Сочинение по картине

Разделы: Русский язык


Произведения живописи широко используются на уроках русского языка.

Картина имеет большое значение в развитии речи детей благодаря своей конкретности, наглядности. Произведение живописи является источником ярких впечатлений, способствует развитию образного мышления, воспитывает художественный вкус.

В 5 классе главным образом используются картины художественного характера, не сложные по композиции, простые по цветовой гамме, например, " Юные рыболовы" И. Прянишникова.

В 6 классе в связи с тем, что на уроках литературы и в системе работ по развитию речи большое внимание уделяется описанию, сочинения проводятся по сюжетным (жанровым) картинам, в которых много места отводится пейзажу и портретной характеристике, например, " Утро" Т. Яблонской или " Первые зрители" Е. Сыромятниковой.

В 7-8 классах для сочинений предлагаются многофигурные картины сюжетного характера, содержащие материалы для рассуждения, например " Над вечным покоем" И. Левитана. Более подробно ученики знакомятся с портретной живописью (" Пушкин на экзамене в лицее И.Репина или " Пущин в гостях у Пушкина" Н. Ге.)

1. Методы и приемы работы с картиной.

В работе с картиной учитель придерживается примерно следующей последовательности:

1) Подготовка учащихся к восприятию картины.

2) Рассматривание картины.

3) Анализ живописного полотна.

4) Словарно-стилистическая работа.

5) Составление плана сочинения.

6) Устный рассказ и письменное сочинение.

7) Анализ сочинения.

Безусловно, все этапы работы органически взаимосвязаны. Однако, чтобы показать разнообразие приемов, которое может использовать учитель, остановимся более подробно на первом из них - подготовке учащихся к восприятию произведения искусства.

Подготовка учащихся к активному восприятию картины осуществляется в процессе вступительной беседы. Содержанием её обычно являются сведения о художнике, об истории создания рассматриваемого полотна.

Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству. Вместо рассказа можно использовать научный фильм. Иногда выступления с сообщениями, докладами поручаются заранее подготовленным ученикам. Кстати, самостоятельно подготовленные доклады приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи школьников. Готовясь к сообщению, учащиеся вырабатывают умение пользоваться литературой, отбирать наиболее важный материал, умело использовать цитаты, логично и связно излагать свои мысли.

Подготовка к выступлению перед одноклассниками учит самостоятельно трудится и воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Учитель указывает литературу и даёт отдельные советы по выбору и компоновке материала.

Вот примеры ученических сообщений в 5 классе.

История создания картины " Бурлаки на Волге".

Однажды в 1868 году во время прогулки на пароходе И. Е. Репин увидел на Неве бурлаков. Кругом очаровательная природа, роскошные дачи, разнаряженная публика. И среди этого великолепия ужасная картина: люди, как лошади, запряжены в лямки и тянут на своих плечах баржу с грузом. Молодого художника это зрелище поразило. Тут же появилась мысль создать картину на эту тему.

По первым впечатлениям был сделан набросок - три бурлака тянут лямку по крутому, обрывистому берегу.

Через два года Репин вместе с художниками Васильевым и Макаровым едет на Волгу. Целое лето провели художники на берегах великой русской реки. Они зарисовывали живописные волжские пейзажи, наблюдали жизнь народа, делали этюды будущих картин.

На Волге начинается знаменитая репинская "бурлацкая эпопея". Художник стремится сблизиться с бурлаками, пишет с них этюды, долго "охотится" за любимым своим героем Каниным, который поразил Репина умом и необычайной внешностью. В течение трех лет Репин продолжал искать, долго работал над композицией, заменял одних героев другими, дополнял картину новыми деталями, совершенствовал её цветовое решение. И все эти поиски увенчались успехом: художнику удалось создать монументальное полотно, посвященное жизни народа.

Великий русский художник - пейзажист И.И. Шишкин.

Кто этот коренастый, приземистый человек с поседевшей бородой? Что он делает в чаще леса? Почему он так внимательно рассматривает деревья и кусты? Это, наверное, старый лесник. Он так сроднился с могучим кряжистым дубом и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи: Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достаёт блокнот и делает поразительно тщательную зарисовку. Это художник И.И.Шишкин родился в 1832 году в г.Елабуге на реке Каме среди живописной природы. Её красоту мальчику хотелось перенести на бумагу. Но как это сделать? Как это делают художники? Он их никогда не видел. Отец, любознательный и образованный человек, старается развить в своём сыне способности к живописи. Первым учителем маленького Вани стал иконописец И.Осокин ,который учился в Московском училище живописи и зодчества.

Это знакомство разожгло в Шишкине стремление к живописи. Однажды он поведал отцу о своих мечтах. Отец одобрил стремление сына и разрешил поехать учиться в Москву. Мать была против, она считала, что он должен стать торговцем, как отец. Когда же она убедилась, что все уговоры напрасны, спросила в раздражении сына, кем же он хочет стать: богатым, всеми уважаемым человеком или маляром? "Художником", - тихо но уверенно ответил Шишкин. В 1852 году сбылась заветная мечта. Шишкин поступил в художественное училище. Вскоре он попал на выставку И.Айвазовского. Впоследствии он признавался, что именно тогда у него возникла мысль: "Если моря и горы так хороши на картинах, то чем же хуже наши леса и поля?" А леса он знал и любил, исходив их под Елабугой вдоль и поперёк.

В 70-е годы Шишкин стал членом Товарищества художников-передвижников. Его картины находились на выставках общества. Известность ему принесла картина "Сосновый бор: Мачтовый лес в Вятской губернии".

В 1878 г.закончил свою работу над картиной "Рожь".Позже создаются такие полотна, как "На севере диком", "Среди долины ровныя".

Картину "Утро в сосновом лесу" Шишкин не всю написал сам. Медведи были написаны художником Савицким - другом Шишкина.

Последней картиной Шишкина была знаменитая "Корабельная роща".

Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, повысить эмоциональность восприятия, надо опираться на личные наблюдения детей над природой.

Часто во вступительной беседе о картине надо обращаться и к литературным произведениям, близких по тематике содержанию анализируемой картины.

Например, прежде чем перейти к рассмотрению картины И. Шишкина "Зима" можно предложить учащимся послушать, как поэты описывали красоту зимней природы (читаются наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина : "Зима", "Зимний вечер", "Зимнее утро", стих И. Никитина "Встреча зимы", А.Майкова "Зима", "Чудная картина" А. Фета).

И, наконец, внеклассная работа ( посещение Третьяковской галереи, где ребята знакомятся с оригиналами картин) тоже подготавливает учащихся к восприятию картины.