Одним из путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является формирование у них навыков самостоятельной работы. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления [2]. В данной разработке я покажу, как можно осуществить изучение темы «Сложные эфиры и жиры» на основе укрупнения дидактических единиц, организуя самостоятельную работу обучающихся на уроке.
Цели:
- сформировать у обучающихся основные представления о сложных эфирах и жирах;
- создать условия для формирования мотивации учения и социализации обучающихся;
- продолжить развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся, умений работать в группах, делать выводы [1].
Дидактические задачи.
В ходе знакомства с новым материалом обучающиеся должны:
- иметь представление о классе сложных эфиров и жирах, как представителях сложных эфиров;
- уметь характеризовать химические свойства сложных эфиров;
- понимать закономерности протекания обратимых реакций на примере реакций этерификации и гидролиза;
- понимать идею развития органического мира от простого к сложному, на примере изучения состава сложных эфиров и жиров [3].
Развивающие задачи:
- развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа [2].
Воспитательные задачи:
- содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения;
- учить быть трудолюбивым, ответственным при выполнении заданий по учебнику [3].
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации, компьютер, пробирки, образцы фруктовых эссенций, уксусноэтиловый эфир, растительное масло, кусочек твердого жира, бромная вода, стеклянная палочка, ложечка, фильтровальная бумага.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;
- организация внимания.
2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
Учитель: при изучении спиртов и карбоновых кислот Вы не однократно встречались с их производными – сложными эфирами (слайд 1). Приятный аромат цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлен присутствием в них тех или иных сложных эфиров. Синтетические сложные эфиры в виде фруктовых эссенций используются в производстве фруктовых вод, при изготовлении духов. Некоторые сложные эфиры служат растворителями. К сложным эфирам относятся жиры. Они входят в состав всех растительных и животных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Рассмотрим этот класс кислородсодержащих соединений более подробно. Вы должны научиться определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров; характеризовать их химические свойства; иметь представление о жирах. Работать будем в группах. Итак, тема урока «Сложные эфиры и жиры».
3. Изучение нового материала.
Учитель: рассмотрим состав и номенклатуру сложных эфиров.
На экране появляется слайд 2 с формулами спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров.
Среди соединений, формулы которых записаны выше, выберите известные Вам вещества. Дайте им названия (слайд 3).
(№1 CH3СOOH - уксусная или этановая кислота. Относится к карбоновым кислотам, так как содержит карбоксильную группу.
№2 С3H6O2 – пропионовая или пропановая кислота. Относится к классу карбоновых кислот, так как соответствует общей формуле предельных одноосновных карбоновых кислот CnH2nO2.
№7 С2H5OH – этиловый спирт или этанол. Относится к спиртам, так как содержит гидроксильную группу).
Учитель: посмотрите внимательно на формулы веществ под номерами 3,4,5. Что общего в их составе? Попытайтесь написать их общую формулу.
(В составе данных веществ содержатся остатки карбоновых кислот и спиртов
Ученик записывает на доске общую формулу сложных эфиров. Вещества, соответствующие данной общей формуле относятся к сложным эфирам. Следовательно, вещества под номерами 3,4,5 – сложные эфиры (слайд 4).
Учитель: сравните состав вещества под номером 6 с составом сложных эфиров. В чем сходство? (Вещество под №6 также как вещества под номерами 3,4,5 содержат остаток кислоты и спирта. Значит, относятся к сложным эфирам (слайд 5).
Учитель: следовательно, в образовании сложных эфиров могут принимать участие не только органические кислоты, но и минеральные. Сравните состав веществ под номерами 8 и 9 с составом сложных эфиров (№ 3,4,5) (Вещества под номерами 8 и 9 можно отнести к сложным эфирам, так как они состоят из остатков кислот и трехатомного спирта – глицерина.)
Учитель: такие сложные эфиры называются жирами. В состав жиров могут входить остатки предельных и непредельных кислот, содержащих четное число атомов углерода и неразветвленный углеродный скелет (слайд 6).
Учитель: дайте определение классу сложных эфиров. (Сложные эфиры - органические соединения, состоящие из остатков кислородсодержащих кислот и спиртов).
Учитель: рассмотрим классификацию сложных эфиров. (Рассказывают обучающиеся первой группы, используя презентацию (слайд 7).
Учитель: рассмотрим номенклатуру сложных эфиров (слайд 8).
Учитель: назовите сложные эфиры под номерами 3,4,5,6 (слайд 9).
Учитель: сравните состав веществ под номерами 2 и 3. Чем являются данные вещества? (Вещества под номерами 2 и 3 имеют одинаковый состав. Они соответствуют общей формуле CnH2nO2,являются межклассовыми изомерами (слайд 10).
