Цель урока: закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.
Задачи:
- сформировать умение обобщать, делать выводы,
- находить однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сравнительные обороты, правильно ставить знаки препинания между ними,
- развитие речевых способностей, творческого мышления, внимания, памяти, воображения,
- развитие мотивации учебной деятельности;
- развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся
- воспитание коммуникативности, совместной работы и сотрудничества;
- воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.
Тип урока - урок-путешествие.
Форма урока - на основе игровой технологии (с помощью сказки) и с применением компьютерной презентации.
Оборудование: компьютерная презентация,
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции, грамотно излагать мысли.
Оборудование: компьютерная презентация
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор.
Цели:
- формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом;
- показать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое);
- указать на определенное интонационное оформление обобщающих слов.
- отрабатывать умение опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) обращения;
- правильно оформлять на письме обращения.
Ход урока
Предложения с обобщающим словом при однородных членах
1. Работа с теорией (устное высказывание)
Учитель. Ребята! Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. На этом уроке мы повторим такие понятия, как однородные члены предложения, обобщающее слово. Научимся расставлять знаки препинания при однородных членах. Мои маленькие Буратино, используя схему на с.57 (слайд3), расскажите о том, какими синтаксическими конструкциями может быть осложнено простое предложение. Какая информация является для вас новой? (СЛАЙД 3)
Ученики. Отвечают по схеме
2. Работа с учебником (выполнение упр.131) (СЛАЙД 4)
- Вот солдаты идут по степи опаленной, тихо песни поют про березку да клены. (С.Львов) (Од.)
- Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.Пушкин)(Об.)
- Бьется в тесном печурке огонь на поленьях Береза, осина, да ель, да сосна, а слева долина, как скатерть равна, (Н.Некрасов)(Од.)
- смола, как слеза.(А.Сурков)(С.)
- Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) (Об.)
- И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин)(С.)
- К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)(В)
3. Взаимопроверка (выполнение упр.131, предл. №5-7) (СЛАЙД 5)
Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) (Об.)
И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин)(С.)
К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)(В)
4. Работа с заранее записанным на доске текстомВам даны предложения. Прочитайте их с разной интонацией. Изменятся ли знаки препинания и почему?
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно полки посуду.
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё: окно, полки, посуду.
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно, полки, посуду.
5. Индивидуальная работа у доски
3 человека у доски выполните все виды разбора слова "паутина"
(фонетический, морфемный, морфологический).
Проведите синтаксический разбор первого предложения. Постройте схему этого предложения.
6. Самостоятельная работа (упр.133 задание 2), работа со словарем
Предложения с обращением
"Буратино, продолжим урок!"- сказала Мальвина. Девочка с голубыми волосами обратилась к непоседе-мальчику, а он продолжал бездельничать. Но мы с вами любознательные и поэтому постараемся научиться опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) обращения. Узнаем, как же правильно оформлять на письме обращения.
Кому из персонажей нашей сказки принадлежат следующие слова (четверостишье заранее записано на доске или экране без знаков препинания):
(СЛАЙД 7)
Юный друг всегда будь юным
Ты взрослеть не торопись.
Будь весёлым дерзким шумным
Драться надо - так дерись.
(Черепахе Тортилле)
- Расставьте знаки препинания. Чем осложнено данное предложение?
- Что такое обращение?
- А кому говорила эти слова мудрая черепаха? (Буратино)
- Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация)
7 . Работа с учебником (выполнение упр.136) (СЛАЙД 8)
Обращение в начале предложения
- Буратино, перестань паясничать!
- Обращение в середине предложения
- Перестань, Буратино, паясничать!
- Обращение в конце предложения
- Перестань паясничать, Буратино!
8. Обрати внимание! (СЛАЙД 9)( учащиеся см. стр. 60)
Как следует обращаться друг к другу в зависимости от речевой ситуации
1. Воспитанный человек не употребляет при обращении слова с суффиксом - к (а) (Васька, Лариска)
2.Нельзя употреблять в роли обращения местоимение ты, вы (Эй, ты!)
3. В официальной обстановке невежливо обращаться к кому-то, называя его просто по фамилии. В этом случае при фамилии употребляются общепринятые слова. (Господин Иванов!)
4. К старшим по возрасту принято обращаться по имени и отчеству: Ирина Николаевна, Наталья Витальевна.
9 . Объяснительный диктант (СЛАЙД 10,11)
Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.
Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!
К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.
Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.
Ночью п..лил дождь.
Проведите синтаксический разбор третьего предложения. Постройте схему этого предложения.
10. Самостоятельная работа (СЛАЙД 12)
- Придумайте и запишите своё предложение с обращением.
11. Подведение итогов урока.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
- Расскажите, что интересного на уроке вы узнали об однородных членах предложения.
-Что такое обращение? (О. помогают людям устанавливать контакт между собой, понимать друг друга)
- Назовите признаки обращения. (Обращения могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Обращения не являются членами предложения.)
12. Домашнее задание упр. 134, 139.