Цель урока:
- обобщающее повторение и закрепление изученного материала о слове, предложении, тексте на краеведческом материале
- тренинг умений:
- осуществлять выбор эффективных способов решения орфографических задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- формировать способность учащихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока
1. Оргмомент.
После сообщения темы урока, учащимися на полях выставляется "прогностическая оценка" своих знаний и умений по каждому из разделов (в баллах или на шкале)
Запись числа в тетради
2. Комплексное повторение материала:
2.1. Словарный диктант + чистописание (учитель диктует словарные слова блоками)
1 блок: Масса, багаж, тарелка, хозяин
После записи слов выполняются последовательно задания:
- Определите и назовите принадлежность к части речи каждого слова.
- Устно задайте к словам вопрос. Какое из имен существительных одушевленное?
- Назовите грамматические признаки имен существительных.
- Подберите и назовите подходящие признаки и действия (друг за другом цепочкой).
- Замените имена существительные местоимениями. Назовите полученные пары
- Определите и назовите род и лицо местоимений.
- Как в изобразительном искусстве называется такое чередование элементов?
- Какие словарные слова могли бы продолжить словесный орнамент?
- Образуйте от имен существительных имена прилагательные, назовите их.
- Назовите по порядку орфограммы в каждом слове.
- Поставьте ударение. Назовите признак отличия первого слова от остальных.
- Найдите и назовите согласные в слабой позиции в первом и втором словах.
- Назовите способы проверки правописания орфограммы в слове.
- Какая орфограмма объединяет второе и третье слова?
- Придумайте ассоциации для запоминания написания слов.
(вывешивается на доске табличка или показывается кадр презентации)
б м т а р е л к а г с а с ж а
- Деление записанных слов на слоги.
- Назови слово, в котором букв, больше чем звуков. Почему так считаешь?
- Назови слово, в котором букв, меньше чем звуков. Почему так считаешь?
Оставьте следующую строку свободной, она понадобится позже
Диктуется блок №2: галерея, вверх, кофе, долина, ромашка, винегрет, чувство
Выполняются последовательно задания:
- Определите часть речи каждого слова, склонение имен существительных
- Какое из слов не существительное? (вверх). Задайте вопрос к этому слову?
- Назовите слово, в котором букв, больше чем звуков (галерея)
- Назовите слово, в котором букв, меньше чем звуков (чувство)
- Назовите слово с опасным парным согласным (винегрет, ромашка)
- Назовите слово, которое нельзя переносить по слогам (галерея)
- Найдите слова среди записанных, в которых "прячутся" имена (долина, ромашка)
Возвращение к словам блока №1.
Выпишите на оставленную свободную строку каллиграфически правильно буквы и соединения :
- 2 слог 1 слова
- 1 слог 2 слова
- глухой согласный 3 слова
- 3 слог 4 слова
- Собери из слогов полученное слово + вспомни правило записи его, запиши (Сабакин)
Выпишите далее каллиграфически правильно буквы и соединения слов блока№2:
- 2 слог 1 слова
- удвоенный согласный 2 слова
- 2 слог слова, называющего напиток
- 1 слог слова долина. Значение слова?
- 1 слог слова, называющего полевой цветок
- 1 слог "вкусного" и "полезного" слова. В чем его польза?
- Непарный глухой, всегда мягкий согласный последнего слова.
Сколько слов можно образовать ? Правила записи слов.
Запись фамилии, имени, отчества (Сабакин Лев Федорович)
Итог этапа урока:
- Какие разделы мы повторили?
- Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
- Можешь ли уже изменить свою прогностическую самооценку?
- Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания "ситуации успеха" у ребенка с низкой самооценкой)
2.2. Учащиеся вспоминают, что им известно об этом человеке ( по материалам посещенной в краеведческом музее экскурсии. Учитель или учащийся может обобщить все сказанное: Сабакин Лев Федорович - простой крестьянин, родился в Тверской губернии, талантливый изобретатель, учился в Англии после помощи Екатерины 2, узнавшей о его изобретениях и астрономических часах. Получил титул надворного советника, награжден царским орденом и послан механиком в главном правлении заводов в Екатеринбурге. В 60 лет по приглашению Дерябина приехал на Ижевский завод. На Воткинском заводе установлен первый на Урале листопрокатный стан, на Ижевском- шустовальная машина для обработки оружейных стволов. В 1812 году вновь приехал на оружейный завод. Умер в 1813 году, был похоронен на кладбище при Троицкой церкви. Могила не сохранилась.
