Цель: продолжить знакомство с понятием "сказка - цепочка".
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
- совершенствовать технику чтения;
- пополнять словарный запас;
- учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- приобщить детей к творческой деятельности.
Развивающая:
- развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
- формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
- развивать речевые умения, творческие способности;
- активизировать словарь детей.
Воспитательная:
- воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
- выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.
Оборудование:
Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.
- А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
- А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).
3. Медвежата.
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать.
- Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. " Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам".
4. В лифте.
- Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
II. Введение в тему
- Посмотрите, ребята, что это за предмет такой? (волшебный клубок)
- Кто догадался, в каких произведениях появляется волшебный клубочек? (в сказках)
- А какую роль он играет в сказках? (путеводитель)
- Ребята, кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
- Клубок будет путешествовать по сказкам, и мы вместе с ним.
- А так же учить вас, ребятки, но:. чему? (думать, рассуждать, читать выразительно).
III. Подготовка к основному этапу
- Давайте вспомним, что такое сказка?
- Посмотрите, куда покатился наш клубочек? (к электронному толковому словарю).
- Давайте проверим правильность ваших рассуждений.
(Читает хорошо читающий ученик со слайда)
- Сказки появились на Руси очень - очень давно, когда люди не умели писать и читать, их не записывали, а просто рассказывали друг другу, передавали из уст в уста.
- Какие три типа сказок вы знаете? (бытовая, о животных и волшебная)
- Наш клубочек поведёт вас по сказочному царству, а вы будьте внимательны, запоминайте сказки и попробуйте определить, к какому типу сказок они относятся?
(Фильм со сказками)
- Какие сказки вы увидели, запомнили и к какому типу они относятся?
IV. Физминутка "Колобок"
- Ребята, что за герой и из какой сказки появился на экране?
- С ним мы сейчас и отдохнём!
V. Изучение нового материала
Инсценировка
- Опять появился наш клубочек, значит, сейчас произойдёт что - то интересное. Он привёл к нам на урок из прошлого сказочных героев.
- Посмотрите внимательно на отрывок из сказки и попробуйте угадать, как она называется? (инсценировка отрывка - 4 класс)
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Богатый мужик сразу замялся и говорит:
Нет, барин, мне не поделить будет вам гусей-то.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
- Да, пожалуй, могу разделить и это, - отвечает бедный мужик.
- Кто догадался, из какой сказки прибыли наши герои?
Словарная работа.
а) В сказке вам встретится слово "барин". Что оно обозначает? (посмотреть на главного
героя и сравнить со взрослым сегодняшнего времени).
б) А так же встретится выражение "наградил деньгами и хлебом". Как его понимаете?
Просмотр электронной книги.
- Сейчас мы по электронной книге посмотрим и прочитаем эхом вполголоса сказку "Как мужик гусей делил".
- А что такое "эхо"? (ответы детей)
- Значит, вы тоже должны вполголоса повторять за чтецом, не забегая вперёд и не отставая. (Чтение сказки)
Анализ сказки.
- К какому типу сказок она относится?
- Назовите главных героев сказки (герой встаёт, кланяется и подходит к учителю).
- Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?
- Ребята, есть в сказке главные герои, а ещё какие? (нейтральные)
- Это какие герои? Назовите их.
Работа с текстом (распечатка)
А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам). Приложение2.
Как мужик гусей делил
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.
Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не
знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня
жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить
гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом
смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские
дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам
по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал
мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил
бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять
гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена,
два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам
поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с
барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё
поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и
хлеба, а богатого прогнал.
Б. Анализ текста (игра "Журналисты").
- А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".
- Как вы понимаете это слово?
- Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Приложение 1.
VI. Работа в группах
- Вот и опять появился наш путеводитель, который поведёт нас в мир знаний и открытий.
- Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.
Проблемный вопрос | Задания |
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? | Сравните качества характера, поступки
бедного и богатого мужиков (сходства и различия)? Выберите из перечисленных вами качеств те, которые вам пригодятся в жизни. |
Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину? | Придумайте слова и действия, которые
смогли бы убедить богатого мужика не ходить к
барину. Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными. |
Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации? | Переделайте сказку так, чтобы оба героя
стали положительными. Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке. |
- 1 группа, ваш проблемный вопрос?
- Чтобы решить эту проблему, вам нужно было выполнить 2 задания (Дети отвечают на вопросы).
Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).
VII. Итог урока
- Клубочек очень устал и предлагает нам сделать выводы по увиденному и прочитанному.
- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- А к какому типу сказок относится?
- Клубочек вернул нас в начало темы, прочитайте её ещё раз и скажите, какой урок вы получили из этой сказки?
- Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?
- В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.
- Значит, какими качествами обладал богатый мужик? (доброта, дружба, понимание, сердечность).
- Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
- И давайте начнём прямо сегодня?!
- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Под музыку дети дарят друг другу и нашим гостям сердечки
- А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
VIII. Рефлексия
- Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
- Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:
1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).
2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)
- Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.
- Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
Спасибо за работу, за участие!
IX. Домашнее задание
- 1 группа рисует зачин сказки
- 2 группа - основную часть
- 3 группа - концовку
Приложение 1
Примерные вопросы к игре "Журналисты":
Здравствуйте! Я, Богдан Анатольевич, из журнала " :", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.
Здравствуйте, меня зовут Полина Алексеевна, я из программы ":", у меня следующий вопрос к барину: скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.
Здравствуйте! Меня зовут Виктория Денисовна, я из программы ":", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.
Я из программы " :", зовут меня Данил Максимович. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
А я, Диана Максимовна, из программы ":", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.
Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала ":" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы ":", хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы ":", хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
Приложение2
Как мужик гусей делил
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.
Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не
знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня
жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить
гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом
смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские
дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам
по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал
мужику хлеба и денег.
Услышал богатый мужик, что барин за гуся наградил
бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять
гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена,
два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам
поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не
придумал.Послал барин за бедным мужиком и велел
делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с
барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё
поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и
хлеба, а богатого прогнал.