Урок разработан для учащихся колледжа музыкально-театрального искусства. С первого класса помимо общеобразовательных предметов ребята изучают рисунок и живопись (художественное отделение), классический и народный танцы (хореографическое отделение), классический вокал (вокальное отделение), классическую музыку (инструментальное отделение). Тема культуры и искусства им близка и знакома.
Кроме того, визуальное восприятие позволяет глубже понять и лучше запомнить историческое событие, обратить внимание на те детали, о которых невозможно рассказать в тексте (внешний облик людей, одежда, обстановка, эмоциональное состояние).
Учебно-воспитательные задачи:
- Посредством визуализации создать эмоциональную основу для более полного усвоения знаний.
- Обобщить знания об историческом периоде XVII в.
- Развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Оборудование:
- Репродукции картин русских художников.
- Историческая карта “Россия XVII в”.
- Историческая карта “Экономическое развитие России в XVII в”.
План урока:
- Целеполагание.
- Политическое устройство России XVII в.
- Экономическое развитие России XVII в.
- “Бунташный век”.
- Церковный раскол.
- Внешняя политика России в XVII в.
Технологическая карта урока
Комментарий хода урока |
Вопросы |
Понятия |
№ рисунка |
Время (мин.) |
1. Целеполагание |
3 |
|||
2. Политическое устройство |
роль Боярской думы; роль Земского собора; укрепление самодержавия; |
Земский собор, Боярская Дума, местничество, самодержавие; |
1 2 |
6 |
3. Экономическое развитие |
новые черты в развитии экономики; |
барщинное хозяйство, мануфактура, специализация районов, товарное производство, всероссийский рынок; |
3 4 5 |
8 |
4. “Бунташный век” |
народные выступления в XVII в. (место, время, причины, программа, методы борьбы, результаты) |
“прелестные письма”; |
6 7 8 |
8 |
5. Церковный раскол |
причины, сущность, последствия; |
церковный раскол, старообрядчество; |
9 10 11 12 |
6 |
6. Внешняя политика России в xviiв |
внешнеполитические события на западном, восточном и южном направлениях; |
землепроходцы, колонизация, остроги, ясак; |
13 14 15 16 |
10 |
7. Подведение итогов |
4 |
1. Целеполагание.
Учитель: Наша задача – повторение пройденного материала. Но урок необычный. В ходе повторения мы будем рассматривать репродукции картин великих русских художников, которых волновала судьба Отечества и которые донесли до потомков глубину, а подчас и трагизм исторических событий. Мы должны обратить внимание на то, как с помощью художественных средств живописцы показали нам то, что когда-то волновало наших предков, вовлекало их в гущу исторических событий. Только соприкоснувшись с искусством, можно понять всю глубину их чувств, ощутить себя их современниками.
И, конечно, не будем забывать о нашей главной задаче: повторение основных событий XVII в. и связанных с ними понятий, персоналий, дат.
2. Политическое устройство.
Учитель: Вспомним и изобразим на доске схему политического устройства России XVII в.
Ученики:
Учитель: Вспомним, как и при каких обстоятельствах первый царь династии Романовых оказался на престоле.
Ученики: 1613 год, был “не способнейший, а удобнейший”
Слайд №1 (А.П.Рябушкин “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами”)
обращает внимание на членов Боярской думы, выражения их лиц, положение царя на картине, подводит к выводу о роли Боярской думы.
Учитель: зачитывает слова подъячего Котошихина: “Когда государь объяснит свою мысль и спрашивает совета у думных людей, тогда, кто из них поумнее говорит свое мнение, а иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь многих жалует в бояре не по разуму их, а по великой породе, и многие из них грамоте не учены”,
О каком явлении в Российской истории идет речь?
Ученики: Местничество (назначение на должности в соответствии со знатностью)
Учитель подводит к выводу об изменении роли Боярской думы к середине XVII в.
Земский собор. Когда впервые созван? Для чего?
Ученики: 1549 г. Иваном IV. Для обеспечения поддержки населения в борьбе с боярством.
Слайд №2 (С.Иванов “Земский собор”)
Учитель: Что произошло с Земским собором к середине XVII в. Почему?
Ученики: Последний был созван в 1653 г. царская власть окрепла и не нуждалась в поддержке.
Учитель: Подводит к выводу об укреплении самодержавия в XVII в.
3. Экономическое развитие.
Учитель: Основа экономики – барщинное хозяйство. Назвать его основные черты.
Ученики: Натуральное хозяйство; земля – собственность феодала, за пользование наделом крестьянин платил оброк и отрабатывал барщину; личная зависимость крестьян медленное развитие.
Учитель: В XVII веке появляются и новые черты в развитии экономики.
