Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся.
Задачи:
- образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы
- развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося
- воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
- здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент. (см. презентацию)
- Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.
2. Вводная беседа.
- Ребята, тема нашего урока звучит так: " Жизнь дана на добрые дела" (слайд 2).
- Как вы понимаете эту пословицу? О чем мы сегодня будем говорить?
- Мы будем говорить о том, как нужно жить, какие нужно совершать поступки.
- Мы подумаем, порассуждаем и решим, что для каждого из нас значит слово - " жить". Это трудный вопрос. А поможет нам найти на него ответ сказка. Сказка необычная - сказка-притча.
- Как вы понимаете, что значит притча? Где можно найти толкование этого слова?
- Притча - правдивая поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость.
- Готовы ли вы начать размышлять о том, что же значит - жить? (слайд 3)
- И так слушайте. Притча называется " Чаша жизни", автор Т. Г. Григорьева (у каждого текст сказки ).
3. Чтение притчи учителем. (Звучит тихая музыка . Учитель читает притчу.)
- Скольким людям раздал Господь чаши? (слайд 4)
- Чем они были наполнены?
- Что вас удивило, когда слушали притчу?
- Люди к Божьему дару отнеслись по-разному.
- О чем заставила задуматься сказка?
- Как надо поступать, как надо жить.
4. Чтение про себя.
- Найдите в тексте слова, как каждый человек распорядился своей чашей и что ответил на это Господь.
5. Обсуждение притчи.
а) - Как поступил со своей чашей первый человек?
- Он её спрятал.
- Почему?
- Чтобы не потерять ни одной капли, так как содержимое было бесценно.
- Что ответил ему Господь?
- Всю жизнь ты прожил без любви. Что с того, что чаша твоя полна, если ты не смог подарить никому и капли любви.
Итак: без чего человек прожил жизнь?
- Без любви. (слайд 4)
(под первой фигурой появляется табличка "без любви")
б) - Как поступил со своей чашей второй человек?
- Он показывал её всем, хвалился.
- Что ответил ему Господь? (прочитать).
(Многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты показывал свою чашу, а люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор).
Итак: содержимое чаши было бесценно, а человек этого не ценил. (под второй фигурой появляется табличка " не ценил любовь"), (слайд 4).
в) Что сделал 3 человек со своей чашей? (прочитать)
- Он весело и беспечно нес свою чашу по жизни, разбрызгивая ее содержимое.
- И что ответил Господь ему? (Что же с того, что чаша твоя пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая куда летят капли.)
Итак: человек расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой. (под третьей фигурой появляется табличка "растерял любовь"), (слайд 4).
г) Как четвёртый человек поступил со своей чашей?
- Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом.
- Вспомните, как называется человек, который во всем ищет для себя выгоду?
- Корыстный человек.
- Какой любовью была наполнена его чаша?
- Корыстной любовью. (под четвёртой фигурой появляется табличка "корыстная любовь",(слайд 4).
д) - Почему чаша последнего человека была переполнена любовью?
- Он совершил много добрых дел, помогал всем.
- И каков был итог его жизни?
- Он прожил свою жизнь так, будто вырастил сад, который дал плоды.
- Такая любовь называется самоотверженной и благодарной.
Итак: Какой любовью была наполнена чаша пятого человека? (под пятой фигурой появляется табличка "благодарная любовь"), (слайд 4).
Обобщение:
- Ребята, подумайте, что объединяет этих людей?
- Получили одинаковые чаши.
- Как отнеслись люди к Божьему дару?
- По-разному.
- С каким человеком вам бы хотелось пройти по жизни? Почему?
- С пятым человеком. Он достойно прожил свою жизнь. (убрать четыре фигуры)
- Ну, а теперь настало время вам ответить на столь важный вопрос, а что же для вас значит - жить?
- Давайте вернемся к последнему человеку. Каков был итог его жизни? (прочитать)
- Давайте и мы с вами тоже посадим свой сад доброты.
- Думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой.
- Что мы можем подарить друг другу на уроке?
- Улыбку.
Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и гостям. Последний должен передать улыбку мне. ( музыка В. Шаинского "Улыбка").
- Ребята, что мы подарили друг другу?
- Улыбку.
- Какое дерево посадим?
- Посадим первое дерево "Улыбка доброты". (слайд 5)
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.
- Ребята, у каждого из вас есть тетрадь "Добрых поступков", в которую вы записываете свои добрые дела и рисуете рисунки. Расскажите, какие добрые поступки вы совершили за прошедшее время. (зачитывают)
- Ученые считают, что осознание сделанного добра - уже награда для человека. Делая доброе дело не надо ждать благодарности.
- Какое второе дерево мы посадим? Дерево назовем:
- Копилка добрых поступков.
- Ребята, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?
- А вы хотите, чтобы у вас был много друзей? Какое дерево надо посадить в нашем саду?
- Дерево "Дружбы".
- Пройдут года и этот сад тоже даст свои плоды, а вот какими будут эти плоды будет зависеть только от вас. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Стихотворение читает ученик.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
Итог:
(на доске записано) Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.
- Пусть эти слова будут девизом на всю вашу оставшуюся жизнь.
- Солнышко - источник света и тепла. Солнышко - это жизнь. Оно посылает нам свои лучики тепла, добра, радости. (слайд 6)
- Поделитесь своим теплом и радостью с нашими гостями. (вручение гостям лучиков, на которых написаны слова: радости, счастья, любви, добра, милосердия).