Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.09.2003 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”.
- Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”.
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области ОТ 20.10.2010.№ 1772 “О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования”.
- Примерная программа основного общего образования по математике.
- Методические рекомендации для образовательных учреждений Мурманской области “О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений”.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- формирование представлений о математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 850 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Организация учебного процесса:
В процессе обучения применяются современные образовательные технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на развитие личности каждого ученика. Основной целью урока математики является организация “понимающего” усвоения предмета. Для достижения этой цели на уроках создаю учебные ситуации, способствующие пониманию учебного материала учащимися, усвоению ими общих способов действия: действия контроля и оценки своих результатов.
2. Технология дифференцированного обучения, включающая в себя комплекс методических приёмов, обеспечивающих процесс обучения в гомогенных группах. А также применение дифференциации учебных заданий по уровню трудности, по объёму учебного материала и дифференцированные приёмы при изучении нового материала.
3. Технология здоровьесбережения обучающихся, направленная на использование динамических пауз, ведётся работа по преодолению перегрузки учащихся, нормирую объем домашних заданий.
4. Технология развития интереса к предмету, которая состоит из комплекса методов, стимулирующих мотивы учебной деятельности и внеклассной работы по предмету. На уроках применяются элементы занимательности: кроссворды, ребусы, примеры- соревнования, упражнения, создающие ситуацию успеха.
Составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход урока, учитываются интересы, склонности, способности и возможности ребёнка.
В обучении математике акцент ставится на общее развитие учащихся, а именно развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции.
Для поддержания интереса к предмету у детей, их активности на протяжении всего урока широко использую методы, стимулирующие мотивы учебной деятельности. При обобщении материала проводятся уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки – соревнования, уроки зачёты, уроки семинары.
На уроках используются различных методов обучения.
1. Методы передачи информации:
а) словесные - изучаем материал по средствам рассказа, беседы, чтения учебника;
б) наглядные - демонстрация математические таблиц, схемы, чертежей, плакатов;
в) практические - выполнение практических работ по темам: “Прямоугольная система координат”, “Движение”, “Симметрия”, “Геометрические тела”, “Построение сечений”.
2. Методы по характеру усвоения нового материала:
а) иллюстрационно-объяснительный;
б) репродуктивный;
в) эвристический.
3. Методы, стимулирующие мотивы учебной деятельности:
а) дидактические игры: “крестики-нолики”, “лестница”, “светофор”, “пазлы”;
б) элементы занимательности: кроссворды, ребусы, примеры-соревнования;
в) создание ситуации успеха: “найдите ошибку”, “придумай задачу”.
4. Методы контроля и самоконтроля:
а) устный опрос у доски, с места;
б) зачёты по темам;
в) математические диктанты;
г) тесты;
д) самостоятельные работы с самопроверкой, проверкой учителя;
е) письменные ответы по карточкам;
ж) контрольные работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Организация учебного процесса: классно-урочная система.
Содержание учебного материала (см. “Примерная программа основного общего образования по математике”)
Основные особенности рабочей программы (5 ч. х 34 х 4 года = 680 ч., 5 ч. х 34 = 170 ч. ИТОГО – 850 часов)
Учебники “Математика. 5 класс”, “Математика. 6 класс” под редакцией Н.Я. Виленкина практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5-6 классе. Главное отличие состоит, что в том изучения обыкновенных дробей начинается в 5 классе и продолжается в 6 классе после изучения темы “Делимость чисел”.
Что касается алгебраического материала, то здесь отличия от традиционных учебников более существенные. Значительно увеличен по сравнению с традиционным курсом объем материала, посвященный преобразованиям буквенных выражений путём раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. В 5-6 классах начинается целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению общих приемов решения линейных уравнений с одним неизвестным, а также решения текстовых задач с помощью уравнений.
В этих учебниках под редакцией Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой представлены четыре фундаментальных раздела: “Числа и вычисления”, “Выражения и их преобразования”, “Уравнения и неравенства”, “Функции”. Материал каждого из этих разделов раскрывается последовательно, составляя некоторую содержательно-методическую линию.
В основу структуры курса положены такие принципы, как сбалансированное развитие содержательно-методических линий, их взаимопроникновение и взаимодействие. Рассмотрение новых видов алгебраических выражений связывается с изучением свойств и графиков соответствующих классов функций. Преобразования выражений по мере их изучения используются для решения новых задач вычислительного характера, для расширения круга рассматриваемых уравнений, для исследования функций. Решение уравнений и неравенств связывается с вычислениями и тождественными преобразованиями, с различными заданиями функционального характера. Свойства функций являются опорными при исследовании уравнений и систем уравнений, сравнении значений выражений, решении неравенств. При изучении вероятностно-статистического материала находят применение вычисления, решение уравнений, графические представления. Благодаря взаимосвязи и взаимопроникновению содержательно-методических линий курса создаются условия для глубокого усвоения учащимися теории и овладения математическим аппаратом.
УМК “Геометрия. 7–9 класс” под редакцией Л.С. Атанасяна, ориентирован на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 7-9 классах.
Цель изучения: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.), и курса стереометрии в старших классах. Отвечает линейно-концентрическому принципу построения. Состоит из трех разделов "Требования к математической подготовке учащихся", "Содержание обучения", "Тематическое планирование учебного материала". Последний раздел - основной для организации учебного процесса - главным образом и определяет основные различия между указанными ниже методическими системами обучения математике.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Математика. 5 класс. / Н.Я. Виленкин, В.А. Жохов/ М. Мнемозина, 2008.
Математика. 6 класс. / Н.Я. Виленкин, В.А. Жохов/ М. Мнемозина, 2008.
Алгебра. 7 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк/ Просвещение, 2008.
Алгебра. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк/ Просвещение, 2008.
Алгебра. 9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк/ Просвещение, 2008.
Геометрия 7–9 класс /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов/ Просвещение, 2008.
2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактический материал по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, 2005 г.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактический материал по математике для 6 класса. – М.: Просвещение, 2005 г.
4. Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько /М. “Илекса”, 2005.
5. Самостоятельные и контрольные работы по математике 6 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько /М. “Илекса”, 2005.
6. 5–6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. / Ф.Ф. Лысенко / Ростов-на-Дону “Легион” 2008
7. 7–9 класс. Тесты для промежуточной аттестации. / Ф.Ф. Лысенко / Ростов-на-Дону “Легион” 2008.
8. Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. Зив Б.Г. - Просвещение, 1995.
9. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. Зив Б.Г. - Просвещение, 1996.
10. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. Зив Б.Г. - Просвещение, 1993. 11. Геометрия. Дидактические материалы. 7-9 кл. Мельникова Н.Б., Лепехова Н.М. и др. - Мнемозина, 1996.
12. Геометрия 7-9. Тематические зачеты. Варианты 1-4. Мельникова Н.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
13. Изучение геометрии в 7-9 кл. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. - Просвещение, 1997.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Основные приборы: линейка, циркуль, набор чертёжных треугольников, транспортир.
Модели: набор плоских геометрических фигур, набор объёмных геометрических фигур.
Требования к уровню подготовки обучающихся (см. “Примерная программа основного общего образования по математике”).