Слайд №3 (А.Васнецов “Пушечно-литейный двор на реке Неглинной”)
Обращает внимание на то, как художник передал особенности мануфактурного производства.
Ученики: Называет признаки (крупное производство, ручной труд, наемный труд, разделение труда).
Учитель: Какие особенности российских мануфактур вам известны?
Ученики: Принудительный труд по причине закрепощения крестьян к середине XVIIв.
Учитель: Какие еще новые явление в экономике вам известны?
Ученики: Товарное производство (форма производства, при которой продукты изготавливаются для продажи), специализация районов (производство в отдельных районах определенных товаров), всероссийский рынок (система торговых связей между отдельными районами страны)
Слайд №4 (А.Васнецов “Красная площадь во 2 пл. XVII в)
Слайд №5 (А.П.Рябушкин “Семья купца в XVII в”)
Учитель обращает внимание типичные черты купца, выделенные художником.
4. “Бунташный век”
Учитель: Какого было положение народа в XVII в? В чем проявилось ухудшение его положения?
Ученики: Соборным Уложением 1649 г вводится бессрочный сыск беглых крестьян, упраздняются белопоместные слободы, власть ведет наступление на казачьи вольности.
Слайд №6 (Э.Лесснер “Соляной бунт”)
Учитель, анализируя содержание картины, спрашивает учеников о времени и месте, причинах бунта, социальном составе, методах борьбы и результатах.
Слайд № 7 (Лесснер “Медный бунт)
Рассматривая иллюстрацию, учащиеся вспоминают сведения о Медном бунте – время, место, причина, социальный состав участников, методы борьбы, результаты
Слайд №8 (В.Суриков “Степан Разин)
Учитель, обращая внимание на образ, спрашивает (или рассказывает) о чертах характера Степана Разина.
(Домовитый казак, не простивший правительству казнь брата. Деятельный, волевой, решительный, в тоже время обладающий свирепым и неукротимым нравом, был жесток, чужд великодушия и сострадания).
Ученики вспоминают сведения о восстании по тому же плану: причины, место и время действия, программа восставших, социальный состав, методы борьбы, результаты. В ходе ответа ученики обращаются к карте.
5. Церковный раскол
Учитель: Русское общество в XVII в был потрясено, расколото на два лагеря. Какое событие к этому привело?
Ученики: Реформа патриарха Никона 1653 г.
Слайд №9 (В.Шварц “Патриарх Никон в Новом Иерусалиме”)
Обращается внимание на облик Никона – суровый, решительный, целеустремленный. Сведения о строительстве Нового Иерусалима.
Учитель: В чем сущность реформы?
Ученики: Исправление богослужебных книг, введение новых обрядов (троеперстие, поясный поклон и т.д.)
Слайд №10 (А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”)
Учитель: Кто противостоял?
Ученики: старообрядцы, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.
Слайд №11 (В.Суриков “Боярыня Морозова”)
Слайд №12 (С.Иванов “Во времена раскола”)
Обращается внимание на социальный состав старообрядцев, их религиозный фанатизм.
Учитель: В чем проявлялось сопротивление старообрядцев?
Ученики: Уход в скиты, самосожжение, восстание Соловецкого монастыря.
6. Внешняя политика России XVII в.
Учитель: Вспомним основные направления внешней политики.
Ученики: Западное, южное, восточное.
Учитель: Как развивались взаимоотношения с Речью Посполитой?
Ученики: 1632-1634 Смоленская война, сущность Запорожской Сечи, Земский собор 1653 г., Переяславская Рада 1654г., русско-польская война 1654-1667 гг, Андрусовское перемирие 1667 г., “Вечный мир” с Речью Посполитой 1686г.
В ходе ответов учеников используется карта.
Слайд №13 (И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”)
Слайд №14 (М.Хмелько “Переяславская Рада”)
Слайд № 15 (М.Дерегус “Воссоединение Украины с Россией”)
Учитель: Восточное направление внешней политики – колонизация Сибири и Дальнего Востока, выделить причины, методы колонизации, сравнить с созданием западных колониальных империй.
Слайд №16 (К.Лебедев “Освоение русскими новых земель”)
Ученики: Заселение и хозяйственное освоение территорий, предприимчивость; строительство острогов, обложение населения ясаком – налогом пушниной; колонизация внутренняя; руководители отрядов землепроходцев – С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров.
Во время ответа используется карта.
Учитель: На юге Россия часто сталкивалась с Крымским ханством, а также с усиливающейся Османской империей. Какие события вы можете назвать?
Ученики: 1637-1642 г.г. “ Азовское сидение казаков”, русско-турецкая война 1677-78 г.г.
Во время ответа используется карта.