Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада в сохранении окружающей среды.
Задачи урока:
- Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
- Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
- Воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход урока
Организационный этап.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Этап актуализации знаний. (используется презентация)
Сейчас много людей говорят об экологии. Мы тоже сегодня с вами будем говорить на тему экологии и о влиянии окружающей среды на растительный мир нашей планеты. Но сначала давайте вспомним, что же такое экология?
(Экология (от др.-греч. - обиталище, жилище, дом, имущество и ????? - понятие, учение, наука) - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов"
На сегодняшний день человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?
Экологический кризис - временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.
(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)
- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)
Наша планета - человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава-океан?!
Где вся природа поймана в капкан?И вы ответите мне без труда
Проблема окружающей среды
Проста или сложна?
- Как вы думаете? (ответы учащихся)
Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.
Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. Она нуждается в экологической помощи.
Этап усвоения новых знаний.
Очень серьезной проблемой является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.
- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, бактерии, вирусы)
Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.
- Каково значение растений в природе? (Выделение О2, поглощение СО2, питание животных и т.д.)
А вы знаете, что уже десятки видов растений исчезло с планеты Земля, а около 540 видов занесено в Красную книгу.
А что же означает это словосочетание - Красная книга?
(Это документ, в котором отражается состояние некоторых организмов в природе, которые нуждаются в охране. Красный - цвет опасности.)
Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.
У Московской области тоже существует своя
Красная книга. На слайде вы видите обложку этой
книги. А создана она была Постановлением
правительства Московской области от 13 февраля 1997
г. под № 11/4
"ОБ УЧРЕЖДЕНИИ КРАСНОЙ КНИГИ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ"
В целях выявления и регистрации в Московской области редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), а также осуществления специальных мер по их охране в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "О животном мире", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и постановлением Главы Администрации Московской области от 11.06.96 N 257-ПГ "О Красной книге Московской области" учреждается и ведется Красная книга Московской области.
Издание Книги осуществляется не реже одного раза в 10 лет.
Итак, Красная книга Московской области - официальный документ, который содержит сведения о состоянии, численности, распространении, особенностях биологии, принятых и необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира Московской области.
Включенные в Красную книгу объекты животного и растительного мира подлежат особой охране. Согласно Федеральным законам "О животном мире", "Об охране окружающей среды" и Положению о Красной книге Московской области, их добывание и продажа, равно как и нарушение среды их обитания, запрещаются.
Давайте пролистаем несколько страниц Красной книги растений Московской области. Но сначала посмотрим, категории статусов растений:
0 - исчезнувшие виды;
1 - виды, находящиеся под угрозой исчезновения;
2 - редкие или малочисленные виды с сокращающейся численностью;
3 - уязвимые виды;
4 - виды неопределенного статуса,
5 - восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды
(Дети называют несколько видов растений с представленной выставки.)
И это далеко неполный перечень растений, можете потом посмотреть список и фотографии растений, занесенных в Красную книгу.
Гибель большинства живых организмов связана с деятельностью человека.
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки.)
Давайте разберёмся, что такое заповедник, парк, заказник - обратимся к словарю:
Заповедник - особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами
Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
Для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов в заказниках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, такие как охота, рыболовство, сенокос, выпас скота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены.
Национальный парк - это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. д.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.
- Создают ли государства законы для решения этой проблемы?
(статья 58 Конституции РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
- Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
- Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ)
В нашем городе Дзержинский тоже существуют положения к законам об охране окружающей среды от 2 июля 2004 года № 1/14 - ПД
:..Защите подлежат все зеленые насаждения, произрастающие в границах города Дзержинского.
Исключение составляют зеленые насаждения:
- расположенные в охранных зонах линий коммуникаций;
- усохшие от естественных причин;
- представляющие угрозу жизни или имуществу людей.
Выводы по защите растений от исчезновения вы сформулируете чуть позже.
Еще одна экологическая проблема - кислотные дожди
Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но теперь уже во многих районах планеты дожди превратились в серьезную опасность.
Кислотные осадки (дожди, туманы, снег) - это осадки, кислотность которых выше нормальной. Мерой кислотности является значение pH (водородный показатель). Шкала значения pH идет от 02 ( крайне высокая кислотность), через 7 ( нейтральная Среда) до 14 (щелочная среда), причем нейтральная точка ( чистая вода) имеет pH=7. Дождевая вода в чистом воздухе имеет pH=5,6. Чем ниже значение pH, тем выше кислотность. Если кислотность воды ниже 5,5 , то осадки считаются кислотными. На обширных территориях промышленно развитых стран мира выпадают осадки, кислотность которых превышает нормальную от 10 - 1000 раз (рН= 5-2,5).
Химический анализ кислотных осадков показывает присутствие серной (H2SO4) и азотной (HNO3) кислот. Наличие серы и азота в этих формулах показывает, что проблема связана с выбросом данных элементов в атмосферу. При сжигании топлива в воздух попадает диоксид серы, также происходит реакция атмосферного азота с атмосферным кислородом и образуются оксиды азота.
Эти газообразные продукты (диоксид серы и оксид азота) реагируют с атмосферной водой с образованием кислот (азотной и серной).
В водных экосистемах кислотные осадки вызывают гибель рыб и других водных обитателей. Подкисление воды рек и озер серьезно влияет и на сухопутных животных, так как многие звери и птицы входят в состав пищевых цепей, начинающихся в водных экосистемах.
Вместе с гибелью озер становится очевидной и деградация лесов. Кислоты нарушают защитный восковой покров листьев, делая растения более уязвимыми для насекомых, грибов и других патогенных микроорганизмов. Во время засухи через поврежденные листья испаряется больше влаги.
Сейчас мы с вами напрямую в этом убедимся. У меня на столе стоит склянка с серной кислотой. Возьмем листочек растения - пеларгония и капнем на него серную кислоту. Посмотрите, что стало происходить с растением - на листочке появился ожег от воздействия кислоты и стал происходить некроз ткани - отмирание (появилась дырочка).
Но у нас есть еще и другие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, это транспорт. Давайте посмотрим на фото, как влияет загазованность на зеленые насаждения.
Этап закрепления новых знаний.
Вот теперь я хочу, чтобы вы подумали, сделали выводы и предложили бы нам всем советы, как сохранить нашу планету.
(Через 2 минуты дети озвучивают свои предложения)
Земля с её биосферой - величайшее чудо и она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!
- Какую сложную проблему мы попытались решить с вами сегодня? (Охрана окружающей среды)
- Зависит ли от нас с вами что-нибудь в решении этой проблемы? (Да)
Вы сами только что предложили простые советы для решения этой сложной проблемы.
Этап информации учащихся о домашнем задании.
У меня к вам будет маленькое домашнее задание, но которое вы должны делать ежедневно, исполняйте, пожалуйста то, что вы предложили сегодня на уроке для сохранения нашей планеты.
Нас почти семь миллиардов!
И можем мы все!
Сначала мы губим - потом бережем!
Давайте же люди планеты Земля,
Беречь наших меньших от нашего зла!
Используемые источники:
1. Конспект урока Дьяковой Татьяны Юрьевны, учителя биологии ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1363, г. Москва - https://urok.1sept.ru/authors/104-753-334
2. Интернет-энциклопедия "Википедия"
3. Дзержинский официальный городской сайт Муниципальное образование "Городской округ Дзержинский"
- Постановление 631-ПГД от 24.09.2008 "О компенсационной стоимости зеленых насаждений"