“Человеческая культура возникла
И развертывается в игре, как игра”
Й. Хейзинга
В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению обучающихся знаний через игру. Преподавателю приходиться приложить немало усилий, чтобы развить у них интерес к предмету, и приучить выполнять задания.
Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. Под активностью подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти же средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии [2].
Последние 2 года я с интересом изучаю игры, применяю их в своей работе.
На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на учащихся сегодня:
– низкая мотивация учения;
– нет активности обучения;
– нет потребности, усваивать знания и умения;
– невысокий процент качества полученных знаний;
– атрибуты современной действительности – легкие деньги без умственного и
физического труда;
– потерянные нравственные ценности общества;
– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего
собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения,
фантазии, появление стихийных групповых игр;
– новые современные технологии, которые не всегда влияют положительно на
подростка.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на коммуникативную деятельность. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории[1].
Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько уровней исторического мышления:
1. Игры направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.
2. Игры направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.
3. Игры направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование , проблемная игра, игра – дискуссия, игра – имитация.
4. Игры направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: психодрама, ролевая игра, социодрама.
Остановимся на дидактической игре. Дидактическая игра может быть проведена как повторительно-обобщающий итоговый урок, неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия. Игру можно разбить на несколько этапов:
1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.
2. правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.
3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.
4. Позновательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.
5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.
6. Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи. Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.
В конце урока – игры, нужно получить обратную связь, поэтому можно составить карту самоконтроля учащегося. Например:
- Момент урока, вызвавший интерес?
- Что не понравилось на уроке?
- Моя активность по 10 бальной шкале.
- Оценка преподавателю по 10 бальной шкале.
- Предложения.
Пример уроков по истории (названия):
- Социализация личности в историко-правовом пространстве.
- Поликомпетентность как современное требование к успешности и социализации личности.
- Хочу все знать.
- За, что я люблю свой город?
- Восстание С.Разина.
- Суд над И.В. Сталины и аналогичный урок с Петром Первым.
- Прощай ХХ век.
- Итоги ВОВ. Человек ВОВ.
- Внешняя политика в годы правления Александра Второго.
- Символы России.
В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:
Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль.
Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к истории.
Список литературы:
- Кочетов Н.С. История России. Методическое обеспечение уроков – 11 класс. Изд. “Учитель”, Волгоград,2001 г.
- Лунников К.В. Игры на уроках истории 10–11 классы. Изд. “ русское слово”, 2002 г.