Проблемный урок по окружающему миру "Водоемы. Части реки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению видов водоемов;
  • познакомить с частями реки;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
  • помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
  • помочь учащимся осознать значимость рек в жизни человека;

Оборудование: Мультимедийный проектор, энциклопедии для учеников начальной школы; карточки для групповой работы, карандаши цветные, сигнальные карточки, карточки для графического диктанта.

Ход урока

1. Организационный момент.

– У нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Сегодня будет много интересной работы. Мы будем узнавать, спорить, радоваться вашим победам, а с неудачами справляться.
– Пожелайте друг другу удачи. (Хлопки в ладони друг другу с соседом по парте.)
– А что нам может пригодиться для успешной работы на уроке?
– Я хочу , чтобы эпиграфом нашего урока были такие слова: “С малой удачи начинается большой успех”.
– Настроение каково?
– Во!
– Все такого мнения?
– Все без исключения!
– Может вы уже устали?
– Мы с собой таких не брали!
– Может ляжем отдохнем?
– Лучше мы урок начнем!
– Отметьте настроение на карточках.

(Дети отмечают свое настроение в группах на карточках.)

2. Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадки:

  1. Если скалы и хребты
    Гордо смотрят с высоты,
    Речки быстрые бегут
    Камнепады там и тут,
    Ну, какие разговоры –
    Знаешь ты, что это … горы
  2. Посмотри , какая даль
    Без конца и края
    Речка тихая журчит
    В камышах вздыхая.
    Ширь полей, размах степей
    Знакомая картина.
    Только нет тебя милей
    Далекая … равнина.
  3. Извилистое резкое понижение местности. (Овраг.)
  4. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (Холм.)
Гора
Равнина
Овраг
Холм
формы земной поверхности

– На какой поверхности мы с вами живем?
– Докажите, что мы живем на холмистой равнине?

(Сообщение ребенка о формах земной поверхности Москвы.)

3. Актуализация новых знаний.

– Отгадки, мы можем превратить в ключевое слово нашего урока.
– Я приготовила вам один факт. Посмотрите внимательно.

источник
жизни

– Что это может быть? (Вода, воздух, солнце, пища.)
– У меня есть еще один факт

Два вида

– Вспомните, о чем вы говорили, что сюда подходит?
(Пресная и соленая вода.)
– И последний факт:

7/10 поверхности воды

– Итак, делаем вывод: вода – источник жизни, вода бывает пресной и соленой, покрывает нашу землю на 7/10 (открываем карточки).
– Итак, это ключевое слово нашего урока.

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!

4. Постановка проблемы на уроке.

А) Работа в группах.

– Какой корень в слове вода?
– Составьте в группах, как можно больше слов с корнем -вод-.

(Дети составляют и называют слова.)

– Давайте подумаем, какое из этих слов может стать темой урока?
– Что из того , что мы назвали, можно изучать глобально?
– Да, это водоемы. Вы сами назвали сегодняшнюю тему урока.

Б) Постановка частных проблем.

– Что вы хотите узнать о водоемах?
– Я пишу, вы говорите.
– Итак, план нашего урока.

  • Что такое водоемы?
  • Как образуются водоемы?
  • Виды водоемов.
    (Запись на доске.)

В) Поиск решения.

– Итак, работаем по первому вопросу.
– Как вы думаете, что такое водоем?

(Большое скопление воды, емкость для воды.)

– Где может скапливаться эта вода?

(Во время землетрясений, вулканических извержений образуются трещины, углубления, которые со временем заполняются водой.)

Научное объяснение:

Водоем – углубление, заполненное большим количеством воды.

– Значит, каким путем образовались эти трещины?

(Путем разрушения в природе.)

– А кто еще может сделать эти углубления для воды?

(Человек. Выкапывают карьеры и заполняют водой.)

– Кто поможет мне, на какие две группы можно разделить все водоемы по их образованию)

Водоемы

Естественные  искусственные

– Молодцы. А теперь переходим к третьему вопросу.
– Прочитайте третий пункт.
– Виды водоемов.
– Оказывается так много видов водоемов.
– Приступаем к работе в группах.
– Послушайте инструкцию для вашей работы.
– Каждая группа получит описание определенного типа водоема, прочитав это описание , выделите доказательства и расскажите классу, о каком водоеме пойдет речь.

(Дети работают в группах и называют виды водоемов.)