Как могла быть образована фамилия этого человека?( рассказать о дворянском роде Собакиных, способе отличия фамилии предка-дворянина и крепостного крестьянина.)
- Назовите, какой тип текста использован (повествование)
- Используются ли элементы описания?
- Используются ли элементы рассуждения?
- Попробуйте устно построить отдельные предложения, используя элементы описания или рассуждения (можно ввести описание астрономических часов; листопрокатного стана или шустовальной машины; различия в результатах обработки оружейных стволов до и после изобретения Сабакиным специальной машины; рассуждение о том, почему был послан на учебу простой крестьянин; как он стал известной личностью).
2.3. Комментированное письмо:
Сабакин Лев Федорович родился в семье простого крестьянина и жил в Тверской губернии. Он получил титул надворного советника от Екатерины Великой за свои изобретения, награжден царским орденом и послан служить механиком в главном управлении заводов Екатеринбурга.
2.4. После самопроверки записи предлагается фронтальное выполнение заданий:
- выделение и объяснение правописания орфограмм;
- сгруппировать виды орфограмм ,назвать группы и способ проверки написания
- назовите слова с безударными окончаниями в именах существительных, именах прилагательных. Как проверить и доказать правописание окончаний?
- назовите слова с мягким знаком после шипящих (нет таких слов)
- роль мягкого знака в словах: семье, крестьянина, служить
- составление схемы предложения, синтаксический разбор
- разбор по составу: надворного, царским, управлении
- упражнение в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов;
- назовите слова, в которых наблюдается несовпадение количества звуков и букв, объясните причину
- Почему народ прозвал царицу Екатерину II "Великой"?
- назовите грамматические признаки существительных во втором предложении
- обозначьте склонение и падеж существительных в первом предложении, выполните устную постановку существительного в разные падежные формы
- назовите грамматические признаки глаголов, встречающихся в предложении
- изменение времени, числа и лица глаголов
- определение типа спряжения глагола + измените спряжение*(это сделать невозможно!)
- Образование неопределенной формы глаголов , замена глаголов синонимами
- назовите местоимение, его грамматические признаки
- вычлените словосочетания из предложений
- Введение в предложения слов, в которых пишется Ь после шипящих (в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) , (существительных 3 склонения)
- определите роль слов разных частей речи в предложении
Итог этапа урока:
- Какие разделы мы повторили?
- Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
- Можем ли мы уже изменить прогностическую самооценку?
- Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания "ситуации успеха" у ребенка с низкой самооценкой)
3. Итог урока:
Рефлексия
- Хочу похвалить..за:
- Самооценка : материал темы я знаю
- + - очень хорошо
- v - бывают трудности
- - - пока еще сложно выполнить ( на полях строки с соответствующим заданием)
- Остались сомнения
Сравнение "прогностической оценки" в начале и в конце урока (оценка своих возможностей).
Самопроверка записи работы в тетради, обнаружение причин ошибок ( путь их ликвидации)
"Аукцион" (для выставления итоговой оценки за урок):
- Что я знаю о слове? (фонетический, орфографический морфемный анализ, лексическое значение; морфологические признаки слов разных частей речи)
- Что я знаю о предложении?
- Что я знаю о тексте?
Оценки.
Рассуждение (по желанию): Я заслуживаю за работу на уроке оценку:, т.к.( можно просто поставить на полях работы в тетради)
Комментирование оценок за работу на уроке учителем (выставляются в журнал)
Домашнее задание:
1. Составьте арифметический диктант или задание для устного счета (выражения, имеющие ответ, равный каждому числу в шифровке).
2. Составьте подобное задание о другом малоизвестном, но значимом в истории города человеке, творческие работы по теме "Значимые люди в истории Ижевска" (викторины, кроссворды, шифровки)
3. Индивидуальный самостоятельный выбор задания на повторение для устранения пробелов в знаниях (учителем даются номера страниц учебника с теоретическим материалом, а учащиеся после повторного мотивирования записывают на свой выбор).