Урок "Механическое движение". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: дать понятие механического движения.

Задачи:

  • Обучающая - формирование знаний и умений учащихся об относительности движения и покоя. Ответить на вопрос: может ли тело одновременно находиться в состоянии покоя и движения. Ввести новые понятия: тело отсчета, траектория, пройденный путь и указать их отличительные признаки; скалярная величина
  • Развивающая - развитие мыслительной деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов. Развивать обобщенные знания и целостное представление о физических явлениях, учить сравнивать, делать выводы
  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня наша с вами цель понять, что же такое механическое движение.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Презентация.

Слайд 1. Учащиеся записывают в тетрадях тему урока "Механическое движение".

Учитель. В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение повсюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.

Постановка и обсуждение проблемного вопроса.

Учитель. Что же бросается в глаза при наблюдении окружающего мира?

Учащиеся. Это его изменчивость.

Учитель. Какие изменения вы замечали?

(Учащиеся приводят примеры.)

Слайд 2. Рассматриваются примеры, приведенные на слайде.

Учитель. Как можно узнать, движется тело или нет?

Учащиеся. Нужно проследить, меняется ли его положение относительно других тел.

Учитель. Приведите примеры изменения положения тела относительно других тел и состояния покоя тела.

(Учащиеся приводят примеры, характеризуют их.)

Слайд 3.

Учитель. Какой вывод сделаете?

Учащиеся. Движение тела происходит лишь в том случае, если его положение относительно других тел изменяется.

Учитель. Запишите определение механического движения в тетрадь.

Слайд 4.

Учитель. Почему обязательно нужно указывать, относительно каких тел движется тело?

Учащиеся. Потому что тело относительно одних тел может двигаться, а относительно других может находиться в покое. Так, если мы едем в автобусе, то относительно придорожных столбов, домов, магазинов мы движемся, а относительно автобуса находимся в покое.

Демонстрация опыта: относительность движения (с использованием заводного автомобиля, указателей и "пассажира").

Учитель. Значит движение и покой это понятие, относительное. Объясните, в чем состоит относительность механического движения.

Демонстрация опытов, связанных с движением тел. Учитель показывает опыты № 12, 13, описанные в пособии Л.А. Горева "Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы"

Обсуждение опыта:

Учитель. Чтобы определить движется тело или находится в покое необходимо выбрать тело, относительно которого происходит или нет изменение положения тела, т.е. тело отсчета.

Какие предметы служили точкой отсчета движения? Дайте определение понятия "тело отсчета", приведите примеры.

Учащиеся. Тело отсчета - это тело, относительно которого определяется положение других (движущихся) тел.

Учитель. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д.

Учащиеся. Приводят примеры. Например, человек, сидящий в поезде, движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца. Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота. Пассажир в поезде. Вагон для пассажира, есть тело отсчета, пассажир неподвижен относительно вагона, а вагон движется.

Слайд 5. Учащиеся записывают определение в тетрадях.

Понятие о траектории движения тел.

Учитель. Как движется любое тело в пространстве?

Учащиеся. Переходит из одного места в другое, движется по определенной линии - прямой, ломаной, кривой, в зависимости от направления движения.

Учитель. Любое тело, перемещаясь в пространстве, оставляет видимые и невидимые следы.

Слайд 6. Учитель демонстрирует, комментирует слайд.

Учитель. Линия, по которой движется тело, называется траекторией.

Учащиеся записывают определение в тетрадях.

Слайд 7.

Наблюдение траекторий движения предметов.

Учитель показывает траекторию движения шарика, колеблющегося на нити, и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую, траекторию мела по доске.

Учитель. Какова длина траектории, представленной ломаной линией?

Учащиеся. Длина этой траектории - сумма длин всех отрезков.

Учитель. Как измерить длину траектории прыжка в воду спортсмена?

Учащиеся. От точки отрыва (О) от вышки до точки погружения в воду (П), но не по прямой, а следуя всем изгибам.

Учитель. Как вы думаете, если мы измерим длину траектории, что мы определим?

Учащиеся. Пройденный путь.

Учитель. Совершенно верно. Пройденный путь - это длина траектории. Обозначение S.

Учитель. В математике и в физике существуют понятия векторной и скалярной величины. Что же это за величины? Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Векторная же величина имеет и численное значение и направление.

Слайд 8. (Учащиеся делают записи в тетрадях).

Учитель. Пройденный путь - скалярная величина. Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Какие вы знаете единицы измерения пройденного пути?

Учащиеся (перечисляют). Километры, метры, сантиметры, дециметры, миллиметры.

Учитель. В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр.

Слайд 9. (Учащиеся делают записи в тетрадях).

В СИ S (м)

  • 1 км = 1000 м,
  • 1 дм = 0,1 м.,
  • 1 см = 0,01м.,
  • 1 мм = 0,001 м,

Демонстрация опыта: измерение пути, пройденного куском мела по доске.

3. Закрепление

1. Обсуждение вопросов.

а) Что называется механическим движением?

б) Почему указывают, относительно каких тел движется тело?

в) Что называется пройденным путем?

г) Какова единица пути в СИ?

Слайд 10, 11.

2. Решение задач № 95, 96, 97. В.И Лукашик Сборник задач по физике

Задача № 95.

В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?

Ответ: а) в покое; б) в движении; в) в покое; г) в движении.

Задача № 96

Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги?

Ответ: прямую линию.

Задача № 97

Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок часов. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: траектории движения концов обеих стрелок - окружности; пути, пройденные концом каждой стрелки по окружности за некоторый отрезок времени, различны.

Слайды 12-14.

3. Решение теста.

1. Укажи примеры механического движения.

А) Движение червяка в земле.

Б) Движение автомобиля по дороге.

В) Полёт голубя.

Г) Полёт самолёта.

Д) Нагревание тела.

2. Корабль подплывает к пристани. Относительно, каких тел пассажиры, стоящие на палубе этого корабля, находятся в движении?

А) Реки.

Б) Палубы корабля.

В) Берега.

3. Что такое тело отсчёта?

А) Любое тело, состав которого мы рассматриваем.

Б) Любое тело, поведение которого мы изучаем.

В) Тело, относительно которого рассматривается движение другого тела.

Г) Только тела, стоящие у дороги, по которой движутся автомобили.

5. Что такое траектория?

А) Длина линии, по которой движется тело.

Б) Линия, по которой движется тело.

В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела.

Г) Любая воображаемая человеком линия.

 6. Что такое путь?

А) Длина линии, по которой движется тело.

Б) Линия, по которой движется тело.

В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела.

Г) Любая воображаемая человеком линия.

Д) Кривизна траектории.

7. Единица измерения и обозначение пути в международной системе единиц СИ.

А) км, S.

Б) м, S.

В) дм, S

Г) см, S.

Д) мм, S.

8. Вырази в метрах:

27 мм =

39 см =

66 дм =

0,9 км =

4. Домашнее задание

1. Выучить материал параграф 13, записи в тетради.

2. Упражнение 3 (1-3) стр. 32

3. Задание 4 стр.32

4. Желающим выполнить рисунок, иллюстрирующий понятие "тело отсчета"

5. Итог урока

  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
  • Выставление оценок
  • Отметить лучших
  • Учитель оценивает работу учеников.

Используемая литература:

  1. Учебник. Физика 7 класс. А.В.Перышкин. - М.: изд-во "Дрофа", 2007.
  2. Картинки заимствованы из Интернет-ресурсов.