океан
море
озеро
пруд
канал
водохранилище

Карточки для работы в группах.

Ими занято на Земле огромное пространство. По ним можно плыть на большом корабле много дней,
не видя берегов. Это непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова.

 

Географы разделили эти водоемы на 4 части: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Северный Ледовитый – самый маленький и мелкий, средняя его глубина – 1205 метров. Северным его
назвали потому, что находится он на Севере, а Ледовитым – потому что он круглый год покрыт льдами.
Лишь только у берегов материка в короткое северное лето этот водоем оттаивает.
Тихий – этот водоем самый огромный и самый глубокий.

 

Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода. Это часть океана, большое водное пространство
с горько-соленой водой.
Берега России омывают 13 таких водоемов: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское,
Берингово, Охотское, Японское и другие.
Многие эти водоемы являются частью океана. Они богаты растительным и животным миром, дают человеку
продукты питания, лекарство, служат водными пространствами. Берега этих водоемов – прекрасное место отдыха.
Со дна их добывают нефть. Частичка такого водоема есть у всех на столе – ведь из его воды получают поваренную соль.

 

В отличие от реки этот водоем округлой или продолговатой формы, но вода в нем не течет, у него нет
начала и конца, правого и левого берега. Это замкнутый в берегах большой, естественный водоем.
В эти водоемы впадают реки, поэтому вода в них пресная.
В нашей стране есть много таких водоемов. Самый глубокий – Байкал (глубина 1640 метров).
Более 330 рек несут в Байкал свои воды, и лишь единственная река Ангара вытекает из него.
Очень красивы Ладожское и Онежское.
В этом водоеме очень чистая и прозрачная вода. В тихую и солнечную погоду его дно видно сквозь
30-метровый слой воды. В таких водоемах около 1/5 мировых запасов пресной воды и более
4/5 запасов пресной воды нашей страны.

 

Это искусственный водоем, созданный как источник воды для разведения рыбы и водоплавающей
птицы, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, орошения и других целей. Площадь
его обычно не более 1 км². Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили
 запруду, и на этом месте появился такой водоем. Он мельче озера, поэтому лучи солнца проникают до
дна, и от этого разнообразнее растительный и животный мир в нем. Вода в таком водоеме стоячая,
а пополняется он талыми водами и дождями.

 

Это искусственное русло, наполненное водой. Его делают между двумя реками: прорывают углубление
и пускают воду. С его помощью из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.
В засушливых местах люди используют такие водоемы и для орошения.

 

Это искусственный водоем, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями
 для накопления и хранения воды в целях ее использования в народном хозяйстве. Эту воду используют
 для водоснабжения населенных пунктов и предприятий, орошения, рыболовства, водного транспорта.

5. Физкультминутка.

6. Работа над частной проблемой “Части реки”.

– А теперь послушайте разговор двух детей и скажите, о каком водоеме идет речь.
– Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая.
– Я тоже ездил к ней с родителям, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая

(Предъявление двух противоречий.)

– Дети говорят об одном предмете? Что это?
– Как вы думаете, о чем разговаривают дети?
– Да, это река. К какому виду водоемов отнесем реку?

(Открываем реку на слайдах.)

– Какие вопросы у вас возникают?

Почему реки разные?

Откуда и куда течет река?

– Вот об этом мы с вами и поговорим.
– А где можно найти информацию о строении реки? (Энциклопедия, интернет, учебник.)
– У вас на столах лежат энциклопедии. Работаем по группам .

Каждая река имеет начало и конец. Найдите, как называется начало реки, конец реки. Что такое русло, притоки.

– Как называются берега? (Дети работают в группах и отвечают.)

7. Закрепление темы урока.

Графический диктант. (Работа с сигнальными карточками.)

8. Значение водоемов и их охрана.

– Как вы думаете, зачем нам нужны водоемы?

А) Хранилище воды.
Б) Дом для растений и животных.
В) Хозяйственная деятельность человека.

– Как нужно вести себя на водоеме?

(Работа с карточками.)

9. Подведение итогов.

– Отметьте настроение на ваших карточках.
– У кого изменилось настроение в лучшую сторону? Худшую сторону?
– Что понравилось на уроке?
– В дальнейшем мы будем углублять наши знания и узнаем много интересного о водоемах.
– Молодцы, спасибо за урок.