Учитель: охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. (Сложные эфиры низших карбоновых кислот и спиртов – летучие жидкости, легче воды, многие из которых обладают приятным запахом, плохо растворяются в воде. Животные жиры в большинстве случаях - твердые вещества, растительные жиры - чаще всего жидкие вещества. Жиры не растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях – бензоле, гексане.)
Учитель: рассмотрим получение сложных эфиров. При взаимодействии каких веществ они могут быть получены? Запишите уравнение реакции получения сложных эфиров в общем виде и ее название. (Один ученик записывает уравнение реакции на доске).
Учитель: К каким типам реакции её можно отнести? (Обратимая, каталитическая).
Учитель: Как называется процесс, противоположный реакции этерификации? (Гидролиз сложного эфира).
Учитель: Укажите условия смещения равновесия реакции в сторону образования сложного эфира (Необходимо удалить полученные в результате реакции продукты – воду и эфир из смеси).
Учитель: На практике так и поступают: удаляют воду из сферы реакции водоотнимающими средствами. Например, ведут реакцию в присутствии концентрированной серной кислоты. Применяют также отгонку образующегося эфира.
Учитель: Укажите условия смещения равновесия реакции в сторону гидролиза сложного эфира (В присутствии щелочи).
Учитель: Как влияет катализатор на скорость реакции этерификации? (Ионы водорода ускоряют прямой и обратный процессы).
Учитель: Напишите уравнения реакций получения этилового эфира уксусной кислоты и тристеарата (Два ученика работают у доски).
Учитель: Этилацетат производится в огромных количествах. Он применяется в технике в качестве растворителя и для синтеза лекарственных веществ. Жиры являются важной составной частью нашей пищи. Они играют роль запасающих веществ в организме и обладают наибольшим запасом энергии.
Учитель: Рассмотрим химические свойства сложных эфиров. В какие химические реакции должны вступать сложные эфиры? (Реакции гидролиза, горения).
Учитель: Запишите уравнения реакции горения этилацетата.
(слайд 11)
Учитель: Напишите уравнение реакции гидролиза тристеарата в присутствии ионов водорода.
(слайд 12)
Учитель: Какие условия, по-вашему, могут способствовать сдвигу равновесия в сторону образования глицерина и карбоновой кислоты? Ответ подтвердите уравнением реакции.
(слайд 13)
(Для смещения равновесия в сторону продуктов гидролиза её проводят в присутствии щелочей)
Учитель: Итак, гидролиз сложных эфиров – обратимая реакция, а щелочной гидролиз – необратимый процесс. Щелочной гидролиз называют омылением, так как одним из продуктов реакции является мыло.
Учитель: В какие ещё реакции должны вступать сложные эфиры? Для того чтобы ответить на этот вопрос сделайте опыт №3 лабораторной работы №10 на странице 178 учебника О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». (Так как в состав растительных масел входят сложные эфиры непредельных карбоновых кислот, они обесцвечивают бромную воду и вступают в другие реакции присоединения).
(слайд 14) Обучающиеся комментируют уравнения реакции.
Учитель: Процесс гидрирования жидких жиров лежит в основе получения в промышленности из растительного масла твёрдого жира – маргарина.
Учитель: Итак, состав сложных эфиров определяет их химические свойства, многие из которых лежат в основе их применения.
4. Первичное закрепление знаний. Первичная проверка усвоения знаний.
Тестовое задание с выбором ответа (на столах обучающихся).
- Общая формула, соответствующая сложным эфирам:
А. RCOH
Б. R – OH
В. R – O – R1
Г. - Название процесса получения сложных эфиров:
А. Гидрогенизация.
Б. Ароматизация.
В. Гидратация.
Г. Этерификация. - Правильное утверждение для сложных эфиров и карбоновых кислот:
А. Они являются гомологами.
Б. Они являются изомерами.
В. Для их получения в качестве катализатора используют серную кислоту.
Г. Относятся к одному классу веществ. - Жир, обесцвечивающий раствор бромной воды:
А. Бараний.
Б. Говяжий.
В. Рыбий.
Г. Свиной. - Вещества, образующиеся при гидролизе сложных эфиров:
А. Карбоновые кислоты.
Б. Вода и спирты.
В. Спирты и карбоновые кислоты.
Г. Спирты и альдегиды. - Процесс превращения жидких масел в твёрдые жиры называют:
А. Гидролизом.
Б. Гидратацией.
В. Гидрированием.
Г. Гидрогалогенированием. - Вещество, которое может входить в состав твёрдого мыла:
А. С17Н35СООNa.
Б. С17Н35СООК.
В. (С17Н35СОО)2Mg.
Г. Все перечисленные вещества.
5. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: §15; рабочая тетрадь, с. 84, задание №4; с. 87, задание №3.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Литература:
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2008.
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.