мы живем на холмистой равнине?
(Сообщение ребенка о формах земной поверхности Москвы.)
3. Актуализация новых знаний.
– Отгадки, мы можем превратить в ключевое слово нашего урока.
– Я приготовила вам один факт. Посмотрите внимательно.
источник
жизни
– Что это может быть? (Вода, воздух, солнце, пища.)
– У меня есть еще один факт
Два вида
– Вспомните, о чем вы говорили, что сюда подходит?
(Пресная и соленая вода.)
– И последний факт:
7/10 поверхности воды
– Итак, делаем вывод: вода – источник жизни, вода бывает пресной и соленой,
покрывает нашу землю на 7/10 (открываем карточки).
– Итак, это ключевое слово нашего урока.
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
4. Постановка проблемы на уроке.
А) Работа в группах.
– Какой корень в слове вода?
– Составьте в группах, как можно больше слов с корнем -вод-.
(Дети составляют и называют слова.)
– Давайте подумаем, какое из этих слов может стать темой урока?
– Что из того , что мы назвали, можно изучать глобально?
– Да, это водоемы. Вы сами назвали сегодняшнюю тему урока.
Б) Постановка частных проблем.
– Что вы хотите узнать о водоемах?
– Я пишу, вы говорите.
– Итак, план нашего урока.
- Что такое водоемы?
- Как образуются водоемы?
- Виды водоемов.
(Запись на доске.)
В) Поиск решения.
– Итак, работаем по первому вопросу.
– Как вы думаете, что такое водоем?
(Большое скопление воды, емкость для воды.)
– Где может скапливаться эта вода?
(Во время землетрясений, вулканических извержений образуются трещины, углубления, которые со временем заполняются водой.)
Научное объяснение:
Водоем – углубление, заполненное большим количеством воды.
– Значит, каким путем образовались эти трещины?
(Путем разрушения в природе.)
– А кто еще может сделать эти углубления для воды?
(Человек. Выкапывают карьеры и заполняют водой.)
– Кто поможет мне, на какие две группы можно разделить все водоемы по их образованию)
Водоемы |
|
Естественные | искусственные |
– Молодцы. А теперь переходим к третьему вопросу.
– Прочитайте третий пункт.
– Виды водоемов.
– Оказывается так много видов водоемов.
– Приступаем к работе в группах.
– Послушайте инструкцию для вашей работы.
– Каждая группа получит описание определенного типа водоема, прочитав это
описание , выделите доказательства и расскажите классу, о каком водоеме пойдет
речь.
(Дети работают в группах и называют виды водоемов.)
океан море озеро |
пруд канал водохранилище |
Карточки для работы в группах.
Ими занято на Земле огромное пространство. По ним можно плыть на
большом корабле много дней, не видя берегов. Это непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова. |
Географы разделили эти водоемы на 4 части: Тихий, Атлантический,
Индийский и Северный Ледовитый. Северный Ледовитый – самый маленький и мелкий, средняя его глубина – 1205 метров. Северным его назвали потому, что находится он на Севере, а Ледовитым – потому что он круглый год покрыт льдами. Лишь только у берегов материка в короткое северное лето этот водоем оттаивает. Тихий – этот водоем самый огромный и самый глубокий. |
Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода. Это часть океана,
большое водное пространство с горько-соленой водой. Берега России омывают 13 таких водоемов: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское и другие. Многие эти водоемы являются частью океана. Они богаты растительным и животным миром, дают человеку продукты питания, лекарство, служат водными пространствами. Берега этих водоемов – прекрасное место отдыха. Со дна их добывают нефть. Частичка такого водоема есть у всех на столе – ведь из его воды получают поваренную соль. |
В отличие от реки этот водоем округлой или продолговатой формы, но
вода в нем не течет, у него нет начала и конца, правого и левого берега. Это замкнутый в берегах большой, естественный водоем. В эти водоемы впадают реки, поэтому вода в них пресная. В нашей стране есть много таких водоемов. Самый глубокий – Байкал (глубина 1640 метров). Более 330 рек несут в Байкал свои воды, и лишь единственная река Ангара вытекает из него. Очень красивы Ладожское и Онежское. В этом водоеме очень чистая и прозрачная вода. В тихую и солнечную погоду его дно видно сквозь 30-метровый слой воды. В таких водоемах около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов пресной воды нашей страны. |
Это искусственный водоем, созданный как источник воды для разведения
рыбы и водоплавающей птицы, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, орошения и других целей. Площадь его обычно не более 1 км². Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился такой водоем. Он мельче озера, поэтому лучи солнца проникают до дна, и от этого разнообразнее растительный и животный мир в нем. Вода в таком водоеме стоячая, а пополняется он талыми водами и дождями. |
Это искусственное русло, наполненное водой. Его делают между двумя
реками: прорывают углубление и пускают воду. С его помощью из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую. В засушливых местах люди используют такие водоемы и для орошения. |
Это искусственный водоем, образованный, как правило, в долине реки
водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях ее использования в народном хозяйстве. Эту воду используют для водоснабжения населенных пунктов и предприятий, орошения, рыболовства, водного транспорта. |
5. Физкультминутка.
6. Работа над частной проблемой “Части реки”.
– А теперь послушайте разговор двух детей и скажите, о каком водоеме идет
речь.
– Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная,
в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая.
– Я тоже ездил к ней с родителям, она далеко находится от наших мест, только она
была шумная, пенистая, мутная, быстрая
(Предъявление двух противоречий.)
– Дети говорят об одном предмете? Что это?
– Как вы думаете, о чем разговаривают дети?
– Да, это река. К какому виду водоемов отнесем реку?
(Открываем реку на слайдах.)
– Какие вопросы у вас возникают?
Почему реки разные?
Откуда и куда течет река?
– Вот об этом мы с вами и поговорим.
– А где можно найти информацию о строении реки? (Энциклопедия, интернет,
учебник.)
– У вас на столах лежат энциклопедии. Работаем по группам .
Каждая река имеет начало и конец. Найдите, как называется начало реки, конец реки. Что такое русло, притоки.
– Как называются берега? (Дети работают в группах и отвечают.)
7. Закрепление темы урока.
Графический диктант. (Работа с сигнальными карточками.)
8. Значение водоемов и их охрана.
– Как вы думаете, зачем нам нужны водоемы?
А) Хранилище воды.
Б) Дом для растений и животных.
В) Хозяйственная деятельность человека.
– Как нужно вести себя на водоеме?
(Работа с карточками.)
9. Подведение итогов.
– Отметьте настроение на ваших карточках.
– У кого изменилось настроение в лучшую сторону? Худшую сторону?
– Что понравилось на уроке?
– В дальнейшем мы будем углублять наши знания и узнаем много интересного о
водоемах.
– Молодцы, спасибо за урок.